В условиях недостаточной видимости автомобиль должен быть хорошо заметен участникам дорожного движения. А они — водителю. Ещё водитель должен видеть дорогу и возможные препятствия на ней. Всему этому служат многочисленные световые приборы автомобиля. Главное, конечно, фары, о которых я уже писал. Далее по важности — габаритные огни и стоп-сигналы. Сейчас практически невозможно ездить и без сигналов поворота, хотя Правила до сих пор предусматривают подачу этих сигналов рукой, причём даже днём вряд ли кто обратит на них внимание.
Многие автомобили имеют и противотуманные фары и фонари. Причём они помогают не только в тумане. Про противотуманные фары, их конструктивные особенности и эффективное использование знают далеко не все. Даже водители. Чем же они отличаются от других типов фар? И когда их нужно включать?
Самое большое заблуждение — что эти фары должны иметь жёлтые стёкла. Действительно, в правилах говорится, что противотуманные фары должны иметь стёкла жёлтого или белого цвета. И всё. И многие считают, что жёлтый свет лучше «пробивает» туман. Но это не так. Разницы никакой нет. Противотуманные фары солидных производителей автомобильной светотехники — белые.
У противотуманных фар главное — не цвет, а распределение светового потока. Они дают плоский и широкий горизонтальный луч, который стелется непосредственно над дорогой, чтобы не освещать толщу тумана по высоте. Часто и туман не доходит непосредственно до земли, т.к. он возникает при условиях, когда земля теплее воздуха. Светят правильно отрегулированные фары недалеко — метров на десять. Больше и не надо — скорость в тумане небольшая. Зато они светят и в стороны — видеть обочину и линии разметки при плохой видимости необходимо.
У некоторых машин сзади есть и противотуманный красный фонарь. Он светит ярче габаритных огней и даже сигналов тормоза. Задний фонарь должен в тумане гореть и днём и ночью. Это позволит едущему сзади водителю в тумане раньше вас увидеть. Днём в тумане нужно вместо противотуманных фар включать дальний свет основных — не для освещения — света достаточно, а чтобы вас видели встречные водители.
Противотуманные фары полезны и без тумана. Раньше их рекомендовали включать в темноте на узких дорогах с большим количеством поворотов. Скорость небольшая, а они светят и вбок. Сейчас на некоторых автомобилях основные фары поворачиваются вслед за поворотом руля. Но и при движении прямо светить вбок полезно и на узких лесных дорогах, и при езде по заставленным машинами дворам — могут появиться животное или человек. Я обычно в таких случаях включаю одновременно противотуманные фары и ближний свет основных — он светит чуть дальше.
Правильно пользуйтесь имеющимися световыми приборами — и ваша езда станет ещё безопаснее.
Добрый день.
Я тоже поддерживаю, что противотуманки должны быть желтого цвета.
Желтый цвет меньше поглощается туманом.
Вообще с точки зрения оптики лучше использовать ораньжевый цвет - но это запрещено правилами.
Синий цвет лучше всего поглощается туманом, поэтому этот цвет лучше неиспользовать.
Некоторые производители действительно делают ПТФ белого цвета, но выпускаются для них и лампочки желтого цвета.
0 Ответить
Андрей, пожалуйста, дайте ссылки, откуда Вы взяли, что жёлтый свет меньше, а синий больше поглощаются туманом. Если это так, то автопроизводители заплатят Вам огромные деньги за повышение безопасности даже на доли процента.
Например "VOLVO" считается одним из самых безопасных автомобилей. И они тратят большие деньги на тесты и затем рекламу этого. Но они не знают про жёлтый свет и ставят на свои машины противотуманные фары со стёклами и лампочками белого цвета.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Извини, что долго не писал, времени небыло.
"жёлтый свет меньше, а синий больше поглощаются туманом" - это свойства света.
Я учился в институте на факультете оптика.
Если у вас противотуманки жёлтого цвета - это незначит, что они пропускают только жёлтый цвет. Желтый цвет является некомпенсированным поэтому мы его и видим. Т.е. другими словами жёлтый светофильтр вырезает синий цвет.
Если кому-то интересно могу рассказать поподробнее.
С вашей статьёй насчёт низкого расположения фар согласен - происходит подсветка тумана снизу, подобный эффект можно увидеть переключая в тумане дальний-ближний, но с точки зрения оптики они неявляются противотуманными фарами.
К тому же есть целый класс машин у которых такая установка фар невозможна.
0 Ответить
Валера, но разве сама по себе моя теория не смотрится убедительно?
Где нашел - не помню, но ведущие автопроизводители внимательно следят за статьями журнала "ШКОЛА ЖИЗНИ" и после Вашей статьи и наших комментариев на своих планерках поставили инженерам задачу в разрабатываемые модели устанавливать именно желтую оптику ПТФ .
А почему бы и нет...
0 Ответить
Спасибо, Валерий, как всегда- интересно и познавательно.
Видел фраеров, которые противотуманки ставят на крышу!!! и очень гордятся этими фарами
От себя добавлю информацию по цвету рассеивателей:
Проблема освещения дороги в тумане или во время осадков заключается в эффекте отражения светового луча микрокаплями тумана, дождя и снежинками, что проявляется в виде образования
световой стены. Белый свет является полихромным. Проникая в «каплю» тумана, он раскладывается на множество лучей разного цвета. Далее они частично отражаются от следующей границы
преломления (противоположной «стенки» капли), давая при этом множество отражений, что, собственно, и создает «белую стену». Это затрудняет видимость.
Если же в каплю проникает практически монохромный желтый свет, он раскладывается только на два цвета, и свет отражается гораздо меньше. Эффект «световой стены» при этом проявляется слабее.
Также стоит отметить, что глаза человека воспринимают желтый цвет лучше, чем белый. Поэтому с точки зрения безопасности желательно использовать желтые «противотуманки» или лампочки.
0 Ответить
Интересное предположение насчет "белой стены". Хотя "жёлтая стена" ничем не лучше. Действительно, свет на капельках тумана не рассеивается, о чем я написал в ссылке в комментарии выше, а преломляется. Причём желтый свет не раскладывается на два цвета, а так и остаётся жёлтым. А всё-таки солидные производители противотуманных фар делают их белыми. Например, на моей "VOLVO" стоят заводские противотуманные фары белого цвета. Был бы эффект - ставили бы жёлтые.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Насколько мне известно, желтый свет используется именно из-за его цвета. Свет с длиной волны желтого цвета меньше рассеивается на капельках тумана, то есть ДА пробивает туман дальше. Похожий эффект объясняет голубой цвет неба (голубой свет меньше рассеивается атмосферой - кислородом, озоном и т.д.) и доходит до нас только он, несмотря на то, что цвет света солнца - белый, то есть всех цветов.
Форма луча важна при любом цвете света фар.
0 Ответить
Насчет рассеяния света на капельках тумана я уже писал в комментариях к другой статье.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Познавательно.
0 Ответить
Как всегда доходчиво и практично. 5.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну конечно, противотуманки необходимы!
0 Ответить
Дальний свет при тумане будет только вовред. Дорогу при нем хуже видно, это факт. Как и в других погодных условиях. Я один раз ехал ночью только с ближним, так как была метель и дальний только ухудшал мое положение.
Что касается фар, то их основное предназначние очень хорошо описано в статье. Непонятно за что она получила, к данному моменту, столь низкий балл.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
О применении дальнего света в тумане я писал только про день. Днём туман и так хорошо освещён, а дальний свет раньше увидят встречные.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
я описал свои эмоции от применения ночью, где он впринцепе и должен применятся. Вообще в туман дальний включать все же не следует, слепит как ни крути и впереди идущих и навстречу. А еще неизвестно что лучше ослепление или невиденье. Одинаково опасно.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Издали в тумане, да ещё днём дальний свет не слепит, а вблизи, если туман не очень сильный, можно переключиться на ближний.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
0 Ответить
Верю каждому слову.
автомобилю в раньше в тумане увидеть
Но и при движении прямо видеть вбок полезно и на узких лесных дорогах и при езде по заставленным машинами дворам – могут появиться животное или человек.
- здесь хоть какую-то из И надо бы убрать.
Я обычно в таких случаях включаю одновременно противотуманные фары и ближний свет основных – он светит чуть дальше.
- а здесь лучше бы сделать: одновременно и ПТ фары и ближн. свет...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Рад еще одной возможности узнать что-то новое об автомобилях из Ваших статей
Оценка статьи: 5
0 Ответить