• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?

В 2023 году — 120 лет со дня рождения одного из самых интересных и самобытных советских пейзажистов, Георгия Нисского. Он создавал картины на разные темы, но прославился, прежде всего, пейзажами.

Георгий Нисский, «Осень. Семафоры», 1932 г.

Конечно, и время было не то, и странновато было бы совсем молодому художнику в своем творчестве обойти стороной актуальную, социальную тематику. Но не все искусство СССР было политизированным и социальным. И пейзаж, и натюрморт были нормальными жанрами живописи. И все же первый план занимали работы социальной и исторической тематики, и, наивно было бы это отрицать, пропагандистской направленности.

Родился Георгий Григорьевич Нисский под Гомелем в 1903 году, в семье железнодорожного фельдшера. Это важно, потому что железные дороги на протяжении всей жизни были одним из любимых мотивов художника.

Георгий Григорьевич Нисский (1903—1987) — советский живописец
Георгий Григорьевич Нисский (1903—1987) — советский живописец
Фото: общественное достояние

Пейзаж с железной дорогой — как бы не просто пейзаж, а индустриальный. Что принципиально меняет дело, если ты живешь в СССР времен социалистического строительства.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «На путях», 1933 г.

И еще Нисский из поколения, получившего образование и вступившего в жизнь в Стране Советов. И неразрывно включённого в новую жизнь.

Живопись он начал изучать ещё в юности, в Гомеле, в художественной студии им. Врубеля. Учится там Георгий недолго, с 1919 по 1921 год. В 1921 его направляют во ВХУТЕМАС.

Нисский, кстати, хотя и самый известный, но далеко не единственный во ВХУТЕМАСе выпускник этой студии. Что, наверное, свидетельствует об уровне подготовки там.

Так вот, поступив в 1921 году во ВХУТЕМАС, Нисский закончил уже ВХУТЕИН, почти через десять лет. Срок немалый! За это время Нисский познакомился с А. Дейнекой, вместе с которым они в 1928 отправляются в Новороссийск.

Нисский едет за материалами для дипломной работы, впервые видит море… и навсегда влюбляется в него.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «Айсберги»

И две этих темы — дороги (вначале железные, а затем любые) и море — Георгий Григорьевич будет писать всю жизнь.

Например, картина «Севастополь. Встреча» получила бронзовую медаль Всемирной выставки в Париже 1937 года.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «Севастополь. Встреча», 1935 г.

А это — одна из работ, за которые художник получил Сталинскую премию III-й степени. Не первой, конечно, но ведь и речь о серии пейзажей. А не о портретах вождей, не об изображении героев революции.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «Пейзаж с маяком»

Позже Нисский побывает на Балтийском и Баренцевом морях, на Тихом океане. Вот одна из лучших, по мнению современников, его работ 1930-х.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «Спуск военного корабля»

Знакомство и дружба с Дейнекой не прошли даром. Во время учебы Нисский вступил в Общество Художников-Станковистов (ОСТ). ОСТовцы ориентировались на изображение мирной жизни и мирного строительства. И стилистически — больше на современное искусство, а именно на экспрессионизм.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Петр Кончаловский, «Купание Красной конницы», эскиз, 1928 г. На коне слева — Г. Нисский

Тем самым группа ОСТ находилась в оппозиции к Ассоциации художников современной России, по сути, продолжавшей и развивавшей традиции передвижников. В общем-то, художники обоих объединений представляли реалистическую живопись. Только у одних это был соцреализм, у других… реализм.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «Тракторист»

Тоже вполне социалистический. Но другой. И это, думаю, очень хорошо видно в лаконичных и почти графичных пейзажах Нисского, которого позже «запишут» в основоположники «сурового стиля».

Георгий Нисский, «Интернационал на «Жиль-Барте», 1930 г.

Это дипломная работа, объединяющая и «морскую», и историческую, и политическую тематику.

«Интернационал на Жиль-Барте»: в 1919 году для борьбы с большевиками французское правительство направило флот к Одессе и Севастополю. Не зашло: французские моряки отказались воевать против «красных».

К историческим сюжетам Георгий Григорьевич будет обращаться и далее. Например, иллюстрируя «Цусиму» Новикова-Прибоя.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский. Иллюстрация к «Цусиме»

Но, в общем-то, ОСТовцы предпочитали рассказывать о светлых сторонах новой жизни, о том, как развивается страна, как меняются люди, об индустриализации, о спорте…

Спортом они и сами не пренебрегали. В институте Георгий Григорьевич всерьёз занимался волейболом. Первым во ВХУТЕМАСе прыгнул с парашютом.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «Прыжок с парашютом», 1935 г.

А потом всерьез увлекся парусным спортом.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «Пейзаж с парусной лодкой», 1930-е гг.

