Подкаст
Андрей Кашкаров Грандмастер      54     Распечатать

Книги и современность. Читать или не читать?

Ходят слухи, что наш народ — самый читающий в мире. И подрастающее поколение — тоже, конечно, самое читающее. Недавно довелось услышать в петербургском метро разговор двух женщин:

Читает Илона Грошева
Скачать в mp3 (5.6 Mb / 08:00 мин.)

 — Не выспалась. До 2-х ночи читала Маринину. Последний роман. Очень впечатлило. Ты читала?
 — Нет еще. Я сейчас «Анну Каренину» читаю.
 — Ну и как она, интересно пишет?

Роль чтения в процессе духовного роста человека не переоценить. Однако вдумчивое чтение, в отличие от просмотра легкой, развлекательной литературы или телепередач, требует усилия. Великая культура, как и высочайшие горные вершины, не даются с ходу любому пешеходу — следует подготовиться к их взятию.

Настоящее, «понимающее» — «чтение — это труд и творчество» (В. Асмус), «чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли» (Ш. Пьермон), «Книги — это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению», «чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным» (Фрэнсис Бэкон), «повторное чтение уже прочитанных книг — самый надежный пробный камень образованности» (К. Геббель), «пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом, а мысли, которые возникнут у тебя самого, процентами на него» (Фома Аквинский), «следует читать много, но не многое» (Тацит), «прошедшего не существует, пока будут существовать книги» (Э. Бульвер-Литтон), «душа обязана трудиться!» (Н. Заболотский), «и никаких гвоздей» (В. Маяковский).

Среди частоколов неправды, что отгородили многих «от самих себя», есть и такой миф: мы — самая читающая страна в мире (по тиражам книг и журналов, по числу переводов); выпускаются сотни тысяч наименований книг в год, но их практическая ценность далека от совершенства. Заявить такое мне позволяет не столько признанное авторство в 32-х книгах, но и те «шедевры», кои волею судьбы попадают мне в руки, когда я обращаюсь к теме, мне неизвестной. Слава богу, время от времени я созерцаю произведения поистине гениальные, и это позволяет мне сохранить надежду… Хорошая книга для меня та, в которой встречается нечто новое хотя бы через страницу текста; и тогда я «загибаю уголок».

Самоутешение имеет свой резон на поверхности: в самом деле, В. Пикуль (и классики) сегодня переиздается многотысячными тиражами, а уж о разнообразии палитры книжного развала и говорить нечего. Следует ли, что в прямо пропорциональной зависимости возрастает количество читателей-интеллигентов (когда издатели не боялись выпускать классиков стотысячными тиражами, в 80-е годы XX века, столь же пропорционально увеличивалось количество читателей)? А вот этого нет, к сожалению: достаточно посмотреть на большинство населения деревни, алкоголизированное и потому вымирающее «потерянное поколение» шестидесятников и на то, которое вступило в жизнь дикого рынка, стремясь извлечь выгоду друг из друга, и на том уже обрести состояние (но редко сохраняемое, а потому бессмысленное); многие деградируют, за малым вычетом творческих натур, имеющих выработанную привычку к чтению, равно как и потребность в нем, воспитанную с детства.

Работники культуры в деревнях бьются, как рыба об лед, многое делают бесплатно, на общественных началах, а толку мало: пьянство и безработица продолжают наступать. Проводя мероприятия, посвященные развитию и укреплению семьи, неравнодушные очень хорошо понимают, что молодой семье нужны не только чествования и торжества, конкурсы и соревнование — нужны жилье, работа, деньги. Когда мать отправляет в школу двоих, а то и троих учеников, то может ли подать им вместо 30 рублей на питание по брошюрке о роли матери в семье или руководство, как отцу стать трезвым человеком, — как вы думаете?

«Если меня на свете действительно что-нибудь выводит из себя, так это то, что в России творится именно с землей, с крестьянами. Меня это буквально сводило с ума! Потому, что нам, интеллигентам, что — нам книжку почитать и обо всем забыл, да? А эти люди ведь на земле живут. У них ничего другого нет. И для них это — настоящее горе. Не только горе — у них и выхода никакого нет… Вот они и пьют, спиваются, дерутся… Мне гораздо легче было общаться с населением этой деревни, нежели с большинством своих друзей и знакомых в родном городе». Иосиф Бродский (поэт, лауреат Нобелевской премии, во время административной ссылки в Коношу, Архангельской обл.).

Работа с книгой учит самостоятельно добывать знания, развивает мышление, ум, кругозор и, пожалуй, не явно, но все же воспитывает. Книги почитал Иван Грозный, хотя это не мешало ему иметь непреклонный характер. «Аз есмъ зверь, но зверьми управляю», — говорил он о себе.

Библиотекари замечают, что читателей влечет к художественной классике — сама жизнь заставляет задумываться над более серьезными вещами, нежели детективы и любовные романы.

Нужны ли книги и библиотеки сегодня, в век Интернета и компьютеризации? Мне представляется, книгу в том виде, в каком она существует сейчас, еще долго не заменит ничто. Технические средства, в том числе аудиокниги, будут лишь дополнять ее. Но научились ли мы разумно сочетать классическую книгу и «сливки» прогресса в виде креативных информационных технологий?

Поистине залежи полезных знаний таят в себе сельские библиотеки, и даже библиотекари, как носители определенной субкультуры. Если кто-то забыл названия пашен, боров, перелесков и ручейков или, к примеру, местные фамилии, смело ступайте в библиотеку — там знают все. Поэтому, смею уверить по собственному опыту, библиотекари здесь оказываются к людям ближе всех. В деревнях больше читают периодику. Однако даже если библиотечные фонды обновятся на 100% завтра же и будут полностью удовлетворены запросы населения в периодике, есть ли какая-то гарантия, что работники библиотек, будь каждый из них семи пядей во лбу, смогут противостоять тому валу негативной информации, который второе десятилетие ежедневно «давит» с экранов телевизоров на сознание и психику людей, особливо детей и молодежи.

Для справки: за день семь ведущих каналов показывают «160 драк, 202 убийства, 6 ограблений, 10 половых актов; 39 раз по ТВ нецензурно бранились, рассказали 302 негативные новости» (по статистике журнала Русский Дом, май 2009 г.).

Некоторые родители жалуются, что дети стали неуправляемыми, а их поведение буквально «сводит с ума». Современным детям не хватает дисциплины и… чтения. Читайте сами, и этим вы покажете пример своим детям. Ведь читают взрослые — читают и дети, а не наоборот!

54 комментария (комментировать)
Теги: образ жизни, библиотеки, книги, чтение, досуг, культура
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 9.01.2010

Обсуждение статьи:

  • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 10 января 2010 в 09:04   # Ответить 0 +1

    "Читайте сами, и этим вы покажете пример своим детям. Ведь читают взрослые – читают и дети, а не наоборот!" Я сама запоем читала в детстве, да и сейчас дня не проходит без чтения хотя бы периодики, а моего сына читать не заставишь ничем, хоть тресни! В школьном возрасте ещё удавалось заинтересовать детскими энциклопедиями, а сейчас (ему 18 лет) - только тусовка в интернете да на улице! Ни книг, ни, тем более, газет и журналов. Как я радовалась, если удавалось попасть в книжный магазин в день завоза новинок, это не передать словами! И родители у меня читающие, давние книголюбы и поклонники местной библиотеки. Газеты я покупаю, после прочтения обязательно отдаю родителям. А сын абсолютно равнодушен к чтению! Вот вам и образец для подражания! Что с этим делать? Уже и не настаиваю на чтении, бесполезно.

    Оценка статьи: 5

    • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 11 января 2010 в 02:34   # Ответить 0 +1

      Знаете, что скажу: в марте прошлого года плечами толкалась в Доме Книги на Невском - столько народу в книжных магазинах! Они их, чего, на растопку берут, что-ли? Другое дело, что пол-магазина надо сжечь: акуниных-марининых. Чтобы население не ссучивать. И не отбивать охоту читать Книгу. Любе могу возразить только в одном: что эти деревенские бюджетные библиотекари получают, то оне и наработают. Им не до читателя - картошку свою успеть бы поокучить да выкопать. Не верю, что Книга не устоит перед ящиком и сетью. НЕ ВЕРЮ!

