• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Подкаст
Профессионал

Куда исчез сосед по парте, или Чем хороши и плохи одноместные парты?

Часто с умилением вспоминаю соседа по парте и свой первый ученический стол. Это была потрепанная парта старого образца. Во время ответа приходилось вставать, приподнимая руками подвижную дощечку на петлях. Помню, петли частенько слетали, и мой дедушка вечером приходил в школу, чтоб их прикрутить. Сейчас в вопросе школьной меблировки дела обстоят иначе…

Советская школьная парта 1940-х — 1950-х годов в Хабаровском краевом музее им. Н. И. Гродекова Фото: ru.wikipedia.org

Тихо сам с собою…

Давайте попробуем воспроизвести в голове образ западной школы. По мотивам многочисленных фильмов в первую очередь на ум приходят следующие вещи: наличие у каждого ученика отдельного шкафчика для вещей, закрытого ящика для хранения спортивной формы и личной одноместной парты в учебном классе. В последние годы и в нашей стране в вопросах мебельного оснащения школ переходят от коллективизма к индивидуализму, предпочитая одноместные парты двухместным. И в этом есть определённые преимущества!

Первое и главное — во время занятий ребёнок не отвлекается на своего соседа-одноклассника, он предоставлен исключительно своим задачам и заботам. Таким образом, ученик больше сосредотачивает своё внимание на занятиях, и продуктивность обучения возрастает.

Современные одноместные парты имеют возможность регулировки под рост каждого школьника. Это позволяет учебному месту расти вместе с учеником и подгонять высоту стола под каждого ребёнка в отдельности, предупреждая сколиозы и нарушения функции опорно-двигательного аппарата. Также у современных одноместных парт есть возможность самостоятельного выбора удобного угла наклона.

Отдельная парта — это личное рабочее место ученика, которое ему не придется ни с кем делить. Парта закрепляется за конкретным человеком, и за её сохранность и чистоту каждому приходится отвечать самостоятельно. У ребят повышается ответственность за сохранность школьного имущества. А в некоторых школах пошли еще дальше — за счёт регулировки высоты парты предоставляется возможность использования рабочего места одному хозяину на протяжении всех 12 лет обучения!

Куда исчез сосед по парте, или Чем хороши и плохи одноместные парты?
Фото: Depositphotos

У школьника, сидящего за отдельной партой, возможность списать или получить подсказку сводится к минимуму. Поэтому ученику в процессе учебной работы приходится рассчитывать только на свои силы. Этот момент может воспитать в ребятах более серьёзное отношение к учёбе.

Одноместные парты более мобильные и лёгкие, их проще расставлять в кабинете для проведения викторин или круглых столов.

Особенно знакома школьная проблема «соседа по парте» детям-левшам, которые испытывают определённые неудобства, разделяя соседство с ребёнком-правшой. Ребята, как правило, мешают друг другу. Парта на одно посадочное место — хороший выход из ситуации.

Коллективизм

Термин «сосед по парте» так приятен для нашего уха! Предлагаю немного поностальгировать и вспомнить принцип школьной рассадки. В младших классах всех рассаживают по росту, учитывая индивидуальные родительские ходатайства и успеваемости (отстающих, как правило, сажают поближе к доске и рядом с отличником). В старших классах все сами садятся так, как им вздумается, скорее «по симпатиям». Не считая контрольных — тогда многие стремятся сесть с ботаниками, чтоб можно было списать или хотя бы вознадеяться на помощь. Вот здесь-то и просматриваются все недостатки одноместной парты.

В одноместной рассадке идёт полное отделение от коллектива в обучении, срабатывает принцип «каждый сам за себя». Такие важные вещи, как взаимовыручка, взаимопомощь, совместное обсуждение, конечно, сохраняются, но выходят на иной уровень. В младших классах сложно развить у ребёнка умение делить свою территорию и личные вещи с другими детьми.

Куда исчез сосед по парте, или Чем хороши и плохи одноместные парты?
Фото: Depositphotos

Сидя за одной партой с человеком, узнаёшь его ближе, потому что имеешь больше возможности с ним пообщаться. Меняя соседей по парте и общаясь с ними, школьники активнее развивают свои коммуникативные навыки. Вспомните своих друзей в первом классе. Наверняка, самый любимый и близкий друг — это ваш сосед по парте.

Малообщительные ребята могут ещё больше замкнуться и с большей вероятностью не вписаться в коллектив, остаться незамеченными.

Вспомните школьную жизнь и своего товарища по парте — на протяжении урока вы были с ним командой, творческим тандемом. Именно здесь были получены первые навыки решения совместных задач и проблем, азы работы в команде.

Выходит, что парта — это не просто предмет мебели, а неотъемлемая часть учебного процесса. И количество посадочных мест может повлиять на многие факторы. Поэтому в идеале — лучше всего разумное сочетание двух подходов. Тогда ребёнок сможет и почувствовать себя независимой индивидуальностью, и научиться ощущать себя частью коллектива.

Удачной и удобной вам учёбы!

Статья опубликована в выпуске 23.12.2007
Обновлено 1.04.2022

Комментарии (32):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Нина Чеснокова Читатель 14 ноября 2011 в 19:59 отредактирован 26 мая 2018 в 13:42 Сообщить модератору

    А правда, что эти парты одноместные очень сильно скрипят и всех раздражают???

  • Начнем с того, что в классе просто нет места для 6 рядов одноместных парт.

    Я - за одноместные - как, бывает, подставляют тебя, хорошиста, двоечники, которым ты решаешь задачи и в лучшем случае свое задание не успеваешь повторно просмотреть, а в худшем - тебя же за записку и выгонят из класса. Обидно. А учителя, чтоб сгладить свои педагогические проблемы и повысить показатели по успеваемости, специально рассаживали хорошистов с двоечниками (троечниками - двоечников у нас не было). И был лозунг, что отличник не может быть таковым, если его подшефный - троечник. Это было уродство, а не коллективизм.

    А для младшеклашек - вы же по фильмам помните, что за партой они сидят меньшую часть учебного времени, а большую - в кружке или толпе и что-то в игривой форме с учителем обсуждают.

  • Статья хороша!

    Моя пять автору
    И соседа по парте вспомнила. Был у меня в соседях рыжий хулиган-троечник Юрка. Дрались и ругались, однако когда дело доходило до рассадки, неизменно просились сохранить наш тандем До сихпор созваниваемся и изредка встречаемся

    Оценка статьи: 5

  • Сидя за одной партой с человеком узнаёшь - пропущена запятая.

    Про индивидуальную ответственность за свою парту.
    Вспомните про специализированные кабинеты - химии, физики, географии, биологии и т.п. Именно в них проводятся занятия по предметам. И школьнику приходится переходить из одного в другой постоянно. Какая может быть индивидуальная парта в одном классе? Все общее. А без специализированного кабинета нет возможности нормального обучения. Попробуйте провести химический опыт или посмотреть в микроскоп на листик дерева в простом кабинете. Или таскать парту на горбу по кабинетам?

    Ну, и про причины индивидуальной парты.
    На западе очень популярна модель обучения, когда школьник/студент сам набирает себе предметы для изучения в текущем году. В связи с этим получается, что нет стабильного класса/группы в нашем понимании. На каждом занятии состав аудитории варьируется. Поэтому нет смысла сидеть по двое. Каждый сам за себя.

  • Ох, а в первом классе - Господи, столько не живут! - на парте в специальном углублении стояла чернильница-непроливайка!
    На уроках (в том числе, чистописания) разрешалось писать только простыми пёрышками, со звёздочкой, на деревянной ручке.
    Приходилось их макать в чернила через каждые две буквы, все ходили чумазые, как поросята, - и руки, и нос, и щёки в фиолетовых пятнах...
    Автоматических чернильных ручек первоклашки не удостаивались, а только что появившиеся заграничные шариковые ручки вообще категорически запрещались (могли испортить почерк!)

  • Разумная идея. В наших школах наблюдать не приходилось.

  • Да, если можно варьировать - 2 или 1 место, это лучше всего.

  • Спасибо. Вспомнил молодость. 5.

