Валерий Яковлев Грандмастер      4     Распечатать

Чью задачу математики не могли решить 100 лет?

29 апреля 1854 года в Нанси родился Жюль-Анри Пуанкаре (Jules-Henri Poincaré) - французский математик, философ, физик и астроном. Учился в Политехнической школе, окончил в 1879 году Горную школу. С 1881 года работал в Парижском университете (с 1886 года - зав. кафедрой). В 1883-97 годах - репетитор, в 1904-08 годах - профессор политехнической школы.

Как математик Пуанкаре обогатил почти все области этой науки результатами первостепенного значения.
Применяя её в астрономии и физике, своими трудами открыл новую страницу в истории небесной механики. Решая эти задачи, Пуанкаре сделал ряд фундаментальных открытий, касающихся поведения интегральных кривых дифференциальных уравнений. Он доказал существование и изучил свойства так называемых автоморфных функций, разработал методики проведения математических операций с ними. При разработке теории автоморфных функций Пуанкаре основывался на геометрии Лобачевского.

Много внимания Пуанкаре уделял топологии - науке, описывающей геометрические свойства фигур, которые не меняются, когда эта фигура, не разрываясь, скручивается, сжимается или растягивается. В результате этих исследований Пуанкаре дал абстрактное топологическое определение гомотопии и гомологии. В своих статьях он также разработал фундаментальные понятия комбинаторной топологии. Это числа Бетти, фундаментальная группа. Пуанкаре впервые доказал формулу Эйлера-Пуанкаре, которая связала число вершин, ребер, граней многомерного полиэдра.

Физические исследования Пуанкаре относятся к теории относительности, термодинамике, электричеству, оптике, теории упругости, молекулярной физике. В 1904 году высказал, что принцип относительности является определяющим в физике. Показал, что, исходя из уравнений Максвелла-Лоренца, невозможно обнаружить абсолютное движение. Пуанкаре впервые ввёл термины «преобразование Лоренца», «группа Лоренца». Он предложил и разработал основы специальной теории относительности независимо от Эйнштейна. Рассчитал один из вариантов релятивистской теории гравитации.

Как философ Пуанкаре занимался общеметодологическим проблемам науки.

Он изучал взаимосвязь математики и логики, математики и опыта в условиях происходящей в то время революции в естествознании. Написал ряд книг по философии естествознания.

Интересно, что в 1904 году Пуанкаре сформулировал топологическую задачу о вероятных формах вселенной. В течение ста лет многие математики пытались решить эту математическую головоломку, но безуспешно. В 2002 году это удалось сделать российскому учёному Григорию Перельману. Решив задачу Пуанкаре, Григорий Перельман встал в один ряд с величайшими гениями прошлого и настоящего. Об этом много писали.

Жюль-Анри Пуанкаре скончался 17 июля 1912 года в Париже. Похоронен в семейном склепе на кладбище Монпарнас.

4 комментария (комментировать)