Владимир Рогоза Грандмастер      5     Распечатать

Как художник Иван Шишкин стал признанным мэтром пейзажной живописи?

20 (8 по ст.ст.) марта 1898 года ушел из жизни прекрасный художник Иван Иванович Шишкин. Пожалуй, ни один из русских живописцев не имел при жизни столько эпитетов, как он. Его называли поэтом и кудесником леса, лесным богатырем, царем русского леса, стариком-лесовиком, лешим русской живописи и т.д. К успеху и любви ценителей живописи он пришел не сразу. Шишкину было около 40 лет, когда и коллеги, и зрители признали его мэтром русской пейзажной живописи. Но до этого были годы напряженного труда, когда он вырабатывал свой узнаваемый стиль живописи и только ему свойственные приемы отображения русского леса.

Шишкин родился 13 (25 по н.ст.) января 1832 года в небольшой провинциальном городке Елабуге в семье небогатого купца. Его отец был человеком хорошо образованным и одаренным. Он горячо любил родной край, с его мощными лесами и величественной полноводной Камой. Эту любовь он привил и сыну.

Юный Иван с детства проявил пристрастие к рисованию, поощряемое отцом. Когда юный Шишкин бросил гимназию и стал проводить время с карандашом и красками, отец упрекать его не стал, хотя сам выслушал немало упреков от родственников, прочивших Ивану торговое поприще. Поддержал он сына и тогда, когда Иван решил ехать учиться «на художника». Это решение было серьезным испытанием для обоих, так как будущему художнику уже исполнилось 20 лет.

В 1852 году Иван Шишкин стал учеником Московского училища живописи и ваяния, где проучился более трех лет. Его учителем был Аполлон Мокрицкий, не без успеха использовавший в обучении своих воспитанников методику А.Г. Венецианова. Уже став известным живописцем, Шишкин продолжал поддерживать связь со своим учителем, не раз обращался к нему за помощью и советом.

Еще в училище у Шишкина проявилась пристрастие к изображению природы. Тогда же юноша сделал для себя вывод, что «природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы». Эту юношескую увлеченность родной природой он пронесет через всю жизнь.

От периода учебы Шишкина в Москве сохранилось мало работ – робкий ученический этюд маслом «Сосна на скале» и рисунки карандашом и пером, выполненные вполне профессионально. Первоначально он проявил себя как хороший рисовальщик, а свои первые награды получал именно за рисунки, которые поражают тонкостью проработки и изяществом линий. На его рисунках можно увидеть небольшие пейзажи, группы деревьев и кустов, отдельные растения и даже травинки или цветки. Чувствуется, что рисовались они с натуры, причем неспешно и с любовью.

Рисунки Шишкина просты и бесхитростны, но чрезвычайно точны и правдивы. Позднее его племянница А.Т. Комарова так вспоминала об его увлечении рисунком: «Мало-помалу вся школа узнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».

Благодаря прекрасной подготовке, полученной у Мокрицкого, Шишкин в 1856 году поступил в Академию художеств, где вскоре тоже выделился своими рисунками. Уже на следующий год он получает на академических выставках две малые серебряные медали – одну за картину «В окрестностях Петербурга», а другую – за четыре рисунка с натуры в деревне Дубки. Если в картине чувствуется сильное влияние академической школы, с её кулисностью построений пейзажей, то в рисунках природа показана правдиво и неприкрашенно, а выполнены они столь тщательно, что их даже принимали за гравюры.

Будущий художник старательно работал в академических классах, но любимым местом, где он оттачивал свое мастерство, стал остров Валаам, с его суровой северной природой, гранитными валунами и замшелыми многовековыми елями.

Уже в 1858 году художник представляет на академическую выставку несколько работ, выполненных на острове. За три рисунка и восемь этюдов, написанных на Валааме, ему вручили очередную серебряную медаль. На следующий год за картину «Вид на острове Валааме» он получает малую золотую медаль, позволяющую участвовать в конкурсе на пенсионерскую заграничную поездку. Конкурс Шишкин выиграл. Его картина «На острове Валаам», представленная в 1860 году на конкурс, была удостоенна большой золотой медали.

Отправляться за границу Шишкин не спешил, предпочитая еще лето проработать на природе в родной Елабуге. Знакомиться с европейским искусством Иван Иванович уехал только в 1862 году. Он не только посещал известные музеи и галереи, но и работал в мастерских европейских художников, много писал с натуры. В Цюрихе Шишкин работал в мастерской хорошего живописца и талантливого гравера Р. Коллера, осваивая новую тогда для России технику офорта.

Какое-то время Шишкин провел под Дюссельдорфом в Тевтобургском лесу, где сделал массу прекрасных рисунков карандашом и пером. Его мастерство даже было замечено местными жителями. Он позднее вспоминал о том периоде: «Где и куда ни пойдешь, везде показывают – пошел вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует».

Он не только рисовал, но и много писал маслом. Присланные из-за границы работы были одобрены академическим начальством и появились на выставке 1865 года. Особо в академии отметили успехи Шишкина в рисунке и гравировании. Но ни европейская пейзажная живопись, ни европейская природа особого впечатления на Шишкина не произвели. Хотя, время было потрачено не зря, о чем свидетельствует явное совершенствование его мастерства. Кстати, написанная им тогда картина «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принесла Шишкину звание академика, а в 1867 году была отправлена на Всемирную выставку в Париж.

