Александр Матвиенко Профессионал

Что сокращает жизнь вашему автомобильному аккумулятору? Часть 2

Держа в руках бытовой ареометр для измерения плотности электролита, следует помнить, что он градуирован для работы при 20 (25) градусах по Цельсию, что обязательно указывается на его шкале или в паспорте. Это температура электролита. Если вы измеряете плотность с пылу-жару или среди лютой зимы — учитывайте, пожалуйста, поправку. А она такова: при температуре электролита более 20 (25) градусов на каждые 10 градусов свыше добавьте к измеренной плотности 0,007 г/куб.см, при температуре менее 20 (25) — соответственно отнимите 0,007 г/куб.см.

Итак, плотность электролита. В нормальном состоянии она должна составлять от 1,24 до 1,30 г/куб.см. Если плотность электролита меньше нижнего порога, то аккумулятор следует подзарядить. Если выше, то добавить дистиллированной воды. Ни в коем случае не добавляйте в аккумулятор электролит, если плотность даже после зарядки не поднимается до нижнего порога. Кроме вреда, вы ничего не принесете изношенному аккумулятору (чаще всего именно об износе говорит низкая плотность) — избыточные количества электролита, как, впрочем, и его повышенная плотность, ускоряют разрушение решетки положительных пластин.

Другим сигналом для подзарядки служит напряжение на клеммах аккумулятора при разомкнутой цепи. В состоянии покоя оно должно составлять не ниже 12,5 В.

Вы знакомы с термином «необслуживаемый аккумулятор»? Он отнюдь не обозначает полное отсутствие необходимости в обслуживании. Такой термин введен в рамках ГОСТ 959 в связи с появлением новых кальциевых сплавов, использование которых при изготовлении решетки пластины приводит к снижению «выкипания» воды в аккумуляторе до крайне низких значений, но никак не до нулевого. Однако в случае соблюдения правил эксплуатации аккумулятора, доливка дистиллированной воды может не понадобиться в течение всего гарантийного срока.

Иногда потребители обращают внимание на мутный цвет электролита и решают заменить его чистым. Этого делать нельзя. Кроме нарушения более или менее точного содержания серной кислоты (основы электролита) в каждой банке, осадок со дна банки, попадая на верхнюю кромку пакета пластин, может привести к короткому замыканию.

Мелькающие в продаже средства «для продления срока службы» аккумулятора не заслуживают внимания по причине несоответствия названия и действия на аккумулятор. Хорошо, если такие средства никак не влияют на срок службы! Эффект может быть и обратным. Ни один из производителей аккумуляторов не выпускает подобных средств.

Еще одна беда, о которой временами забывают потребители — ни в коем случае нельзя хранить разряженный аккумулятор при отрицательной температуре. Если заряженный не замерзнет и при минус 60, то разряженный даже при минус пяти может превратиться в «ледяной кирпич». Замерзание электролита практически полностью выводит аккумулятор из строя. Причина — нарушение структуры активной массы и решетки пластин, а иногда и целостности моноблока.

Резюмируем эту и предыдущую статьи. Причин старения и износа аккумуляторов несколько. Первая — выпадение активной массы из решетки пластины. Несмотря на добавление производителями в активную массу волокнистого материала, вибрация постепенно, но неизбежно творит свое черное дело, практически вытрясая активную массу из ячеек решетки.

Вторая — коррозия решетки положительных пластин. В силу того, что, вообще говоря, положительная пластина работает в условиях постоянного окисления при зарядке, в процесс вовлекается не только активная масса, но и материал решетки. Одной из мер по снижению влияния коррозии является утолщение решетки положительных пластин по сравнению с отрицательными. К ускорению коррозии приводят постоянный перезаряд, а также повышенная плотность и температура электролита. Именно поэтому аккумуляторы в тропическом исполнении имеют штатно сниженную плотность электролита.

Третья — сульфатация активной массы. Разряженный аккумулятор в составе положительных и отрицательных пластин содержит сульфат свинца. Это нормальное явление, оно называется обратимой сульфатацией. Но хранение или эксплуатация аккумулятора в разряженном состоянии приводит к кристаллизации сульфата свинца (необратимой сульфатации), после чего перевести его в исходное состояние практически невозможно.

Пожалуй, это все, что может зависеть от потребителей при эксплуатации современных аккумуляторов. Не забывайте прочесть инструкцию, прилагаемую к аккумулятору, и ознакомиться с условиями обслуживания аккумулятора сервисной организацией. Помните, что несоблюдение правил эксплуатации является поводом для снятия вашего аккумулятора с гарантии.

Опубликовано 8.11.2007
Дата первой публикации 09.10.2007

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Оценка статьи: 4

     
  • Спасибо за интересные и полезные советы

    Оценка статьи: 4

     
    • Если он сдох и машину не завести и некому прикурить - киньте 2 таблетки простого аспирина. Этого хватит для старта, чтобы поехать.

       
      • Хммм... довольно интересный рецепт. Не пробовал, доверюсь вашему личному опыту. Только вот почему так происходит - ума не приложу.

         
        • Извини мой русский - ацетилацид(аспирин) вступит в реакицю с сульфурацидом, вот последнее слово я не знаю как по-русски, что по латыни сульфур? Вот тебе поэтому будет реакция, но ждать нельзя, сразу на газы, и оборотики проверь, добавить можно а потом прогазуйся, и до 14 доберешь. пофырчи. И пошел. Проверено. Ягуар старый зимой стартую на аспирине. А вообще одну клемку снимаю на всякий случай когда морозы или день планирую не выезжать, накинуть недолго. Особенно, если знаешь что если где-то на массу бьет, а искать дорого. Заглошнешь, звони. 40 лет за рулем. Про бензин чего расскажу!

           
          • Аспирин - ацетилсалициловая кислота может сульфироваться серной кислотой, которой в аккумуляторном электролите до 35% по массе. Вот только не пойму, как продукты сульфирования могут повлиять на резкое повышение стартерных характеристик... Возможно, температура электролита растет? Тем более, что в севшем аккумуляторе концентрация серной кислоты намного ниже... Мистика какая-то

             
  • Насущно. Потратить 1000 на ак. для фотика и после третьей зарядки убедиться, что он непригоден и съёмки сорваны, - это очень обидно.

     
    • Елена, разделяю ваше негодование. Бывало такое и со мной. Речь в статье о автомобильных аккумуляторах. У них иной принцип работы, но неприятности те же - потеря емкости и т.п.

       
  • Очень интересно и полезно - 5.

    Оценка статьи: 5