      Оценка статьи: 5

      • Андрей Кашкаров Андрей Кашкаров Грандмастер 11 января 2010 в 14:40   # Ответить 0 +1

        Лаура, здравствуйте! Спасибо Вам за вашу оценку. Я тоже не верю, что книгу поглотит мультимедия всех типов. Но, полагаю, что художественная книга вернется (для нас с вами и многих многих других, она и сейчас незаменима) к массовову читателю чуть позже (дай Бог, чтобы в нашей земнорй жизни это увидеть). На мой взгляд, сейчас идет "не время книги", точнее время низкопробной литературы. Но артиста заказывают зрители. И издательства выпускают то, что покупается, что востребовано. Это интересный момент. С 1999 года я предлагал Издателям всех мастей выпустить книгу о военных приключениях в Чечне, затем роман, но нет...не нашел своего издателя, они даже не видели текста, а отказывали на стадии план-проспекта. А практически-познавательная литература идет на ура...и нашел таковых издателей массу... А это не литература, как таковая, хотя временно и она познавательно полезна. Но сведения быстро устаревают (в протиивовес классической, к примеру) и подобные книги выпускают снова. Этот процесс напоминает низкокачественные китайские вещи, аппаратуру, строят у нас в последнее время из стекла и пластика, это не надолго, относительно прежних времен, когда все строили по ГОСТам и выпускали через ОТК. Но таково наше интерсное время — время временщиков. Выгодно и Издателям и производителям "однодневок" такое положение. Потому, что на этом хорошо зарабатывают, вскоре становится востребована следующая "однодневка". Ужас, Вы правы, что люди к этому привыкают, "и маска прирастает к лицу", привыкают к однодневкам потому, что думают, что это "смысл", раз этим "болеют" многие. И давно не читывали священные книги, где сказано "входите узкими вратами". Но не будем ругать читателя, он такой, какой есть. Нам надо бы продолжать борьбу за него и дай бог получится лет через надцать. Но получится — это точно! Вы абсолютно правы, что в доме Зингера на Невском постоянно тесно, он сегодня "украшен" заинтерсованными читателями. Только вкусы изменились (я имею ввиду массы). И о женщинах невысокого полета (и поведения) теперь говорят, что "женщина поднялась", не смотря на средства достижения цели, а не наоборот, как, к примеру раньше. Не совсем согласен только в одном т(в остальном мы мыслим едино). В деревнях, не картошкой сильно заняты, я родился (ЛДенинграде) и вырос, и сейчас постоянно живу в Петербурге, но в деревне провел много времени за последний год по работе. И вот скажу Вам откровенно, местная районная библеотека выглядит намного привлекательнее, чем, к примеру ЦБС (им. Белинского) Калиниского района г. С-Петербурга . В чем тут дело, в Питере картошкой озабочены меньше... Дело в людях и их отношениях к делу. Простите за тавтологию.

        • Каролина Динкелакер Каролина Динкелакер Читатель 11 января 2010 в 15:37   # Ответить 0 +1

          "И вот скажу Вам откровенно, местная районная библИотека выглядит намного привлекательнее, чем, к примеру ЦБС (им. Белинского) Калиниского района г. С-Петербурга . В чем тут дело, в Питере картошкой озабочены меньше... Дело в людях и их отношениях к делу." Конечно, в деревне ведь все друг друга знают, если работать с читателем, как в крупных городах - "обезличенно", то кто же пойдёт в библиотеку. Туда же ходят ещё и за общением. Поэтому в небольших библиотеках атмосфера совсем другая, чем в ЦБС.

          Оценка статьи: 5

          • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 12 января 2010 в 05:39   # Ответить 0 +1

            Ребята, отвечаю сразу всем: начну с последнего. Кто помнит бибиотеку БАН на Васильевском или Публичку: мы же там просто свои люди были со своей тусовкой. Там еще люди встречались, которые виртуальый цилиндр перед нами, вертуальными затюкаными менесками, виртуально снимали! А лестницы, нами прокуренные и самиздатом шепотом, как старые храмы, намоленные! Это был храм. Как христиане древние по пещерам.
            У меня не такая уж большая библиотека в Чикаго собрана. Но так скажу - любимые книги. Что меня торкнуло: я мысли, мне мурашечные, ногтем отчеркиваю и уголок заламливаю. Поэтому мои книги все взбухшие, как после пожарных в БАНе. И эти заломы можно как Библию открывать и находить самоидентификацию с другим человеком, который одной крови: он и я. А он пишет, чтобы найти того же, кто его мысль ногнем торкнет и уголок заломит - и вот и пошел круг общения с близким по духу: не важно на какую тему. А на любую! Важно совпасть и помножиться. Сечете о чем я? Мы всегда ищем круг принадлежности, мы же не остров в океане. Это жрать можно в одиночку, а читаем-то мы коллективно! Вот почему Книга бессмертна. А времена упадка пройдут, ибо именно они рождают бунтарских светочей духа. Берите декадентствующий конец 19-начала 20-ых. Развал империи дал Волошина, Гумилева, Блока, Белого, (с Черным), Бальмонта, Цветаеву,...господи, там ожерелье личностей в самом тонком жанре - в поэзии! Чем пасмурней на улице, тем в светлицах более яркие свечечки горят. Все будет путем, ребята. Есть одневневки, как газетный номер. И есть литература. И даже не так уже важно, будет ли она на бумаге. Другое дело, что нам с бумагой привычней как ортодоксу русскому с иконой. Хотя не менее верующие (и поболее, думаю) другие конфессии запретили изображение в материале. И в этом что-то есть. Книга в любом виде останется Книгой, а коль скоро она будет, то в каком-то виде ее надо будет хранить для потребителя. Меня не коробит, что Библия и Тора у нас на дисках - дай боже только ухи, на которые наушники напялить! И спасибо вам, книгочеи, за возможность душевной беседы.

            Оценка статьи: 5

            • Мария Семенихина Мария Семенихина Читатель 28 сентября 2012 в 01:31   # Ответить 0 +1

              Лаура Ли, а у нас кто сейчас светоч духа? "Гражданин поэт"? ой не смешите...

              Комментарий отредактирован 28 сентября 2012 в 01:31

              • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 28 сентября 2012 в 05:24   # Ответить 0 +1

                Мария Семенихина, я живу в американской литературе. Сейчас очень интересный период расцвета нео-публицистики. Русским эти имена ничего не скажут, но я здесь резвлюсь среди этих новых имен. Тут другое: в России никогда не было института политиков. Гайд-парков, парламентов. Вместо этого всегда выступал русский писатель - вот такая подмена функций. Хотя не дело писателя рулить политику. Но это был как-бы нравственный термометр, лакмус национальной совести. Это не здраво, что функции политики исполняли люди искусства, чье призвание не ставить политические диагнозы общества, а жизееописать по возможности эстетично. Так уж сложилось, что Россия никогда не могла выдвинуть здоровую политическую элиту кроме истериков типа Петра-Ивана-Ленина-Сталина, т.е. личность с психическими отклонениями. Сейчас смотрим - Путин тот же. Ну мало здоровый умственно человек. Естесственно, что литература должна выдвигать здоровое лакмусове начало - надо же кому то сказать, что король не только ботоксно голый, но и сдвинутый. А поэт и гражданин- как раз тот компот, который в России всю дорогу эти диагнозы ставил. Это уж так от веку. Радищев тоже был не Пастернак - как мог, корявенько, но диагностировал и призывал там...Увы, это редко кому и рупор, да еще и голос и слух в руки.

