Статья дня
Марк Блау   Грандмастер

Почему у музыкальных нот такие странные названия?

Письменность, великое изобретение человечества, позволило накапливать и передавать грядущим поколениям мысли, идеи и впечатления. Другое изобретение, не менее великое, нотная запись, позволило передавать потомкам звуки, музыку.

Читает Дмитрий Креминский
Скачать в mp3 (4.2 Mb / 04:33 мин.)

Pavel K , Shutterstock.com

Изобретатель современной системы нотной записи — бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990−1050). Ареццо — небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Ареццо, Тоскана Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota — знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это — первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum,
SOLve polluti
LAbii reatum,
Sancte Ioannes.

(В переводе с латинского:
Чтобы слуги твои
голосами своими
смогли воспеть
чудные деяния твои,
очисти грех
с наших опороченных уст,
о, Святой Иоанн")


Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо.  На ней изображены квадратные ноты.Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut — закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus — Господь). Последняя нота октавы, si — сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет — два года.

Ла Скала, Милан. И здесь по нотам музыка звучит... Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» — дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Опубликовано 9.08.2009
Дата первой публикации 16.05.2009

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Познавательно. Спасибо.

     
  • Маруся Ка Маруся Ка Читатель 2 октября 2009 в 22:18 отредактирован 2 октября 2009 в 22:19
    "О, сколько есть на свете, друг Горацио..."(с)

    Чертовски интересно.

    А почему на картинке, где ноты-квадратики, отсутствует нота "си"?

     
  • Марк Блау, очень интересная статья!И полезная для меня,а я-то думала,почему ноты так называются?!)Отлично!

     
  • Марк Блау, это вам в благодарность от меНЯ ^^

     
  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 10 августа 2009 в 12:42 отредактирован 12 августа 2009 в 21:37

    Попробую прояснить два вопроса.
    1. Латиница. Все правильно, но дело в том, что мажор - крайне позднее европейское изобретение. Люди в мажоре никогда не мыслили. . Были разные виды минора. А значит, если элементарно говорить - до-мажора не было, был ля-минор, то есть не C-dur, а а-moll. Соответственно, лад начинался с ля, а именно
    а-в-с-d-e-f-g-(а) h
    Вот вам и алфавит. С "си" есть история, потому что лады были разные.
    Не было мажора. (сорри, но не было позитива).

    2. По поводу восточной музыки. Нотация Гвидо позволяет специальными значками указывать четвертьтона.

     
    • Спасибо, Марк !

      Чудесно-уникальная и источающая жизнь, потрясающая тема, которую открыл Господь Всевышний Своему чаду Гвидо из Ареццо.
      Святое Писание чудным образом нам напоминает словами Иисуса Христа: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».(Матфея 4:4).
      Известно, что вера в Господа через слышание благой вести.
      Так, прославляя Всевышнего в церковном пении, сын Божиий монах Гвидо изобрёл
      Ноты, не подозревая на сколько это великое изобретение прославит и его имя. К стыду своему в музыкальном мире, имя монаха-Божиего труженника почти совсем забыто.

      Всего чуть более тысячу лет назад сотворил такое благолепие посредством палочек и крючёчков (нотной грамоты), бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д'Ареццо) .
      Теперь можно не только петь, но и записывать, любой звук, браво!
      Вот и совершил это блестящим образом бравый морской офицер, и более того , известный русский композитор XIX в., Римский-Корсаков, в дивно жужжащем полёте шмеля.
      Произведение так и звучит. «Полёт шмеля».
      Воистину пути Божии не исповедимы. Но именно этот путь отворяет каждому из нас хрустальную дверь в чудесный, и Богом созданный исцеляющий, мир звуков.

      Обильных всем Божиих благословний.

       
  • Марк Блау, А на востоке, в Азии - тоже используется современная система нот? У них же деление, по-моему, мельче, чем полутон. И когда появился полутон - у Гвидо жа было все по тону?

     
  • Армен Ананян Армен Ананян Профессионал 10 августа 2009 в 10:48 отредактирован 10 августа 2009 в 14:26

    Марк Блау, хорошая работа!
    Кстати. Историческая справка.

    Согомон Согомонян окончил Духовную Академию и был назначен учителем музыки и хормейстером кафедрального собора. В 1849 г. принял постриг и получил имя Комитас - армянского поэта, музыканта и Католикоса VII в. В 1895 г. Комитас стал вардапетом (архимандритом) и с тех пор прозвался - Комитас-Вардапет.
    Для расшифровки хазов (армянских нот) Комитас занялся углубленным изучением духовной музыки, а также близких к ней народных песен. читать дальше →

     
  • Маленькое уточнение

    Марк Блау, в Западной Европе ноты именуются латинскими названиями: c_ d_ e_ f_ g_ a_ h.

     
  • Я теперь знаю, откуда у нот такие названия, ура!

     
  • Спасибо, Марк!

     
  • Марк Блау, чудесная статья, я - музыкант и на собственном опыте знаю, как сложно объяснить, казалось бы, элементарные вещи людям, непосвященным в азы музыкальной грамоты. Мне кажется, читателям была бы интересна серия таких статей о музыке.

     
  • Александр Филатов Александр Филатов Мастер 9 августа 2009 в 11:27 отредактирован 19 августа 2009 в 21:38
    Хорошая статья

    Автору, очень хорошая, интересная статья. Вот бы еще по бемолям, диезам и прочим знакам пройтись - в перспективе! Удачи!

     
  • Марк Блау, очень понравилась статья! Ничего этого не знала!

     
  • Марк Блау, Прекрасно,двое моих детеи,окончивших музщколу с отличием и понятия не имеют откуда пошла нотная грамота.Благодарю Вас за такую ценную для меня информацию.Оцека 5.

     
  • 5

    Oчень полезная и интересная статья!

     
  • Марк Блау, очень интересно! 5!

     
  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 17 мая 2009 в 02:35 отредактирован 17 мая 2009 в 02:36

    Спасибо.

    Не знаю только, стоит ли указывать, что нотация всегда существовала. Были невмы (кто помнит: папа Григорий Великий, григорианский хорал и т.д.). Была знаменная система в России (от изображения мелодий знаками, называвшимися знаменами, крюками, столпами). А так - да, Гвидо из Ареццо придумал самую удобную форму.

     
  • Культура – это жестокое соревнование со временем.

    Кто с кем соревнуется?

    Попытка зафиксировать быстротечное и убегающее.

    А, я догадался.
    Это уже о нотах.

    Вообще, это абзац лишний. Лучше начинать прямо со 2-го.

    Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. Соотношение частот нот с одним и тем же названием в соседних октавах равно двум. Например, если ноте ля первой октавы, по которой настраивают музыкальные инструменты, соответствует частота 440 Гц, то ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

    Вот все правильно. А если как то.. изящнее, чтоль
    ведь разговор - о МУЗЫКЕ.