Кук слыл капитаном не жестоким, но строгим. Грязи и бардака на своих кораблях он не терпел. Лично следил за рационом команды. Как следствие, за время трехгодичного кругосветного плавания ни один матрос не заболел цингой. А вернувшиеся к родным берегам такого рассказали про остров Таити и про жизнерадостных таитянок, что в следующую экспедицию матросы сами напрашивались под команду сурового Дж. Кука.
Джордж Ванкувер участвовал во втором (1772−1775) и третьем (1776−1780) кругосветных плаваниях знаменитого капитана.
Во второй экспедиции Кук пытался добраться до Южного полюса. Это было в январе. В южном полушарии — вершина лета. Но в районе 71-го градуса южной широты заштормило. Появились плавучие льды, столкновение с которыми грозило кораблекрушением и неминуемой гибелью. Ведь в ледяной воде пловец может продержаться минут пятнадцать-двадцать. И все.
Кук приказал повернуть свои корабли. И тут корабельный юнга Джордж Ванкувер срывается с места, бежит на нос, взбирается на бушприт и несется по нему, держась за канатные поручни-леера, до самого края. Он стоит там, над бушующем морем, размахивая шляпой, и знает, что теперь все будут говорить о нем, как о человеке, ближе всех оказавшемуся к Южному полюсу.
Но не только этим озорством вошел в морскую историю Джордж Ванкувер. И не тем, что вместе с другими моряками отбил у гавайских аборигенов останки убитого ими капитана Кука. Джордж Ванкувер стал продолжателем дела славного морехода.
В 1791 году Ванкувер вышел в океан уже капитаном. Корабль «Discovery» отплыл к западному побережью Северной Америки, чтобы подробно закартографировать его от Калифорнии и до Аляски.
Это было в некотором смысле закрытием Америки. Хорошая карта похоронила многие догадки и загадки. Среди прочего, капитан Ванкувер стал могильщиком долго жившей среди моряков легенды-надежды на то, что на севере Америки существует незамерзающий Северо-Западный проход — пролив, по которому можно попасть из Атлантического в Тихий океан.
В середине апреля 1792 года корабль Ванкувера подошел к американскому берегу. Капитан был почти на сто процентов уверен в том, что Северо-Западный проход существует и что начинается он в проливе Хуан де Фука. Этот пролив похож на широкую реку, впадающую в океан. Но на самом деле, он не уходит вглубь континента, на восток, а огибает большой остров. Нынешний город Ванкувер находится как раз напротив этого острова.
Пролив исследовали вдумчиво и тщательно. Нанесение на карту многочисленных островов и заливов заняло бы у экспедиции вдвое больше времени, если бы англичане не повстречались здесь с испанскими коллегами. Испанской экспедицией руководил капитан Хуан Бодега-и-Куадра. Оба капитана подружились и три недели работали вместе.
Надо сказать, что благодаря дружбе двух капитанов был решен назревавший кризис между Великобританией и Испанией. Еще в 1493 году Римский папа разделил весь земной шар на две половины. Граница проходила по середине Атлантики. Все вновь открытые земли к западу от этой границы — сказал папа — да принадлежат Испании, все же, что будет открыто к востоку от нее — владения Португалии. И живите в мире! Правда, из этого правила пришлось все же сделать два исключения: Бразилия осталась португальским владением, а Филиппины — испанским.
Папа Римский был, конечно, большим авторитетом. Но не для протестантов-англичан. Английские мореплаватели и купцы стали осваивать тихоокеанское побережье Северной Америки. А испанские корабли — брать их суда в плен. Повод для войны!
Но морская война между двумя империями не вспыхнула. Обе стороны решили, что овчинка не стоит выделки, и дело было разрешено миром.
На карте, полученной в результате совместных трудов британских и испанских моряков, чередовались (и доныне чередуются) английские и испанские имена. А самый большой остров решили назвать островом Куадра и Ванкувера. Однако вскоре остров стали называть короче: Ванкувер. Как бы в виде компенсации, в 1903 году именем Куадра назвали остров у восточного побережья острова Ванкувер в проливе Джорджия. Который также был наименован в честь капитана Ванкувера.
Открытий экспедиция сделала множество, но принесли они изрядное разочарование. Северо-Западный проход найден не был. Оставалась небольшая надежда на то, что он находится севернее, на Аляске. Великий Джеймс Кук во время своей третьей экспедиции дошел вдоль западного берега Америки аж до Берингова пролива. Кстати, это именно он назвал пролив, разделяющий Америку и Азию, именем русского капитана, Витуса Ионассена Беринга (1681−1741). На своих картах Дж. Кук обозначил на побережье Аляски устье крупной реки. Может быть, эта река — начало Северо-Западного прохода?
Но нет! Оказалось, что великий мореплаватель ошибся, как ошибались довольно часто многие моряки. За устье реки он принял широкий залив. Ванкувер переименовал реку Кука в залив Кука. А всего именем великого капитана названо двадцать географических объектов. Похоже, что это — рекорд для книги Гиннесса.
Экспедиция капитана Ванкувера длилась с 1791 по 1795 годы. Но принесла она ему в конечном счете не столько славу, сколько отставку и преждевременную смерть. В составе команды был шестнадцатилетний аристократ Томас Питт, племянник тогдашнего премьер-министра. На корабле Ванкувера он проходил обязательную морскую практику. Дело в том, что для сдачи экзамена на звание лейтенанта королевского флота надо было провести в море шесть лет.
Когда корабль стоял на Таити, этот юноша благородных кровей поступил совсем не благородно. В обмен на благосклонность местной красавицы он подарил ей какой-то корабельный инвентарь. Кража была раскрыта и с аристократом поступили как с обычным моряком — выпороли. По возвращении сэр Томас мобилизовал общественное мнение против обидчика. Капитана Ванкувера обвинили в «тирании и жестокости». Трудно сказать, чем закончилось бы судилище, но Джордж Ванкувер скончался в возрасте сорока лет от туберкулеза. Отчет экспедиции для британского Адмиралтейства закончил капитан второго корабля П. Паджет.
Остров Ванкувер знали все капитаны, ходившие в Тихом океане вдоль берегов Северной Америки: прекрасный ориентир. Кроме того, за островом открывался проход к удобным бухтам канадской провинции Британская Колумбия и к порту Гранвиль. Вопреки своему названию (по-французски «Большой город»), Гранвиль был городишком небольшим и мало кому известным.
В 1867 году началось строительство трансконтинентальной железной дороги, пересекающей всю Канаду от Монреаля до Гранвиля. Управляющий строительством Уильям Ванхорн предложил переименовать Гранвиль по близлежащему, широко известному, острову. Так 6 апреля 1886 года на свет появился город Ванкувер. С тех пор он развивается и хорошеет, не забывая человека, по имени которого был назван.
Экспертами журнала Economist Ванкувер несколько раз признавался самым лучшим городом на всей планете. Как говорят специалисты, здесь самый высокий уровень жизни, высокие безопасность и социальная стабильность, хорошие климат и экология.
Как-то пропустил этот материал. Но сегодня прочитал с большим удовольствием. Хорошая, интересная статья. И комментарий Елены Анисимовой в информационном плане - замечательное дополнение к ней.
Вот тут только -
остров на восточном побережье острова Ванкувер
- немного царапнуло.
Как это - остров на побережье? Мне казалось, на побережье могут быть города, заливы, устья рек. Но чтобы острова? Может, лучше - "остров У восточного побережья"? Или "остров к востоку от"?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Константин Кучер, спасибо, поправили.
0 Ответить
Марк Блау, Вы пишете: "В 1791 году он вышел в океан на том же самом корабле «Discovery», на котором ему довелось плавать юнгой."
Вы - автор этой статьи? Статья, безусловно, интересная, но вот процитированная мной фраза неверна.
Джон Ванкувер служил юнгой во втором походе Джеймса Кука, на шлюпе "Резолюшн" (HMS Resolution 1771).
В третьем походе Кука Ванкувер участвовал на корабле сопровождения "Дискавери" (систер-шип судна "Резолюшн"). По окончании похода сошел на берег лейтенантом. Это первое.
Второе, и главное.
"Дискавери" Кука и "Дискавери" Ванкувера - это разные корабли. Первый в англ. википедии ищется как HMS_Discovery_(1774). Спущен на воду в 1774, изначально был двухмачтовым, переделан в трехмачтовый перед экспедицией Кука, водоизмещение 298 тонн, сделан на английской верфи в Уитби. Второй в англ. википедии - HMS_Discovery_(1789). Спущен на воду в 1789 году, изначально трехмачтовый, водоизмещение 330 тонн. К моменту спуска второго первый свою исследовательскую карьеру давно (9 лет как) завершил и был простым транспортником.
Из Википедии: "The ship [...] was named after the previous HMS Discovery, one of the ships on James Cook 's third voyage to the Pacific Ocean. That was the same ship on which Vancouver had served as a midshipman ." Второе предложение говорит не о том, что судно Кука и корабль Ванкувера - одно и то же. Нет. Приблизительный перевод: "Корабль ... был назван в честь предыдущего Корабля Его Величества "Дискавери", одного из судов третьего путешествия Дж. Кука в Тихом океане. Того самого, на котором Ванкувер служил мичманом".
Увы, везде эту неточность уже не исправить - статья в огромном количестве растиражирована по рунету... Но факт есть факт. Корабли - разные!
0 Ответить
Елена Анисимова, спасибо за поправку. Я, действительно, читая о Ванкувере, не обратил внимания на то, что одно и то же судно вряд ли будет плавать по океанам более 30 лет. Слишком большой срок для парусника.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Анисимова, спасибо, поправили фразу.
0 Ответить
Марианна Власова, исправления внесены, может, стОит удалить мой предыдущий комментарий?
0 Ответить
Елена Анисимова, ни в коем случае, очень интересные подробности.
0 Ответить
Марк Блау, про город Ванкувер, остров Ванкувер я слышал. Но как-то думалось, что они были всегда. Спасибо за капитана Ванкувера, который "закрыл Америку". Очень интересно было прочитать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А ведь хороший город получился, правы эксперты.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Кража была раскрыта и с аристократом поступили как с обычным моряком – выпороли - надо полагать, он поступил на флот мичманом, а не обычным моряком. А мичманов как раз и пороли при необходимости - как обычных мичманов, так и происхождения аристократического.
Оценка статьи: 5
0 Ответить