                Оценка статьи: 5

                • Мария Семенихина Мария Семенихина Читатель 28 сентября 2012 в 10:50   # Ответить 0 +1

                  Лаура Ли, ну это и без "Гражданина поэта" видно (выпуски новостей смешнее любого "гражданина", чес-слово)... Точнее, кто видит, тот видит, а кто не видит, тому объяснять бесперспективняк. Радищев - это все-таки немного не то, это скорее журналистское расследование (и то даже Пушкин его кое-где поймал на вранье), причем опять-таки Екатерина (редкий случай до определенного момента адекватной правительницы, но потом и ее понесло) сама знала, что крепостное право - это не есть гут... но не могла его отменить, потому что не могла.
                  Толстые журналы сейчас никто не читает, да и печатается там черт-те что, это вам не 60е, новые "серьезные" книги брожения умов не вызывают, продаются ограниченным тиражом, стоят дорого и часто не вызывают желания их перечитывать (не то что уголки загибать или ногтем что-то подчеркивать)...

                  Комментарий отредактирован 28 сентября 2012 в 10:51

        • Елена Славнова Елена Славнова Читатель 28 сентября 2012 в 22:49   # Ответить 0 +1

          Андрей Кашкаров, "Но артиста заказывают зрители. И издательства выпускают то, что покупается, что востребовано. "
          Не совсем согласна с этим. Народ потребляет то, что ему предлагают. Нужно воспитывать вкус читателя, и это в некоторой степени задача государства и СМИ.
          Была на последней книжной ярмарки, отметила, что достаточно много классической литературы в том числе. Если бы не читали, не было бы предложений

          Оценка статьи: 5

          Комментарий отредактирован 28 сентября 2012 в 22:49

      • Александра Курская Александра Курская Профессионал 13 января 2010 в 12:23   # Ответить 0 +1

        Лаура Ли, думаю, что книга все-таки устоит. Как иногда приятно сесть в тишине и погрузиться в какой-нибудь исторический и фантастический роман...Но есть одно но: книга в том виде, в котором она существует сейчас, может все-таки и "подвинуться". Я, например, давно уже пользуюсь электронной книгой и не вижу в этом ничего плохого, то есть не считаю себя предателем книги печатной. Кстати, их я тоже с удовольствием читаю...

      • Дмитрий Солнцев Дмитрий Солнцев Профессионал 14 января 2010 в 19:06   # Ответить 1 +1

        Лаура Ли, Акунин разве плохой писатель?

        Оценка статьи: 3

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 16 января 2010 в 01:02   # Ответить 2 +1

          Дмитрий Солнцев, а он что, писатель?Наборщик типографский...

          Оценка статьи: 5

          • Дмитрий Солнцев Дмитрий Солнцев Профессионал 16 января 2010 в 01:29   # Ответить 0 +1

            Лаура Ли, даже так?! Ну, и ну. Я просто его не читал особо. Как-то начал одну книжку (случайно) - читается легко, но продолжать не стал.

            Оценка статьи: 3

      • Елена Славнова Елена Славнова Читатель 28 сентября 2012 в 22:42   # Ответить 0 +1

        Лаура Ли,
        ну Маринину вы зря так не любите... Мне кажется, она один из немногих авторов своего жанра на сегодняшний день, который действительно стоит читать. Да и женщина она умная, на мой взгляд. Говорю исходя из интервью, которые с ней были

        Оценка статьи: 5

        • Татьяна Черных Татьяна Черных Дебютант 30 сентября 2012 в 13:22   # Ответить 1 +1

          Елена Славнова, и я одно время зачитывалась ее книжками. Есть все, что должно быть в классическом детективе: харизматичная героиня, оттеняющее ее окружение, интрига, немного психологии, немного юмора, немного драмы. Единственное, как и Юденич, она любит давать уж очень подробную биографию каждого героя, в том числе второстепенного.
          Может быть, это ужасно, но я и Донцову читаю с удовольствием. Я обожаю ее Дашу Васильеву, интеллигентную, неконфликтную, изобретательную. Мне нравится читать про ее расследования, про то, как она с юмором изображает нашу современную российскую действительность. Серия про джентльмена сыска Ивана Подушкина тоже великолепна. Сам Подушкин, такой немного старомодный старый холостяк, мне очень нравится как литературный персонаж.

  • Дмитрий Солнцев Дмитрий Солнцев Профессионал 14 января 2010 в 19:02   # Ответить 0 +1

    Что посоветуете почитать?

    Оценка статьи: 3

    • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 16 января 2010 в 01:02   # Ответить 0 +1

      Библию, Дима. Если Букварь уже прочитан

      Оценка статьи: 5

      • Дмитрий Солнцев Дмитрий Солнцев Профессионал 16 января 2010 в 01:30   # Ответить 0 +1

        Лаура Ли, Совета, вообще-то спрашивал не у тебя, но все равно спасибо

        Оценка статьи: 3

        • Лаура Ли Лаура Ли Грандмастер 16 января 2010 в 06:00   # Ответить 0 +1

          Дмитрий Солнцев, так ты посмотри, там хрен разберешь, кто у кого -вповалку коммент идет! Спасибом так и отделался!.Нет, а поцеловать?

          Оценка статьи: 5

    • Татьяна Черных Татьяна Черных Дебютант 30 сентября 2012 в 13:24   # Ответить 0 +1

      Дмитрий Солнцев, сейчас очень много сайтов книжных магазинов и он-лайн библиотек с рецензиями. Очень удобно и интересно почитать, что люди рекомендуют.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 16 января 2010 в 11:50   # Ответить 0 +1

    Андрей Кашкаров,
    есть еще миф, что мы/вы - самая образованная нация в мире (по колическтву ВУЗов, что ли?).
    Мы/вы - еще самые великие. Самые гостеприимные. И так далее. Сами создаем эти мифы, сами ими и питаемся.
    В пользу чтения книг можно привести массу аргументов и цитат "из великих". Однако, важно а) что читать б) как читать.
    И вот еще: чтение чужих трудов, на определенном этапе, начинает мешаеть формированию собственных мыслей. (А зачем? Ведь Толстой дал все ответы на все вопросы. А то, что он их дал под своим углом, в свое время, и тот факт, что, каким бы замечательным писателем и гуманистом он не был, он был человеком, а, как известно - homo errarum est).

    • Михаил Антипенко Михаил Антипенко Читатель 17 января 2010 в 21:44   # Ответить 1 +1

      1) Цитата: "...Толстой дал все ответы на все вопросы."
      Игорь Ткачев, есть ещё миф, что Бог/Аллах/Будда...
      дал все ответы на все вопросы.
      2) Неважно что читать и как, важно не тупеть от чтения.
      3) От чтения нет пользы. Польза есть лишь от применения прочитанного.

    • Мария Семенихина Мария Семенихина Читатель 28 сентября 2012 в 18:54   # Ответить 0 +1

      Игорь Ткачев, чего-чего??? Errare hominum est! Вариант - humanum.

      Комментарий отредактирован 28 сентября 2012 в 21:13

  • Елена Гордеева Елена Гордеева Читатель 28 сентября 2012 в 10:43   # Ответить 0 +1

    В свое время я читала запоем. Сейчас гораздо меньше. Выбирать стало трудно. Мои сыновья читают очень много. И печатные и электронные и аудиокниги. Мне очень нравится обсуждать с ними прочитанное. как хорошо слышать мнение не "вдолбленное" учителем литературы. Удивительно, но средний назвал своей любимой книгой "Обломова". И мы долго спорили всей семьей о национальном русском характере, о практичности, рациональности и задушевности. Младший Куприна сейчас читает. Говорит, что женится на той, которая сможет быть женой как в "Кусте сирени". А вот Ильф и Петров, фантастика Ефремова на удивление вызывают полное неприятие и у сыновей и у их друзей.
    К сожалению, много хлама сейчас печатают.

