Подкаст
Валерий Яковлев Грандмастер

Ксенон ли главный в ксеноновых фарах?

Различные газы уже 100 лет помогают автомобилистам освещать дорогу. В начале прошлого века изобретение ацетиленовых фар позволило всё быстрее передвигающимся автомобилям безопасно ездить и ночью. Для питания фар использовался специальный газогенератор, в котором вода капала на карбид кальция, а выделяющийся газ по трубкам подавался в горелки фар. Это было сложно и небезопасно.

Читает Павел Морозов
Скачать в mp3 (3.5 Mb / 07:36 мин.)

Электричество позволило сделать новый шаг в улучшении освещения дороги. Уже в 20-е годы почти все автомобили имели в фарах знакомые нам вакуумные лампы накаливания.

Вакуум в колбе необходим, чтобы вольфрамовые нити не сгорали быстро в присутствии кислорода. Но вакуум не проводит тепло, нити перегревались и всё равно перегорали. Для увеличения потока света без потери долговечности при том же нагреве нити делали длиннее. Но их свет труднее фокусировать, поэтому стёкла фар стали «ребристыми», чтобы хоть как-то собрать свет в пучок и направить на дорогу.

В 50-е годы снова вспомнили о газах. Колбу лампы стали заполнять инертными газами. Они отводили от нити лишнее тепло и создавали внутри давление, что уменьшало испарение вольфрама. В таких лампах нить можно было разогревать уже сильнее, она стала короче. И сами лампы стали меньше, а светили ярче. И свет их белее. Помните, и в квартирах появились криптоновые лампы? Они были меньше, и напоминали не грушу, а грибок.

В наших же автомобилях эти лампы появились позднее. Даже в фарах первых «Жигулей» еще стояли круглые вакуумные лампы. Я где-то в середине 70-х купил и поставил новые оптические элементы с такими лампами в свою «двойку». Дело было зимой, и мне показалось, что заснеженная дорога перед моей машиной стала просто искриться. И многие оглядывались мне вслед. И я был очень доволен. Да и безопасность движения улучшилась.

И где-то до конца 90-х галогеновые (в них к инертному газу добавлены ещё галогены йода или брома для снижения испарения вольфрама нити) лампы были основным средством освещения дороги.

Но прогресс не стоял на месте. Нить накаливания уже некуда было дальше усовершенствовать.

Вспомнили об электрической дуге. Она даёт яркий свет, ещё ближе к солнечному, но в воздухе электроды быстро сгорали. Требовалась постоянная регулировка их положения.

Но там, где яркий и белый свет был важен, например в кинопроекторах больших кинотеатров, дуга сохранилась и до начала нынешнего века.

А для автомобиля опять вспомнили про газ. Если электроды дуги находятся в инертном газе, то они и не сгорают. И не требуют регулировки. В стеклянной палочке сделали пустоту, миллиметра 3 в диаметре, ввели туда две иголочки, заполнили ксеноном (он оказался наиболее подходящим). И получилась такая лампочка, которая не боится и сотрясений.

Но как её зажечь?

Пришлось создавать целый блок питания. Он преобразует 12 вольт сначала в 25000 вольт. Между иголочками возникает электрический разряд, который зажигает дугу. Для поддержания дуги подаётся уже 80 вольт. Сложно? Да! Но современные автомобили и так уже напичканы электроникой. Прибавилось ещё два блока под капотом сзади каждой фары.

А что это дало? Прежде всего — безопасность! Дорога становится ещё виднее.

Свет стал ещё ярче, ещё белее. Точечный источник света стало легко сфокусировать на дороге. Стало возможным отказаться от «ребристых» стёкол фар. Лампы стали впятеро экономичнее. 35-ваттная дуговая ксеноновая лампа даёт вдвое больше света, чем 100-ваттная галогеновая. Да, ксеноновая фара гораздо дороже старой. Кроме блока питания у неё еще есть механизм передвижения лампы из фокуса ближнего света в фокус дальнего и обратно. Есть автоматическая регулировка наклона светового потока в зависимости от загрузки автомобиля. Обязательно автоматическая, так как ослепление встречных водителей ксеноновым светом недопустимо.

Но оборудование автомобиля такой дорогостоящей системой освещения всё равно выгодно. Да и это оборудование постепенно дешевеет.

Когда я в 2001 году заказывал в автосалоне комплектацию своего «VOLVO», мне за ксеноновый свет пришлось доплатить больше тысячи долларов! А сейчас это уже вдвое дешевле. Когда стал ездить на новой машине, с улыбкой вспомнил себя, радовавшегося за 25 лет до этого галогеновым лампам. Опять многие оглядывались. Когда на трассе нагонял кого-нибудь, даже с ближним ксеноновым светом, мне сразу освобождали дорогу. Сейчас уже много машин ездит с такими фарами, и не так их «уважают». А безопасность-то повышается!

Так вот, желание некоторых задёшево пофорсить привело к появлению на рынке обычных нитевых галогеновых ламп с голубым покрытием колбы. Они вставляются в обычный 12-вольтовый патрон фары. Покрытие задерживает часть и так более слабого света. Поэтому такие лампы выпускают повышенной мощности — 150 и более ватт. А на коробках крупными буквами пишут «КСЕНОН». И на эту удочку, бывает, попадаются водители, которые просто хотят повысить безопасность своей езды. А получается наоборот. Мощная лампа перегревается. Это приводит к короблению пластиковых отражателей, не рассчитанных на такую температуру, и нарушению пучка света фар. Бывает, перегретое стекло фары трескается при попадании на него брызг. Садится и аккумулятор, так как генератор не рассчитан на такую нагрузку. И в самое неподходящее время можно остаться вообще без света!

Итак, главное в ксеноновых фарах — не ксенон, а конструкция ламп и самих фар. Это нужно знать!

Безаварийной и приятной вам езды с правильными фарами любого типа!

Опубликовано 10.08.2007
Дата первой публикации 19.07.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: