В восьмидесятые годы XIX столетия у молодого норвежского ученого Фритьофа Нансена возникла идея использовать для проникновения к Северному полюсу дрейф льдов, для чего экспедиционное судно должно было вмерзнуть во льды в районе Новосибирских островов и предоставить себя полярному течению.
Нансен не был кабинетным ученым — готовясь к покорению Северного полюса, он много тренировался и даже пересек на лыжах Гренландию. Свой проект полярной экспедиции он изложил Норвежскому географическому обществу, которое восприняло его с большим интересом. Но за рубежом проект норвежца вызвал оживленные споры. Почти все полярные авторитеты отрицательно отнеслись к экспедиции на дрейфующем судне, охарактеризовав ее как «чистое безумие».
На средства, частью отпущенные норвежским правительством, частью собранные по подписке, было выстроено судно, приспособленное для длительного пребывания во льдах. Нансен назвал его «Фрам», что значит «Вперед». Нансен не знал, сколько продлится экспедиция, поэтому запасы продовольствия и снаряжения на борту «Фрама» были рассчитаны на пять лет. Кроме Нансена в экспедиции приняло участие 12 норвежцев, среди них были капитан «Фрама» Отто Свердруп, с которым Нансен совершил переход через Гренландию, лейтенант Скотт-Гансен, которому было поручено руководство научными наблюдениями, и лейтенант Иогансен.
24 июня 1893 года «Фрам» вышел в море. Вскоре судно вошло в малоизученную часть Ледовитого океана, стали встречаться в одиночку и группами острова, не нанесенные на карту. Всем им давали имена. Путь был очень труден, так как Нансен пытался как можно дальше продвинуться на север. 22 сентября под 78°50' северной широты и 133°30' восточной долготы «Фрам» уперся в сплошные льды. Отсюда и начался его знаменитый дрейф.
Лед вместе с плотно сидевшим в нем судном понесло, как и предполагал Нансен, на северо-запад с некоторыми уклонениями к северу. К сожалению исследователя, скорость дрейфа была незначительной. Прошла долгая полярная ночь. Ни на день не прекращались научные исследования. 7 августа 1894 г. было ознаменовано большим событием — лот показал глубину 3850 метров. Это опровергло существовавшее мнение, будто центральная часть Северного Ледовитого океана мелководна.
Подошла вторая полярная ночь. Дрейф продолжал оставаться очень медленным. Надежды на то, что судно пройдет близко от полюса, становились все меньше. 20 ноября Нансен сообщил товарищам о своем решении идти к Северному полюсу пешком. Иогансен вызвался его сопровождать. 14 марта 1895 года два путешественника покинули «Фрам», который в то время находился под 84°05' северной широты и 101°35' восточной долготы, и направились на север. 28 собак тащили за собой трое нарт, на которых лежало около 800 килограммов груза, включая два каяка. Движение по торосистым льдам оказалось неимоверно трудным. К 7 апреля Нансен достиг 86°14' северной широты и 95° восточной долготы, пройдя вглубь Ледовитого океана значительно дальше, чем это удавалось его предшественникам. Продолжать путь он не рискнул и повернул на юг, держа курс к Земле Франца-Иосифа.
Обратный переход был не легче. Собак пришлось убивать, чтобы дать пищу остающимся в живых. Только 24 июля путники увидели вдалеке землю — это были всего лишь острова, до материка было еще далеко. 7 августа путешественники достигли чистой воды и пустились вплавь на каяках, по пути нанося на карту новые острова. Короткое северное лето кончилось, приближалась полярная ночь. В конце августа путешественники высадились на берег и стали готовиться к зимовке. Из камней, земли, мха и шкуры моржа построили хижину. Заготовили запасы мяса и жира. Несмотря на тяжелые бытовые условия, длительная зимовка прошла успешно. 19 мая 1896 г. путешественники покинули свое временное жилье и направились на юг. Через месяц они вышли к маленькой колонии зимовщиков, которая уже второй год жила на мысе Флора. Путешественникам повезло, вскоре сюда должен был придти корабль. Длительная эпопея в полярных льдах для них окончилась. Через месяц на мыс Флора прибыл английский пароход «Виндворд», на котором Нансен и Иогансен отправились в Норвегию.
Единственное, что тревожило Нансена и его спутника, это судьба «Фрама». Но тревога быстро развеялась, неожиданно пришла телеграмма: «Шерве, 20 августа 1896 года, 9 часов утра. Доктору Нансену. „Фрам“ прибыл сего числа в хорошем состоянии. Все благополучно. Сейчас отходим в Тромсе. Поздравляем с приездом. Отто Свердруп». Уже на следующий день Нансен со спутником прибыл в городок Тромсе, и перед ними предстал «Фрам», который практически не пострадал в ледовом плену.
Капитан Свердруп рассказал, что с середины июня «Фрам» стал выбираться изо льда и постепенно продвигаться вперед. Временами для того, чтобы проложить путь судну, приходилось применять взрывчатку. Но «Фрам» продолжал упорно пробиваться к югу и в середине августа вышел на открытую воду.
Экспедиция Нансена очень много дала для изучения природных процессов в центральной части Арктики. Было установлено, что в районе дрейфа «Фрама» глубины превышают 3000 метров. Изучены закономерности в дрейфе льда, исследованы климатические условия центральной части Северного Ледовитого океана. Нансен установил, что в водной толще океана на глубине 200−800 метров проходит постоянное теплое течение. Над этим слоем располагаются более холодные воды, которые выносятся течением, направленным с востока на запад, в Гренландское море. Большое значение для изучения Арктики имели собранные Нансеном сведения о живых организмах, населяющих толщу океана, и о льдах, его покрывающих. Он установил, что льды в центральной части Северного Ледовитого океана не представляют собой сплошного массива, они пересечены большими каналами, разводьями и полыньями, а под влиянием ветра и течений среди них возникают зоны сжатий и разрежений.
Экспедиция Нансена стала крупнейшим событием в истории полярных путешествий, стимулом для организации новых полярных экспедиций, разными путями устремившихся на север. Материалы его экспедиции внимательно изучал адмирал Семен Макаров, когда готовился штурмовать Северный полюс на ледоколе «Ермак». Несмотря на прошедшие годы, исследования Нансена и его товарищей не потеряли своего значения.
Спасибо за статью!
Да, подумалось: сегодня богатеньких дядек могут забросить на вертолете на любой из полюсов, а ТОГДА все было иначе - ценой собственной жизни и неимоверных усилий, ценой несгибаемой воли в победу, в успех...В стремлении к неизведанному!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Виктория, вы точно подметили, что ТОГДА все было иначе.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо за ссылку, Владимир. Прочитала с удовольствием, +5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
не знал сколько продлится экспедиция - пропущена запятая.
12 норвежцев: среди них были - двоеточие как-то не вяжется. Я бы разделил на 2 предложения.
отходим в Тромсе, в городок Тромсо - как правильно, все-таки?
пробиваться к югу, и в середине августа - лишняя запятая, имхо.
Интересно, но читается как школьный реферат.
0 Ответить
0 Ответить
Как обычно смерть идет рядом с тягой к жизни. Это я об убийстве собак.
Впрочем надо отдать у путешественников было еще то мужество. Про взаимовыручку и помощь говорить не буду, с этим и так все понятно.
0 Ответить
Интересно.
0 Ответить
Очень интерено, люблю всякую такую историческо-географическую информацию. 5.
0 Ответить
Оказывается в Москве ему устанолен памятник. Специально сходил его сфотографировал. Он на главной иллюстрации.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, заголовок таким вымученным выглядит. И слишком конкретным. Ответ на такой вопрос односложен: Нансен.
Может, стоило бы сделать его хотя бы двухчастным. Например:
Как открывали Северный полюс? Путешествие Нансена
Или Как Нансен шел к Сев. полюсу?
Или что-то вроде того...
0 Ответить
Да, Вы правы, надо поправить. Подумаю как.
Оценка статьи: 5
0 Ответить