    • Мария Семенихина Мария Семенихина Читатель 28 сентября 2012 в 10:53   # Ответить 0 +1

      Елена Гордеева, насчет Ильфа с Петровым - современные подростки просто не понимают, про что это. А Ефремов и у меня вызывает отторжение

      • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 28 сентября 2012 в 15:57   # Ответить 0 +1

        Мария Семенихина, не нужно личные наблюдения над ограниченным кругом лиц обобщать до "современные подростки просто не понимают". Знакомые мне современные подростки вполне понимают и читают-перечитывают. Значит, "просто не понимают" - знакомые вам современные подростки.

        • Мария Семенихина Мария Семенихина Читатель 28 сентября 2012 в 18:49   # Ответить 0 +1

          Люба Мельник, уточним: подростки, знакомые мне и Елене Гордеевой

          • Елена Гордеева Елена Гордеева Читатель 28 сентября 2012 в 18:54   # Ответить 0 +1

            Мария Семенихина, точно так же было бы справедливо вам написать о знакомых вам подростках.
            Я попыталась перечитать Ильфа и Петрова, а также Ефремова, не предвзято, как бы впервые, и с удивлением поняла, что их популярность в значительной мере продукт тогдашней рекламы и своеобразного быта.

            • Мария Семенихина Мария Семенихина Читатель 28 сентября 2012 в 19:05   # Ответить 0 +1

              Елена Гордеева, что читать Ильфа и Петрова, а также Ефремова порой было не столько зовом сердца, сколько маркером принадлежности к определенной тусовке - это да. Хотя Ильф и Петров не так просты, как кажется. А вот Ефремов - недурной стилист, но фигура действительно во многом дутая (похоже, взрослых читателей интересовал не он сам, а всякие пикантные мелочи в его текстах, которыми, например, просто нафаршировано "Лезвие бритвы").

          • Люба Мельник Люба Мельник Бывший модератор 28 сентября 2012 в 19:24   # Ответить 0 +1

            Мария Семенихина,
            "подростки, знакомые мне и Елене Гордеевой" - так вы могли бы сказать, будь у вас с Еленой общие знакомые подростки.
            То же - некорректно говорить о вообще "взрослых читателях" ефремовских романов (называя при том лишь Лезвие бритвы). И говорить это сейчас - не имея в виду те времена, когда романы появлялись и занимали ум и воображение тогдашних читателей.
            Наконец, советую вспомнить наши правила: в блоге статьи обсуждается статья. Вы же взялись комментировать комментарии, оставленные здесь два года назад. Не надо так делать.

  • Элоиза Фульбер Элоиза Фульбер Читатель 28 сентября 2012 в 19:07   # Ответить 1 +1

    По поводу эпиграфа. Знакомый - молодой парень, 20 с хвостиком -написал в своем блоге: "Все чаще, когда спрашиваю людей, читали ли они Стругацких, слышу в ответ:"А кто такой Стругацких?".
    Вот так.

    • Мария Семенихина Мария Семенихина Читатель 28 сентября 2012 в 19:59   # Ответить 0 +1

      Элоиза Фульбер, ну всему свое время. Популярность Стругацких сейчас, увы, прошла. Поколения 30-40-летних еще их помнят и ценят...
      Кстати, о чтении и современности. Классика - конечно, хорошо, но как научить детей разбираться в современной "серьезной" литературе, если не всякий учитель литературы (не говоря о родителях) им тут может помочь? Вот много мы знаем девочек, обливающихся слезами над судьбой прилепинского Саньки, как их бабушки плакали над Оводом?

  • Элоиза Фульбер Элоиза Фульбер Читатель 28 сентября 2012 в 20:16   # Ответить 0 +1

    Ммм... я читала "Овода" когда-то и не помню, над чем там плакать. Там вроде об итальянских карбонариях рассказывается?
    А серьезная литература... да кто ее знает... Я вот тоже не разбираюсь. Вот, например, романы Эко - это серьезная литература, как Вы думаете?

  • viking1105 viking1105 Читатель 28 сентября 2012 в 20:24   # Ответить 0 +1

    На мой необразованный взгляд - да, серьезная.

  • Андрей Владимиров Андрей Владимиров Читатель 28 сентября 2012 в 23:47   # Ответить 0 +1

    Увы, автор во многом прав.

    Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (54)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: