Пик развития пистолетов-пулемётов пришелся на Вторую мировую войну, затем использование ПП резко пошло на спад. Особенно в СССР и странах соцлагеря.
Однако рост организованной преступности, появление международных террористических группировок и опыт военных действий в Афганистане заставили обратить внимание на компактное автоматическое оружие с более слабым, чем у автомата Калашникова, патроном. Хотя… заменой ПП должен был стать, по мнению советских военачальников, АКСУ-74, компактный автомат Калашникова калибра 5,45×39 мм. И сейчас его используют полицейские, инкассаторы и…
Но мощный патрон 5,45×39 мм неоптимален для полицейских операций. Слишком высокая мощность, малая останавливающая способность, склонность к рикошетам. Из-за короткого ствола и мощного патрона большое рассеивание пуль при автоматической стрельбе. А для полицейских операций это совершенно недопустимо!
Но и новейшие (для конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века) ПП под советский пистолетный патрон 9×18 для пистолета ПМ так и остались экзотическими «игрушками». Причина та же — патрон. Только вот теперь патрон слишком слабый. Бронежилет не пробивает, прицельная дальность стрельбы — максимум 50 м.
Обратились к истории оружия, к зарубежному опыту. Один из самых распространённых в мире ПП, H&K MP5 обр. 1966 г. К тому времени (конец 80-х годов 20-го века) он показал себя как эффективное оружие для полицейских спецподразделений. В этом ПП использовался патрон 9×19 мм Парабеллум. Этот патрон, обр. 1902 г., прошёл две мировые войны и до настоящего времени (2016 г.) считается самым распространённым пистолетным патроном в мире. Почему бы просто не переделать уже изобретённые советские ПП на этот патрон? Разница в длине гильзы — всего один миллиметр.
Оказалось, нельзя. Вся проблема в том, что под слабый советский патрон оружие конструировали со свободным затвором. Очень простая конструкция. А вот с парабеллумовским патроном нужен был либо очень тяжёлый затвор (как в израильском ПП «Узи»), либо затвор должен был зацепляться за ствол специальными упорами, что сильно усложняло конструкцию.
И вот взялись решать задачу два сына знаменитых оружейников. Виктор Калашников (сын создателя АК) и Алексей Драгунов (сын создателя СВД) взяли за основу… автомат Калашникова. Всё по ГОСТ: «Пистолет-пулемёт — Автомат, в конструкции которого предусмотрена стрельба пистолетными патронами», и переделали укороченный автомат Калашникова АКСУ-74 в пистолет-пулемёт под пистолетный патрон калибра 9×19 мм Парабеллум. Ну и назвали ПП-19 «Бизон». «ПП» — пистолет-пулемёт; «19» — калибр 9×19 мм. А вот почему ещё и «Бизон»?
Как известно, легендарный конструктор автомата Калашникова всю жизнь занимался… конструированием стрелкового оружия. Да, это логично. Но есть в его «коллекции» разработки, так и не воплощённые в серийном производстве, да ещё и скрытые грифом «Совершенно секретно». Одна из таких разработок называлась «Бизон». Создавалась как ручной пулемёт для замены довольно посредственного ручного пулемёта Калашникова (далее РПК). Отличалось это автоматическое оружие двумя особенностями: массивной подпружиненной ложей, которая сильно гасила отдачу при автоматической стрельбе, и цилиндрическим магазином необычной, шнековой конструкции. Патроны в этом магазине подавались в ствол, как мясо из мясорубки: внутри специальная пружина вращала шнек, шнек «выдавливал» патрон в выходную часть, а оттуда его захватывал затвор, как в обычном автомате Калашникова.
Зачем было создавать такую сложную конструкцию? Во-первых, патронов в такой магазин входило вдвое больше, чем в стандартный автоматный «рожок». Во-вторых, длиннющий магазин для РПК при стрельбе лёжа сильно поднимает оружие над землёй, демаскируя стрелка. А цилиндрический магазин закреплялся вдоль ствола и размером был меньше пистолетной рукоятки. Военные посчитали эту конструкцию слишком уж сложной. Как, впрочем, и многие другие. А вот сын Михал Тимофеича применил именно эту конструкцию магазина для своего пистолет-пулемёта. А заодно и название взял.
Итак, ПП-19 «Бизон». Основа конструкции — автомат Калашникова. Тяжёлый, далеко не лучшей эргономики, зато надёжнейший и… привычный. Внутренности лишь несколько другие. Автоматика построена по схеме полусвободного затвора, газового поршня нет, но ствол запирается специальным боевым упором. Зацепление осуществляется только при стрельбе одиночными выстрелами, для повышения точности стрельбы.
Магазин — в виде толстой трубы под стволом. Именно он придаёт этому оружию оригинальный внешний вид. Шестьдесят четыре патрона, в два раза больше, чем в автоматном магазине. Патроны расположены параллельно оси магазина и толкаются специальной пружиной, которую нужно «заводить». Взводится пружина специальной рукояткой на передней стенке магазина. А при хранении пружину нужно «ослабить». Вот такие особенности конструкции.
Стрельба возможна и в автоматическом, и в одиночном режиме. Переключатель режима стандартный, как в АК.
Вроде бы всё хорошо. Ага, гладко было на бумаге, да забыли про овраги!
Несколько крайняя, даже экзальтированная точка зрения. Даже не хочется спорить, тем более в преддверии праздников, с сентенциями...