    Оценка статьи: 5

  • 5!хорошая статья. много плюсов выделено!не задумывалась, что у одноместной парты столько преимуществ

    Оценка статьи: 5

  • За статью - 5,
    за способ рассадки - одноместной парте 5.
    Важно не какие парты - 1-2--местные, важно, чтобы детям удобно был за ними сидеть. С завистью, помню, рассматривала фотографии вековой давности о жизни местной гимзании. Класс для рисовании, где каждому ученику объект рисования видет прекрасно, класс отлично освещен дневным светом...
    Древние парты, конечно, были даже не совмещением стула со столом, это были такие особые сооружения, нечто вроде дневного жилища для школьника. Под парты было хорошо прятаться... Вспомните ящики для портфелей - сколько всякой дряни можно было в эти ящики запихнуть! А потом дежурные выгребали...

  • Я почти со всеми своими соседками по парте всегда дружила, а одна из них осталась лучшей подругой и спустя много лет после окончания школы. Мы с ней всегда так "зажигали", это действительно был неразрывный союз. А если б тогда практиковались одноместные парты, мы обе все годы чувствовали бы себя одинокими, так как никогда не дружили с классом.

  • Если честно то против одноместных парт. Мы катимся к европе, где стукачество и"индивидуализм" превыше всего. каждый сам за себя, у нас же не так. И старую систему образования уродуют как только могут. Вот теперь и 5ть лет в в вузе отменили.

    • Евгений, на земле нет ничего идеального. Почему бы ни перенять у европейского образования некоторые элементы и ни попробовать внедрить в нашу великую образовательную систему. Одноместные парты покка устонавливаются в порядке эксперимента. Кто знает - может быть они вовсе не приживутся

      Оценка статьи: 5

  • А мне вспомнились длинные скамейки в аудиториях университета.

  • Ох, такая ностальгия пошла... Школа вспомнилась... Спасибо!
    Но вот мои дети сейчас тоже по 1 уже в старших классах сидят, говорят, пока не поняли: лучше или нет. А частенько просто сдвигают одиночные парты попарно и сидят.

    • Мне лично кажется, что у нас в стране одноместные парты лучше вводить именно в старших классах, но никак не в младших. Пускай дети сначала научаться общаться, делиться и дружить, а уже потом будут обучаться, работая "на себя".

      Ирина, мне вот интересно стало - а как в вашей школе педагоги аргументируют введение "одноместок"?

      Оценка статьи: 5

      • У нас школа с многопрофильным обучением, всякими демократичными подходами. Поэтому хоть и поставили для старшеклассников 1-местные столики, но можно их хоть по кругу ставить, что дети и делают в зависимости от предстоящего урока. А так когда по 1 сидят, когда попарно сдвинут, а когда совсем как в ВУЗе - по 3-4. Если какое-то проверчное тестирование проводят, тогда ведь удобнее по одному их рассадить.

  • Согласна, что в одноместных партах есть как плюсы, так и минусы. Мне помнятся мои школьные годы, когда в классах было по 40 человек, а парт на всех не хватало и бывало, что даже по трое умудрялись сидеть. А вообще, сосед по парте, это действительно не просто человек сидящий рядом Эх, Костя Вилимайтис, где ты теперь?

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо за комментарий.

      Пока готовила материал - читала отзыв одного российского студента, который учился в Америке в течение года. Все в классе сидели за одноместными партами. Конечно же было общение, были друзья, приятели, но не было какой-то особой привязанности к одноклассникам, целостности коллектива. У нас по-другому...

      Эх, мой первый сосед по парте - Димка Алешкевич....где же ты?

      Оценка статьи: 5

  • У меня тоже была парта старого образца. А вдвоем веселее!

    Оценка статьи: 5

    • Я думаю, у всех авторов ШЖ были именно двуместные парты. Одноместки - недавнее нововведение.
      А вдвоём и правда было веселее - мы с соседкой на уроках рисовали кукол, играли в "Морской бой", а когда поболтать о мальчишках хотелось - клали на середину парты листочек - и переписывались)

      Оценка статьи: 5

      • Наталья Соммер,
        вовсе нет! У меня в начальной школе (1983-86 гг.) были отдельные парты. А в соседнем такие же точно парты ставили по две, как обычно. Я заглядывала в другой класс и удивлялась. И мне было хорошо, я именно так и привыкла учиться. Потом было неприятно сидеть рядом с кем-то. Когда появилась возможность (только в 10-м классе), стала садиться одна.