Вернувшись из-за границы, Шишкин старается применить полученные навыки к изображению русской природы, много экспериментирует, пытаясь «нащупать» собственный путь в живописи. В это время он близко сходится с членами артели И.Н. Крамского, оказавшими на него заметное влияние. В его работах появляются элементы эпичности, взгляда на природу, как на мощную и целостную стихию, находящуюся рядом с человеком, но живущую своей жизнью.

Летом по традиции художник выезжает на Валаам. В этих поездках Шишкина начинает сопровождать брат его невесты Ф.А. Васильев, над которым художник «берет шефство». Работы, написанные с натуры на Валааме, экспонируются на нескольких выставках, неизменно вызывая интерес зрителей.

В 1868 году у Шишкина два знаменательных события. Он женится на Евгении Васильевой, а за свое творчество получает орден святого Станислава 3-й степени. Правда, вместо ордена Шишкин рассчитывал на звание профессора, но до него было еще несколько лет. В этот же год издается первый альбом его гравюр «Этюды с натуры пером на камне».

К концу 60-х годов Шишкин вступает в период творческой зрелости. К этому времени относится удивительная картина «Полдень. В окрестностях Москвы». Так до Шишкина не писал никто. Почти три четверти полотна занимает небо со спокойно плывущими кучевыми облаками, через которые пробиваются лучи солнца. Внизу уходящие вдаль поля золотистой ржи и ведущая прямо на зрителя полевая дорога. Эта картина была куплена Третьяковым за солидную по тем временам сумму в 300 рублей.

То, что в России появился мощный самобытный художник-пейзажист, окончательно подтвердила картина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии», представленная Шишкиным зрителям в 1872 году. Крамской, признанный авторитет в мире живописи того времени, писал о ней Васильеву: «Он (Шишкин) написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Это есть чрезвычайно характеристическое произведение нашей пейзажной живописи». А в письме Третьякову назвал эту картину «замечательнейшим произведением русской школы».

Эта картина стала значимым этапом в его творчестве. Но впереди у Шишкина было еще много прекрасных картин, рисунков и гравюр, всероссийское и европейское признание, престижные награды, любовь зрителей и учеников. До последнего дня жизни он был верен русскому лесу. Увидев в 1898 году на выставке передвижников его последнюю крупную картину «Корабельная роща», художник К.А. Савицкий написал с восторгом: «Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!». А ведь Савицкий был прав, на самом деле Иван Иванович Шишкин привнес в нашу живопись терпкий запах хвойного леса. И большое спасибо ему за это.

5 комментариев (комментировать)
Теги: биографии, художники, живопись, таланты, пейзаж, знаменитости, искусство
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 20.03.2010

Обсуждение статьи:

  • Михаил   Мельниченко Михаил Мельниченко Читатель 20 марта 2010 в 05:14   # Ответить 0 +1

    Однажды меня спросили: "Как настоящая фамилия художника Шишкина?" Я удивился: "А разве это псевдоним? надо бы проверить". И правда фамилия-то очень пейзажная! Не знаю, рисовал ли он кедры и их шишки, а вот на соснах, наверное, шишки прорисовывал.

    Оценка статьи: 5

  • Юрий Москаленко Юрий Москаленко Грандмастер 20 марта 2010 в 08:31   # Ответить 0 +1

    Владимир, как всегда 5 баллов

    Оценка статьи: 5

  • Ольга Конодюк Ольга Конодюк Грандмастер 20 марта 2010 в 16:15   # Ответить 0 +1

    Один из моих любимых художников. Владимир, спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5

  • Ирина Баумане Ирина Баумане Читатель 21 марта 2010 в 02:48   # Ответить 0 +1

    Владимир Рогоза,

    Спасибо!
    ...Удивило название картины - "Трущоба (Вид на острове Валааме) ", полезла в словари - оказалось, про п.1 значения этого слова я даже и не подозревала, считала, что это "ЧАЩОБА"....
    (сначала стало ужасно стыдно, а потом вспомнила, что я же по национальности не русская - и стало не ужасно, а просто стыдно).
    Цитирую для нерусских:
    ТРУЩО'БА, ы, ж.
    1. Труднопроходимое место (густой лес с буреломом, глубокий заросший овраг и т. п.). Жил под навесом старейшего дуба в трущобе лесной. Некрасов. 2. Глушь, захолустье, отдаленное место. Провинциальная т. || Бедная, грязная, тесно застроенная часть города. — Неизбежным признаком крупных городов буржуазных стран являются трущобы, так называемые рабочие кварталы на окраинах города, представляющие груду темных, сырых, большей частью подвальных, полуразрушенных помещений, где обычно ютится неимущий люд, копошась в грязи и проклиная судьбу. Революция в СССР привела к тому, что эти трущобы исчезли у нас. Сталин (Отчетный доклад XVII съезду партии). 3. перен. Притон преступных элементов. "Петербургские трущобы" (название романа Всев. Крестовского).

    Комментарий отредактирован 21 марта 2010 в 02:50

  • Владимир Рогоза Владимир Рогоза Грандмастер 29 марта 2010 в 10:48   # Ответить 0 +1

    Коллеги, спасибо.

Перейти к странице с комментариями

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: