Подкаст
Михаил Груздев Грандмастер

Зачем мигать фарами, гудеть и показывать фигу? Водителям на заметку

«Встречный водила мигнет мне фарами,
Знать, впереди ДПС с радарами…»

Сергей Трофимов. Из песни «Дальнобойная».

Читает Дмитрий Креминский
Скачать в mp3 (6.9 Mb / 07:31 мин.)

llaszlo , Shutterstock.com

Написать этот краткий справочник надоумил меня интересный случай.

Едем мы как-то на «Газели», водитель за рулём и я сижу рядом. Вдруг обгоняет нас крутая БМВ, бибикнула, дабы привлечь внимание, и… водитель показал нам кукиш, ещё и покрутил им в воздухе. «Вот урод!» — успел только подумать я, а водила уже сворачивал на обочину. Остановились, водитель выскочил. Я тоже вслед за ним.

«Так и есть» — сказал водитель, ощупывая рукой заднее колесо, вернее, пространство между колёсами. Полез в кабину, вынул домкрат и монтировку. Приподнял чуть, провернул двойное колесо и выковырял монтировкой громадный булыжник, застрявший в пространстве между покрышками. Можно только предполагать, сколько беды мог произвести столь увесистый «камушек», вылети он в неподходящий момент в лобовое стекло идущей сзади машины.

Но откуда водила знал, что фига показанная — не оскорбление, а именно камень, зажатый между двумя покрышками. Спрашиваю… «Так это ж все знают. Вот если б он просто пальцем вниз показал, это колесо пробито. А кукиш, значить, камень зажало. Ладошки сложил-разложил — будка открылась. Я тоже всегда это… Фарами моргну, если гаишники стоят, а если поблагодарить, аварийкой моргну.»

Вот она, водительская солидарность. Вернее сказать, только водительской братии понятный язык. Да и то не всем. Говорить на простом человеческом языке автомобиль, конечно, не умеет. Исключения с «матюгальниками» типа гаишных и других спецмашин в расчёт не берём.

Чем же мы можем сказать что-то другим участникам дорожного движения? Выбор у нас небогат. Какая бы ни была крутая машина, сказать что-то другим людям, сидящим за рулями встречных и попутных авто, мы можем лишь тем, что видно и слышно на дороге, причём и во время движения тоже. Дальний и ближний свет, аварийка, указатели поворотов, стоп-сигналы, звуковой сигнал (клаксон), ну и руки. Можно использовать и то, что есть в багажнике, но об этом позже.

Итак, поехали.

1. Одно короткое мигание дальним светом. Смысл двоякий: или просят обратить внимание, или благодарят, типа «понял, спасибо». На будущее — спасибо дальним светом лучше «не говорить». Авария может случиться. Лучше аварийкой коротко мигнуть.

2. Два коротких мигания дальним светом. Ну, хто ж этого не знает! Впереди опасность, чаще всего гаишная засада. Ну, и вообще-то это международный знак «снижай скорость». Понятен он, по-моему, водителям всего мира.

Если с двойным дальним светом встречная машина включает указатель поворота, значит, именно с этой стороны дороги милицейская засада или другая опасность.

Вот пример: сворачиваю как-то с трассы на асфальтовую дорогу, уходящую поворотом в яму, скорость под сотню, после трассы-то. А из-за поворота «Жигуль» тихонечко выворачивает. Два раза дальним мигнул. Затем поворотником левым. Сбросил я скорость до тридцати. Мало ли что… А за поворотом «Камаз» с металлом перевернулся, не вписался в поворот. Весь асфальт в железках. Да ещё кран, ДПС, «скорая». Ехать можно только по обочине встречной полосы. Как же я благодарил тогда водителя этого «Жигуля»! Дай Бог ему всего, всего, всего.

3. Короткий сигнал дальним в спину. Просят пропустить. Если не спешите, пропустите, может, действительно надо человеку. Только учтите, часто пользуются этим сигналом и любители автоподстав: сзади кто-то просит пропустить, дальним мигает, а справа дорогая иномарка с заранее разбитым стеклом или расколотым бампером. Если пропускать не хотите, быстро нажмите тормоз, чтоб сработали стоп-сигналы, но не тормозите. Проверено, сзади отстанут. Вы же тормозите, а кому охота в ваш зад въехать.

Кстати, если вас обгоняет фура, особенно в тёмное время суток, мигните дальним, когда обгон завершен и грузовику можно перестраиваться в правый ряд. Водителю фуры часто просто не видно, можно ли перестраиваться.

4. Короткий дальний сигнал сбоку. Просят пропустить. Или вы просите. Особенно хорош этот сигнал, когда надо влиться в плотный поток на загруженной улице. Мигаешь дальним, просишь пропустить. Кто-нибудь да притормозит, пропустит. Пусть не первая машина и даже не вторая. Сигналом к пропуску служит снижение ее скорости или ответная вспышка дальним светом, что означает «проезжай, уступаю».

5. Мигнуть или дважды мигнуть аварийкой — знак благодарности или извинения. Только не надо больше, подумают, что у вас действительно что-то сломалось.

6. Частое мигание фар встречных авто — «выключите дальний, ослепляет». Или со светом фар что-то не в порядке. Ещё так могут предупреждать об опасности впереди.

7. Короткий гудок — обычно знак благодарности. Приятно услышать такой. Но не всегда. Иногда бибикают, чтобы привлечь внимание, например, чтобы указать на неисправность.

8. Поворотники. Обычно для информации поворотники используют водители дальнобойных фур, грузовиков и автобусов на узких дорогах. Если у идущей впереди фуры беспрерывно мигает левый поворотник, значит, обгонять нельзя! Если непрерывно замигал правый поворотник — можно обгонять.

Ну и повторюсь. Если с двойным дальним светом встречная машина включает указатель поворота, значит, именно с этой стороны дороги милицейская засада или другая опасность.

9. Жестами можно тоже много чего показать. Кисть руки описывает круг и показывает вниз — спущено колесо.

Укажут на обочину (обычно привлекут ещё внимание светом фар или коротким гудком) — у вашей машины неисправность, надо остановиться.

Хлопают ладонью в воздухе — открыт багажник.

Фига в вашу сторону — застрял камень в колесе. Ну, если у вас машина с такими колёсами — «Газель», грузовик, автобус.

10. Предметы в багажнике. Если вы сломались и стоите на обочине (обязательно надо сразу включить аварийку и выставить знак аварийной остановки), дайте проезжающим знать, что сломалось. Если кончился бензин, голосуйте с канистрой в руке. Если нужно взять вашу машину на буксир — размахивайте тросом. Ключа нужного в наборе нет — машите ключом в руке и т. д.

Да, юридической силы эти «правила» не имеют. И всё же, зная их, вы избежите многих неприятностей. Возможно, очень серьёзных.

Ещё надо знать одну простую вещь — за многие такие «знаки» можно нехило получить от инспекторов нашей доблестной ДПС. И не в хорошем смысле, а как раз наоборот. Так, за двойное мигание дальним светом вас могут привлечь к ответственности по Кодексу Р Ф об административных правонарушениях. «Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки.» Почитайте, пригодится.

И на прощание хочу сказать — на других не надейтесь. Вас не всегда поймут, особенно женщины и начинающие водители. Старайтесь ездить по правилам. Правила дорожного движения придуманы не гаишниками, чтобы с водил денег поболее взять, а кровью и чьими-то жизнями. Миллионами жизней! Исключения, конечно, бывают, аварийные ситуации и явные психопаты на дороге в наше время сегодня встречаются гораздо чаще, чем раньше.

Опубликовано 16.09.2010
Дата первой публикации 02.09.2010

Комментарии (60):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Если вы не материтесь за рулем - значит вы не следите за дорогой.

     
  • Хорошая статья.Всё правильно.Права с 67года.Михаил.

     
  • Очень интересно, спасибо!!!

     
  • спасибо,отличная статья.Про жесты не знала.Этой осенью много ездила за грибами- дорога из Сергиева Посада на Калязин. Там широкие обочины,и где только возможно,фуры и автобусы прижимаются ,пропуская быстрые легковушки да ещё поворотниками покажут,мол давай.Народ обгоняет, и обязательно их благодарит аварийками.Так приятно было от взаимной вежливости!!!!!!

     
  • Про фигу где-то уже читал. Остальная сигнальная азбука треба заучивания, причём могут быть разночтения и истолкования. В основном потребители её чаще нарушители,хитрованы, крутые и приверженцы "спортивного вождения". Знать не лишне. Здесь основной знак благодарности или уступки дороги.

     
  • Позновательно, спасибо.

     
  • Леонид Алексеевич Ковтун Леонид Алексеевич Ковтун Читатель 14 ноября 2011 в 00:26

    -Спасибо. Полагаю, это только начало систематизации языка жестов на дорогах. Так держать!

     
  • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 13 ноября 2011 в 22:24

    Очень интересно! За рулем с 1968 года. Всё, о чём написано, знаю. И тем не менее систематизировано классно! О падении культуры поведения на трассе, особенно в дальнем пути - согласен. Ежегодно езжу по маршруту: Североморск-Херсон-Кишинев-Североморск. Пути выбирал каждый раз разные. Пересекаю несколько раз границы сопредельных государств и каждый раз вижу, что лихачей становится всё больше, адекватных и вежливых водителей всё меньше. Это не стариковское ворчание. Это факт! Еще 3-4 года назад было модно приветствовать людей своего региона в "чужих" областях. Теперь это уходит. Было принято остановиться и помочь человеку в дороге при аварии у него, но это до конца 80-х. Теперь это может стать смертельно опасным. Лихие 90-е отучили.
    А вот ментовские знаки на правах - нечто новенькое для меня. Пойду посмотрю!
    Статья, как всегда, выше похвал!

     
  • СПАСИБО! КОЕ-ЧТО НЕ ЗНАЛ. ХОТЯ МОЖЕТ В РАЗНЫХ РЕГИОНАХ ЕСТЬ ОТЛИЧИЯ?

     
  • Спасибо, прочёл с удовольствием.

     
  • Добрый день.
    Я хоть и не считаю себя новичком на дороге, но тем не менее узнал для себя парочку новых "знаков".
    Автору большое спасибо, статья очень полезная и поучительная. Еще раз спасибо

     
  • Отличная статья. Многие знаки знал, но вот с жестами ни разу не сталкивался

     
  • Олег Поташев Олег Поташев Читатель 2 октября 2010 в 15:28 отредактирован 2 октября 2010 в 16:57
    язык машины или солидарность водителей

    Автору сразу говорю большое спасибо за статью прочитал и понял кое что еще и для себя так как я еще только начинающий автолюбитель и всех фишек не знаю, но о гаишниках всегда предупреждал тоже других участников дорожного движения, но я на дорогах замечал такую ситуация специально считал сколько народу мне маргнет фарами и оказалось и не так много где то 50 процентов но и эта цифра радует, видимо не перевелись еще нормальные солидарные водители которые наверняка тебя могут пропустить в какой нибудь момент, и ты начинаешь глядя на их примеры становится лояльным по отношению к водителям и это правильно поскольку нужно уважать друг друга в любой ситуации!!!

     
  • Пришло сегодня письмо: "Уважаемый(ая) Михаил Груздев,
    Ваша статья http://shkolazhizni.ru/auto/articles/39464/ будет озвучена дикторами проекта "ШколаЖизни.ру". В течение трёх дней Вы можете сообщить свое мнение по этому поводу нашей редакции."
    Ничуть не возражаю, всеми лапками только "ЗА"!

     
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 28 сентября 2010 в 23:24

      Михаил Груздев, мы рады, что Вы "за". В принципе, на эти уведомления можно и не реагировать.

       
  • Сергей Сергеев Сергей Сергеев Читатель 24 сентября 2010 в 10:47 отредактирован 24 сентября 2010 в 10:47
    Мои 5 копеек :-))

    Про фигу я узнал в конце 80-х, в армии от однокашника, 18-летнего пацана. Традиция древняя, передающаяся из поколение в поколение водителями ГРУЗОВЫХ машин. Потому "легковушники" и не в курсе.
    Добавлю ещё пару советов.
    1. При обгоне, если позволяет пустая встречная полоса, еду по встречной дольше, чем надо для обгона. Водители задних машин видят, что тоже можно обгонять, я-то смотрю дальше, чем они.
    2. Если едешь колонной (2-5 машин) перед светофором лучше остановиться заранее, а не проезжать на жёлто-зелёный, чтобы не "рвать" колонну. Особенно важно в чужом городе, чтоб не потеряться.
    Всем удачи на дорогах!

     
  • В Киеве скоро мигать фарами будет бесполезно... Сидят-то они допустим в одном месте... А дольше по трассе метров 200-300 видеокамера. Перед ними-то мы тормозим, ага... А они тебя -- к обочине! И показывают видео, как ты лихачил! Не отвертеться...

     
  • Последнее время народ все реже мигает когда в кустах ГАЙцы с радарами, жалко, уходит данная культура, да и аварийкой мигают все реже

     
  • Михаил Груздев, Вчера видел Вашу статью в Гайд-парке, оставил коммент., предупредив о перепечатке со ШЖ.

     
  • Михаил Груздев, может совсем не по теме, но при обгоне автомобиля, включив поворотник, стараются еще поморгать фарами, привлекая внимание водителя обгоняемой машины. А то вдруг он не заметив вас начнет поворот налево.

     
    • ну это маразм какой-то!
      Если бы предположим гудком, тогда еще понятно, а так если он не заметит поворотников, то так же и не заметит мигающие фары.

       
      • Если бы предположим гудком

        Сергей Мухин, позволю заметить, даже в ночное время так делют, когда свет фар и поворотников еще лучше видно. Водитель может отвлечься, засыпать и т.д. А про фа-фа гудком- вы в кабине не нового, груженого Камаза или Маза ездили?

         
        • Нет не ездил, но на ГАЗ-53 гонял, думаю там подобный шум и грохот стоит)) если вы про это имеете ввиду.
          Ну в случае грузовика понятно тогда - это применимо.

           
  • Сергей Мухин Сергей Мухин Читатель 21 сентября 2010 в 09:39 отредактирован 21 сентября 2010 в 09:40
    Помигай поворотниками!)

    А еще, если впереди едущий водила забыл выключить поворотник (левый или правый - неважно), то обогнав его можно включить сначала левый поворотник, помигав пару раз, потом правый, так же пару раз.
    Это знак того чтобы он выключил и не дезинформировал других участников дорожного движения.

     
  • Спасибо многое не знал..))

     
  • Про фигу тоже что-то новенькое.
    А остальное все знакомо.

     
  • Михаил Груздев,
    "9. Жестами можно тоже много чего показать."

    Намедни один водила выставил руку и показал 3-им разогнутым пальцем в небо. Что бы это значило?

     
  • позновательно

    Спасибо за справочник, но вот плохо - не все водилы знают эти заметки, ну зато мы теперь знаем на что и как реагировать

     
  • Валерий Бринев Валерий Бринев Дебютант 16 сентября 2010 в 16:53
    показал нам кукиш

    Про кукиш не знал, очень интересно.

     
  • Анекдот в тему:
    едет водитель летом на дачу, окошко открыто, ветерок, погода -- благодать, только собрался сворачивать с трассы, а с дачной дороги вылетает "Москвич", тоже с открытыми окнами, и водитель москвича орёт нашему водителю в окошко истошным голосом:"Казёл!!!" и уезжает. У нашего настроение испортилось, вот так, на ровном месте, обозвали ни за што. Мрачнее тучи он добавляет газу, чтобы поскорее оказаться дома, с семьей, и сразу за поворотом... врезается в козла, щипавшего травку у дороги.

     
    • Ксения Печий, прикольно. А мож это и не анекдот совсем

       
      • Михаил, вот здесь сегодня твою статью увидела
        http://www.yaplakal.com/forum11/topic289272.html

         
        • Александр Новгородцев Александр Новгородцев Читатель 13 ноября 2011 в 13:37

          Все знакомо, но повторение мать безопасности вас и вашего кошелька. Вот еще полезная инфа оттуда.
          Про продавцов полосатых палок.
          С помощью проколов на фотографии в правах сотрудники ГИБДД передают друг другу информацию о водителе.
          Так например проколотые глаза или один глаз на фотографии говорят о том, что водитель скандалист. И следующий инспектор уже знает, что на этого водителя придётся потратить немало времени. Таких обычно принято штрафовать: как показывает практика, судятся и жалуются они редко.

          Зато редкий инспектор станет штрафовать водителей, у которого фотография проколота в районе уха наподобие дырочки под серьгу. Это значит, что водитель юридически подкован, знает свои права и сделает всё, чтобы отстоять их. Таких на мякине не проведёшь, а значит, связываться с ними себе дороже. Они будут требовать свидетельских показаний, написанных по всем правилам, настаивать на мелочах и оспаривать каждую запятую.

          Основными клиентами миллиционеров являются те, у кого на правах в фотографии проколот нос. Этот знак говорит о том, что автовладелец был пойман в нетрезвом виде, но откупился. А если на фотографии две дырки – на носу и на шее, то такой водитель уже не раз попадался на пьянке.

          Дырки на лбу свидетельствуют о том, что с водителя больше, чем сумма штрафа, содрать не удастся, причём платить будет только по квитанции.

          Но самые любимые клиенты – это водители, у которых проколоты плечи. С них можно содрать три шкуры. Они никогда не сопротивляются и всегда готовы выложить неплохую сумму денег, лишь бы не тратить своё время. Таким водителям нужен лишь намёк – и они готовы расстегнуть свой бумажник.

          По словам сотрудников ГИБДД, у них есть ещё один знак, который помогает разделить водителей на “своих и чужих”: – Если мы видим, что талон техосмотра вставлен за стекло не горизонтально, а вертикально или вверх ногами, значит, это наши ребята едут и останавливать их не стоит.

          Проколы и другие незначительные повреждения порчей документа не являются.

          Правозащитники убеждены: лучше всего держать свое водительское удостоверение «в чистоте» и менять его, если на нем обнаружены проколы. «Сделать отметину гаишник может только в том случае, если он взял документ в руки. Поэтому, принимая документ обратно, тщательно изучите его. Если же вы хотите полностью обезопасить себя, то включите диктофон, который сейчас есть на сотовых телефонах, и, передавая документы, проговорите вслух: мое водительское удостоверение без видимых повреждений». Если сразу не заметишь прокол или пометку, то потом доказать это будет сложнее. Если вам инспектор вернул удостоверение с пометками, то нужно обратиться к начальнику подразделения, в котором он служит. По заявлению будет проведена проверка.

          А еще бывают пририсованные рога и буковка «К». Водитель обидел инспектора и будет козлом отпущения на дороге...

          Говорят, гайцы хитрее стали. После того, как дырки в правах раскусили, они начали делать глубокие вмятины на задней стороне ВУ. Количество и расположение вмятин тоже представляет собой специальный код. Вмятины делаются шариковой ручкой. Заметны при просмотре под углом.

          Еще встречаются такие метки: галочки, царапины над и под определенными буквами в надписи "Российская Федерация", согнутый уголок водительского удостоверения и другие.

          Экстрасенсы и увлекающиеся магией люди считают, что отметки на фотографии человека не сулят ничего хорошего. Они предостерегают автомобилистов и автоинспекторов, что нельзя этим развлекаться. Так как небольшая дырочка на глазу может стать причиной проблем не только с гаишниками, но и в остальных сферах жизни. И обычным непосвященным людям в это лучше не соваться.

          (Инфа с сайта moscow-faq.ru)

           
          • Александр Новгородцев, Года два-три назад моему знакомому вернули права. Фотография там вообще была вздута и прокол (но не сквозной). Пришлось менять. Но последние пару лет, по-моему, гаишники этим уже не занимаются.

             
  • Вспомнила, когда мама моя права получила и стала ездить, то ещё километров двадцать от гаишной засады моргала всем Так её распирало А в ответ -- открытая ладошка водителя -- понял!

     
    • А муж тут заметил:в России обычно показывают 4 пальца (большим за руль держатся),ехал через Украину- там "дают пять".Потом добавил:"А под Припятью и все шесть"

       
      • точно!)

        Тася Макаренко, да точно! Я тоже заметил что благодаря водилу поднимаю четыре пальцы, а большим придерживаю руль, хотя пытаешься всей пятерней поблагодарить)

         
  • Неплохо написано, все просто разложено по полочкам. Актуально просто везде и у нас при грузоперевозках все так же.

     
  • Михаил Груздев, здорово! Почти все знакомо. А про фигу - новенькое!

    А я, если прошу пропустить, коротким сигналом окликну и ладошки умоляюще складываю - всегда пропускают!

     
  • Михаил Груздев, да, про фигу не знал. Спасибо.

     
  • Большое спасибо за такую полезную информацию. Раше думала, что знаю о дороге почти все. Теперь оказалось, что знала чуть больше половины. Благодаря Вам заполнила недостающие пробелы.

     
  • Похоже и в этом языке есть свои диалекты

    Всегда почему-то считал, что два коротких дальних - это сигнал "проезжай-пропускаю", в ответ на один короткий просящего пропустить.
    Благодарить аварийкой можно или одним коротким (типа анг. "thanks") - это чаще в городе где нет ни места ни времени, ли тремя нашими "спа-си-бо", что уместней на трассе где зрительный контакт подольше. Конечно и два иногда выходит, тут уж как получится.
    А ещё иногда просят освободить полосу для обгона просто включив левый поворотник. Мне кажется это более вежливо, чем дальним в спину.

     
    • Алексей Гоголев, согласен, что вежливее, но не всегда действенно...
      А если на дороге мало машин, то тем более непонятно, просто можно подумать, что водитель забыл выключить поворотник...

       
  • Михаил Груздев, "Зачот! Аффтар, пеши исчо!" Шутка! Хорошая статья!

     
  • Полезная статья! Не все это знают.