В 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны, принимается решение о проведении V Поволжской парусной регаты. Хотя перелом в войне уже произошёл, но… И всё-таки жизнь продолжается: осенью 1944 года состоялась V Поволжская парусная неделя. Экипаж, в котором Георгий Нисский был матросом, занимает одно из первых мест.

И в том же году Нисский становится еще и чемпионом Москвы.

Фото с V Поволжской парусной недели, 1944 г.

Конечно, во время войны Георгий Григорьевич занимался не только спортом. Он оставался в Москве, вместе с Дейнекой они выезжали на фронт за материалами для работ.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «Партизаны в засаде» 1940-е гг.

В феврале 1942 они работают в районе Юхнова (Калужская область). В это время здесь идёт Ржевско-Вяземская наступательная операция. То есть художники находятся пускай и не на переднем крае, но в районе кровопролитнейших боев.

«Схватка балтийцев с немецкими кораблями», 1941 г.

Отбирать только главное… Остальное, литературно досказывающее — убирать, убирать уверенно, безжалостно.

Георгий Григорьевич написал это во время войны. Но думается, что это можно отнести ко всему его творчеству.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Георгий Нисский, «Севастополь», 1943 г.

И конечно, во время войны Георгий Григорьевич рисовал плакаты… Куда ж без них?

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Плакат «Во славу октября»

Хотя к военно-морской тематике Нисский обращался еще до войны.

Георгий Нисский, «Маневры кораблей Черноморского флота», 1937 г.
Георгий Нисский, «Задержание японской шхуны в советских водах», 1937 г.

И это не только живопись, но и иллюстрация.

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Обложка журнала «Мурзилка»

Не только, впрочем, «морская».

Художник Георгий Нисский. Кто создавал социалистический пейзаж?
Обложка журнала «Роман-газета»

И снова речной пейзаж, уже под мирным небом.

Георгий Нисский, «Радуга», 1950 г.

А таким увидел мастер послевоенный пейзаж своей малой Родины. Мы ведь помним, что он вырос возле железной дороги?

Георгий Нисский, «Белорусский пейзаж», 1947 г.

Но художник давно живёт в Москве. И естественно, множество работ посвящено столице и её окрестностям. И как обычно, на пейзажах Нисского природа преобразована человеком.

Георгий Нисский, «Подмосковная зима», 1952 г.

Его работы — не виды определенных мест, существующих на нашей планете, но своего рода эталоны лесов, полян, деревень.
А. Дейнека

Георгий Нисский, «Колхоз «Загорье», 1960 г.

Ещё один излюбленный мотив: самолёты. Точнее, пейзаж с самолётами.

Георгий Нисский, «Аэродром», 1961 г.

И 1960-е годы, самая окраина строящейся и расширяющейся столицы. Пока ещё окраина.

Георгий Нисский, «Скоро Москва», 1963 г.

Хотя при всей любви к индустриальному пейзажу, мимо этого храма художник, будь он хоть трижды коммунист и атеист, никак не мог пройти.

Георгий Нисский, «Покров-на-Нерли», 1964 г.

А вот не очень типичный для Нисского интерьер.

Георгий Нисский, «Интерьер с ружьем», 1933 г.

И натюрморт. Который мастер все равно расположил на фоне морского пейзажа.

Георгий Нисский, «Магнолия», 1932 г.

И классический сюжет: читающая женщина.

Георгий Нисский, «За чтением»

И другой не менее традиционный: обнаженная натурщица. Хотя есть впечатление, что пейзажи, корабли и поезда удавались Георгию Григорьевичу куда лучше.

Да он и сам позже говорил, что во время учебы куда охотнее проводил время в спортзале, чем в за работой. Говорил с сожалением…

Георгий Нисский, «Лежащая обнаженная», около 1959 г.

Ну, а мимо этого пейзажа уже я не смог пройти. Это мои родные места…

Георгий Нисский, «Станция сортировочная „Ховрино“», 1954 г.

Понять, что делается сегодня вокруг тебя, понять, в чем ты участвуешь, не выпасть, не выплеснуться из эпохи — это очень и очень многое в нашем творчестве.

Таким увидел Мастера в зрелые годы его коллега по цеху, тоже Народный художник РСФСР и лауреат Сталинских премий, Виктор Цыплаков.

Вполне нормальный соцреалист, в отличие от Георгия Нисского.

Виктор Цыплаков, «Портрет Георгия Нисского», 1978.

И давайте завершим словами самого Георгия Григорьевича:

Я хочу, чтобы всё, что я сегодня пишу и над чем учусь, — все пейзажи, все моря, были бы только фоном, на котором главным персонажем встанет наш действенный человек с его большими чувствами и лирикой. Его нужно уметь видеть, изучать и писать.

Статья опубликована в выпуске 13.02.2024

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: