Статья дня
Валерий Яковлев Грандмастер      3     Распечатать

Кто же изобрёл автомобиль?

А что такое автомобиль? Из греческого «аутос» — сам и латинского «мобилис» — подвижный в европейских языках сложилось прилагательное «авто-мобильный», по-русски «самодвижущийся». В словарях ещё есть оговорка — сухопутный, на колёсах, безрельсовый, приводится в действие не мускулами людей или животных.

Первые известные чертежи «самодвижущейся» тележки принадлежат известному итальянскому ученому Леонардо да Винчи. В 1490 году он сконструировал повозку с пружинным двигателем. В 2004 году эксперты Музея истории науки из Флоренции построили по чертежам этот автомобиль. На одном заводе он проехал 50 метров.

Читает Дмитрий Креминский
Скачать в mp3 (4.7 Mb / 05:05 мин.)

В 1770 году французский изобретатель Жозеф Кюньо построил трехколёсный тягач с паровым двигателем для передвижения артиллерийских орудий. Его считают предшественником не только автомобиля, но и паровоза. Паровые тележки для обычных дорог строились также и в других странах, однако они были тяжёлыми и неудобными, поэтому широкого распространения не получили.

В 1791 русский изобретатель Иван Кулибин построил повозку-самокатку, приводимую в движение предварительно раскрученным маховым колесом. Этот автомобиль имел тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.

Всего известно более четырёхсот конструкций, претендующих на звание первого автомобиля. Долгие споры о приоритете тех или иных стран, изобретателей и конструкций заставили выработать четыре необходимые и достаточные условия для определения приоритета. Первое — разработка конструкции транспортной машины. Второе — оформление юридического документа, патента. Третье условие — постройка работоспособного опытного образца и его публичные испытания. И четвертое — организация производства изделия.

Все эти 4 условия первым формально выполнил Карл Бенц. 29 января 1896 года для своей трехколесной моторной коляски он получает патент DRP № 37435 и налаживает её производство. Поэтому Бенц официально признан изобретателем автомобиля. Однако фактически его обогнал Готлиб Даймлер.

Даймлер не патентовал автомобиль. Даймлер создал и запатентовал в 1883 году свой двигатель внутреннего сгорания, предназначенный для самых разных транспортных средств. В 1885 году он испытывает его на мотоцикле и 29 августа, на полгода раньше Бенца получает патент DRP № 36423 на первый в мире мотоцикл. Этот мотоцикл имел по бокам поддерживающие колёса, как на современном детском велосипеде. Почему же не считать его первым четырёхколёсным автомобилем. Тем более, что запатентованный Бенцем автомобиль тоже не имел кузова.

В 1886 году Даймлер заказывает у каретного мастера кузов, отличающийся от кареты только отсутствием оглоблей. Для поворотов служил рычаг, выведенный наверх к водителю. А вместо лошадей карету тянул мотор Даймлера, передавая усилие через ремённую передачу на задние колёса. Почему же Бенц тоже не воспользовался готовым кузовом, а создал свою хлипкую конструкцию на трёх велосипедных колёсах? Скорее всего, имеющийся у него двигатель чужой конструкции, только усовершенствованный Бенцем, не смог бы потянуть тяжёлую машину.

А Даймлер в 1887 году успешно испытывает свой двигатель на лодке, но тоже не патентует катер. В том же году он проводит испытания железнодорожной дрезины и пожарного насоса с бензиновыми двигателями. Годом позднее состоялся полёт аэростата, воздушные винты которого вращал двигатель Даймлера.

Бенц и Даймлер так и ни разу не встретились при жизни. А конкуренции их фирм положило конец произошедшее в 1926 году слияние Deimler Geselschaft и Benz und Co. Официальной эмблемой этого союза стала трехлучевая звезда, придуманная когда-то Даймлером и символизирующая успех марки на суше, в воде и в воздухе. Эмблема стала общей для объединенного концерна, а автомобили стали поставляться на рынок под торговой маркой Mercedes-Benz.

3 комментария (комментировать)
Теги: автомобили, изобретения, история автомобилестроения
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 6.04.2008
Дата первой публикации 29.03.2008

Обсуждение статьи:

  • Вы забыли Этьена Ленуара, Эдуара Делямар-Дебутвилля и Зигфрида Маркуса. Их приоритет не доказан, так же как и швейцарца Исаака де Риваза, но все историки их упоминают для полного контекста. Но в общем статья хороша, хоть и коротковата.

    Оценка статьи: 5

  • Андрей Ващенко Андрей Ващенко Дебютант 7 апреля 2008 в 10:35
    Спасибо за ширину кругозора

    Приятно узнавать новое. Детали всегда делают картину яснее.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошая статья, узнала и новое. Спасибо!

    Оценка статьи: 5

Перейти к странице с комментариями

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: