София Варган Грандмастер

Как Берта Бенц изменила мир?

Обычно человеком, изменившим мир, называют Карла Бенца — того самого Бенца, который дал миру автомобили, создав удивительный двигатель внутреннего сгорания. Говорят, что именно благодаря Карлу Бенцу «железный конь пришел на смену крестьянской лошадке». Но это не совсем так. Если бы не жена Карла — фрау Бенц, то мы вряд ли бы наблюдали сейчас пробки на дорогах мегаполисов, спорили о лучших марках автомобиля и тратили время на посещение СТО.

Берта Бенц, урожденная Рингер, была дочерью удачливого плотника и на первый взгляд ничего особенного из себя не представляла — симпатичная немецкая девушка из хорошей семьи. Тем не менее, эта девушка потребовала у отца приданое еще до свадьбы, мотивируя требование (не просьбу!) тем, что Карлу необходимы деньги для того, чтобы выкупить у компаньона часть фирмы: компаньон Карла Бенца устал тратить деньги на «фантастические прожекты», за которыми не наблюдалось прибыли.

Эти деньги позволили Карлу Бенцу заняться конструированием двигателя. Правда, Берта, как уже было сказано, была дочерью плотника, а не дочерью Ротшильда, поэтому деньги довольно быстро закончились. А Бенцев к тому времени было уже четверо: сам Карл, Берта и двое мальчиков — Рихард и Ойген. Наступили голодные времена. Берта держалась, стиснув зубы, буквально из топора готовя мужу и детям обеды. Карл продолжал работать.

И вот их усилия увенчались успехом — в 1885 году была создана «самодвижущаяся коляска». Одноцилиндровый двигатель с рабочим объемом 984 куб. см, мощностью 0,9 л.с., 400 об/мин. То есть, «коляску» тащила почти целая лошадь. При этом двигатель Бенца был удивительно легок — его вес составлял всего 69 кг, в то время как самые известные в то время двигатели «Дойц» весили аж 660 кг.

В Мангейме, где жило семейство Бенцев, смеялись: «У папаши Бенца не все дома». Ходили разные сплетни, вплоть до того, что покупатель «самобеглой коляски» попал в сумасшедший дом — то ли испугавшись механизма, то ли в результате воздействия «коляски» (и в те времена, как и теперь, люди любили находить «источники вредного воздействия»).

К 1888 году было построено еще две машины, модернизированных по сравнению с первой — переднее колесо было подвешено на рессоре, двигатель закрыт кожухом, для ездоков установили складной тент (очаровательный получился кабриолет). Этот самый кабриолет получил Большую золотую медаль мюнхенской промышленной выставки. Тем не менее, несмотря на столь высокую оценку, «самобеглую коляску» Бенца оценивали большей частью как технический курьез.

Нужно заметить, что в то время к подобным механическим чудесам отношение было двоякое. С одной стороны — технические новинки завораживали, с другой — во многих новинках люди не видели смысла. Ну скажите на милость, кому нужны «самобеглые коляски», если в наличии имеется прекрасная лошадиная тяга? К тому же, породистые лошади — это и престиж, и статус, и просто красота. А какая особая красота и элегантность в этой «коляске» с нелепым тентом и ненадежными колесами? Если помните, именно с этой проблемой столкнулся мечтательный Адам Козлевич, когда пытался внедрить идею автомобилизации в незабвенном Арбатове (Ильф и Петров, «Золотой теленок»).

И если бы не Берта Бенц — мы бы по сей день ощущали на городских улицах не запах автомобильных выхлопов, а аромат отходов жизнедеятельности парнокопытной тяги.
Берта Бенц была в первую очередь женщиной, а уж потом — все остальное. И как женщина она видела, что «самобеглой коляске» не хватает одного: демонстрации практичности. Вопрос был не в элегантности, а именно — в практическом применении. Необходимо было объяснить людям — желательно наглядно — для чего может пригодиться подобный механизм и чем он лучше «крестьянской лошадки».

И вот в один прекрасный день (4 августа 1888 года), не известив мужа ни одним словом, фрау Берта взяла двоих сыновей, и они втроем потихоньку вывели машину из ворот, прокатили по улице подальше от дома — чтобы Карл Бенц не услышал звук работающего двигателя. За руль сел Ойген, которому в то время было уже 15 лет. Берта и младший Рихард были пассажирами. И машина поехала. И не куда-нибудь, а в Пфарцхайм, где жили родители Берты. За 90 км!

Не нужно считать расстояние незначительным. Дороги оставляли желать лучшего, ведь они были приспособлены для гужевого транспорта, а отнюдь не для автомобильного. Да и скорость автомобиля была не чета современным — максимум 15 км/ч, а Ойген ехал медленнее. Так что путешествие растянулось на целый день.

Естественно, были и приключения, которые теперь стали достоянием истории. Сначала подвели тормоза — задымились кожаные накладки, да еще и на спуске, то есть, при максимальной скорости! И перед поворотом! Мальчики испугались, а Берта Бенц не растерялась. Поднабравшись от мужа разнообразных знаний, дочь плотника и жена автоконструктора скомандовала: «Наклониться в сторону поворота!» — и опасный момент был преодолен. Новые кожаные тормозные накладки приобрели в ближайшей деревне у сапожника.

Затем пришлось ремонтировать у кузнеца приводную цепь, которая растянулась. Берта — гениальный маркетолог! — не тратила зря ни одной секунды. Пока кузнец возился с цепью, она устроила собравшимся зевакам обзорную экскурсию вокруг машины, каждым словом подчеркивая достоинства чуда техники. Женщины завистливо поджимали губы и прикидывали, как бы они сами воспользовались такой «самобеглой коляской» (и лошадь запрягать не нужно!). Нужно отметить, что рекламная речь фрау Берты произвела куда больший эффект и возымела большее действие, чем золотая медаль, полученная на выставке. Ведь медаль дали за «чудо», а Берта Бенц демонстрировала потенциальным потребителям практическую пользу.

Засорившуюся трубку, через которую топливо подавалось в карбюратор, Берта прочистила длинной шпилькой (такими шпильками дамы прикалывали к прическе шляпки). Для дозаправки понадобилась… аптека. Естественно, ни о каких СТО и автозаправках тогда речи не было, а бензин продавали в аптеках, в маленьких пузырьках, как лекарство от кожных болезней. Называли его лигроином.

Фрау Берта справилась даже с коротким замыканием. Когда пробило изоляцию на проводе высокого напряжения, она соорудила новую «изоленту» из… резиновой подвязки от своего чулка.

Вот так Берта Бенц и сыновья совершили историческое путешествие из Маннхайма в Пфарцхайм. Финалом пути была телеграмма мужу (к тому времени Карл Бенц уже висел на потолке, представляя все ужасы, которые могли приключиться с его семейством и машиной): «Мы приехали к бабушке в Пфарцхайм». О благополучном прибытии Берта благоразумно умолчала — обе цепи задних колес растянулись. Лишь утром была отправлена телеграмма с просьбой прислать новые цепи.

Впоследствии братья Бенц, сыновья Карла, усовершенствовали первую модель автомобиля — установили фонари для поездок ночью, добавили вторую передачу, подняли степень сжатия и увеличили количество оборотов — все на основании испытательного пробега «на деревню к бабушке».

Если бы не Берта Бенц, машине Карла грозила судьба многих «забавных и бесполезных» технических новинок, которые признавались достижениями науки и техники лишь спустя десятилетия. Но Берта Бенц, истинная женщина-автомобилистка, верно уловила практическую пользу и назначение машины: доставка пассажиров и грузов из точки, А в точку Б. И смогла продемонстрировать ее публике. И мир изменился — благодаря дочери плотника, симпатичной немецкой девушке, жене выдающегося конструктора, благодаря Берте Бенц.

Опубликовано 22.07.2009
Дата первой публикации 31.05.2009

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (27):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • А если бы не Сименс, то Трамваи имели бы одну, две лошадиные силы и не было Электричек. Во так вот и Бенц придумал первую версию двигателя внутреннего сгорания. Во Как немцы виделись в конце 19 века.

     
  • Да, что касается Берты Бенц, первой женщине сумевший, оседлать автомобиль есть еще одна интересная статья - www.autodriving.net/pervaya-zhenshhina-za-rulem

     
    • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 2 апреля 2014 в 20:51

      Саша Быков, здесь обсуждается конкретная статья, блог статьи именно для этого существует. Ваша запись удалена - оффтоп.

       
  • София Варган, спасибо!Интересно, познавательно, легко!
    А вот что касается обсуждений здесь - "вот если бы" существует такое понятие хреодный эффект, которое предполагает что человечество в определенный период времени пошло не по оптимальному сценарию развития в силу различных причин или выгод определенных лиц подвластных его изменить в своих интересах....К таким можно отнести использование бензина как топлива и в дальнейшем сделав нефтяную добычу источником богатства хотя на тот момент, выше упоминалось, существовали другие источники топлива, может вовсе не эффективные... легенда про электромобиль изобретенный Никола Тесла , его заряда хватала на неделю, который в дальнейшем был уничтожен... Хотя этот факт не подтвержден и считается легендой-привожу в качестве примера...

    Оценка статьи: 5

     
    • Сергей ., а ведь изначально двигатели внутреннего сгорания вообще не принимали всерьез. Ведь электромобилей было очень и очень много, и когда был показан автомобиль Бенца - никому сначала и в голову прийти не могло, что вот это - будущее "самоходных повозок"

       
  • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 22 июля 2009 в 21:42 отредактирован 18 апреля 2014 в 23:17

    Я видел фото исторической реконструкции этого пробега, но они неправильные - машина не та. А вот у меНЯ в коллекции была почтовая марка именно с той самой машиной - на деревянных тележных колёсах и с небольшой скамеечкой спереди.
    Вот, кстати, нашёл рисунок современника фрау Бенц.

     
  • София Варган, статья неплохая. но вот вывод "вот если бы не она, то до сих пор бы на лошадях...", тянущийся через всю статью, неверный в корне.

    На каждом этапе человеческого развития накопившиеся знания о мире уверенно приводят к очередному изобретению - это объективный процесс, независящий от конкретных личностей.
    Есть и гении, но они остаются непонятыми, потому что их идеи опередили время - например, Леонардо да Винчи из средних веков со своими чертежами вертолетов и прочими гениальными для своего время задумками.

    Например, лук не изобрел один-единственный человек- его независимо изобретали в каждом районе Земли люди, достаточно уже развитые, чтобы осознать силу лианы в приложении к ветке.

    Колесо тоже не изобретение одного человека. В разных местах его изобретали наново и начинали использовать.

    Металургия тоже развивалась в разных местах независимо друг от друга.

    Вон даже радио и то сколько споров, кто из ученых успел первее его придумать.

    Есть такое понятие, как идея, витающая в воздухе.

    В то время уже были известны и использовались все компоненты будущего автомобиля - моторы других производителей, было известно и использовалось электричество. Было все для создания простого двигателя внутреннего сгорания и встраивания в коляску. Если бы не Бенц, то через 5-10 лет нашелся бы другой изобретатель, скомпоновавший из известного набора самобеглую коляску.

    Если бы такой автомобиль появился бы где-нибудь в средние века, то это было бы революцией - и электричества, и прочих технологий тогда не было вообще, и появление такой коляски было бы чудом, и тогда бы реально цивилизация стала бы развиваться в автомобильном смысле на 500 лет раньше. Но скорее всего это были бы происки черта - изобретателя сожгли бы на костре и все.

     
    • Павел Мельник, первые поиски в направлении создания ДВС начались даже раньше, чем разработки паровых машин - в 17 веке, к ним подтолкнуло развитие огнестрельного оружия. Первый рабочий ДВС Исаака де Риваза работал на порохе, а Рудольф Дизель изначально предполагал использовать в качестве топлива угольную пыль.

       
    • Павел Мельник, многие страны претендовали на первенство в изобретении автомобиля. Французы стояли за Этьена Ленуара и Эдуарда Делямара-Дебутвиля, австрийцы - за Зигфрида Маркуса, швейцарцы - за Исаака ДеРиваза. Все они создавали самодвижущиеся повозки с двигателями внутреннего сгорания и более или менее успешно опробовали их в действии. Над самим двигателем тоже работало множество талантливых людей. ДеРиваз пытался использовать в качестве топлива порох, Рудольф Дизель - угольную пыль, Эмиль Бо де Роша создал достаточно удачный образец и запатентовал его, но из-за бедности не смог внести пошлину, и патент был отозван. Ланген и Отто добились достаточно устойчивой работы своего двигателя на светильном газе, немцы до сих пор называют 4-тактный двигатель внутреннего сгорания двигателем Лангена-Отто.
      В своё время крестьяне и при виде велосипедиста крестились или тянулись за вилами. А я встречал разные взгляды на историю. В "Всаднице с бантом" вроде как средневековье, но при этом на каждом шагу то подземный бункер с перископами, то очень сложный шахтный подъёмник, то подземная железная дорога, то колёсная бронетехника... В "Властелинах Вселенной" лазеры и гравипланы перемешаны с колдунами и чудовищами. "Повелитель Подземелий"... Ну, всего не упомнишь. В "Изгнаннике" вот мы видим солдат в мундирах времён франко-прусской войны, стоящих на палубе неуклюжего броненосца и наводящих на врага мушкеты, в которых для стрельбы используется давление пара, подающегося по шлангам, перед боем солдатам подаётся команда "Шланги примкнуть!". Сам крейсер держится в воздухе за счёт антигравитационной силы, создающейся т.н. клавдиевым двигателем, но капитан корабля не имеет контроля над этим двигателем - он может только подавать команды по допотопному телефону, а внутри двигателя сидят представители некой загадочной Гильдии и управляют им, а если что не так - они отстыкуются от корабля и улетят, а корабль рухнет на землю.
      А вот интересно - был бы полезен автомобиль для Париса? А для Одиссея? А для Ганнибала? А для Наполеона?

       
    • Павел Мельник, в средние века был случай, когда чуть не сожгли одного кузнеца - инвалида, который сделал тележку, чтобы ездить по городу. Даром что устройство её привода было нехитрое - два барабана, на которые была накинута верёвка, кузнец перебирал её руками. Зато сто с небольшим лет спустя знатные господа строили уже весьма продвинутые по конструкции повозки с мускульным приводом, некоторые из них приводили в движение по два десятка слуг, и за ними не могли угнаться даже кареты, запряжённые шестёркой.
      А ещё я как-то читал любопытное эссе на тему альтернативного варианта развития истории - автор представил, что было бы, если бы на протяжении всего ХХ века продолждалось развитие и совершенствование конструкции конных экипажей и автомобиль появился всего несколько лет назад. Тут целый ряд социальных факторов - и канализационные сооружения не справляются с потоками навозной жижи, и для конюшен нет места (лошадям нужно больше простора, чем автомобилям), и жрать приходится одну овсянку, потому что мировая экономика и сельское хозяйство ориентированы на обеспечение сотен миллионов лошадей кормом, так что не остаётся земель ни под бананы, ни под яблоки...

       
      • Денис, не читал того эссе, может, вы что-то не упомянули, но согласен отчасти - предполагаю, что история сильно бы поменялась, сильнее, чем вы сказали, и не только в плане количества лошадей. Техники бы соответственно почти не было, не летали бы не то что в космос, но вообще бы самолетов не было бы, войны были бы другие и возможно с другими исходами, народу бы меньше жило на свете (ну и лошадей не так много соотв., и на бананы с яблоками бы хватало, думаю), Европа и Штаты были бы не так развиты, миграция была бы не так развита, политические расклады и карта мира другая.... Думаю, мир бы серьезно отличался от нашего, не только количественно. Типа второго 19-го века.

         
        • Павел Мельник, что-то подобное было показано в австралийском телесериале "Чародеи", там тоже люди ездили в конных повозках, носили камзолы и напудренные парики, а женщины - платья с кринолинами, но наука там всё же сделала кое-какие шаги, что принесло человечеству определённые проблемы и в целом привело к стагнации.

           
    • Павел Мельник, вывод, тянущийся через всю статью, несколько другой Вывод - ежели б не Берта Бенц, то Карла Бенца не смогли бы называть человеком, изменившим мир.
      Ну а что до того, что ежели б не Берта, то до сих пор бы ездили на лошадиной тяге... ну, позвольте ж автору хоть чуточку драматизма!

       
  • Армен Ананян Армен Ананян Профессионал 22 июля 2009 в 12:06

    София Варган, блеск!
    Во-истину: "За каждым великим мужчиной стоит великая женщина!"

    Оценка статьи: 5

     
  • Отличная статья. Легкий слог. А я еще раз убедилась,что именно женщина-двигатель прогресса)))

    Оценка статьи: 5

     
  • ))

    Вот ведь можете, когда захотите.

    Оценка статьи: 5

     
  • Да! ))))))))
    Замечательно, София!

    Оценка статьи: 5

     
    • Татьяна Павликова, я вот все размышляю над интересным фактом - первый автопробег совершила женщина, а первое ДТП со смертельным исходом - мужчина... и после этого будут говорить, что женщина не может водить автомобиль!