Судя по тому, что используются обе формы — правильные обе. А вот откуда исторически пошла множественная форма — «небеса»? Мы ведь используем и форму единственного числа? И небо, вроде бы, одно?
На самом деле, это сейчас и для нас оно одно. Форма «небеса» — древняя, отражающая, соответственно, языческую картину мира.
Почему же «небеса»? Потому, что их — двое. То есть двое, согласно традиционным представлениям о мире. Вспомним орнамент наличников? Их верхнюю часть, где и изображались небеса? Там, где знаки солнца и небесных вод?
Вода изображалась разными символами — зигзагами и точками. Но здесь, кажется, всё логично: линии — «небесная» вода, в облаках/тучах; точки — капли дождя. Но водные волнистые/зигзагообразные линии располагались тоже по-разному: горизонтально и вертикально. Просто для красоты?
Современному человеку вольно думать как угодно, только предки ничего без причины не делали. Это — две разных воды на двух разных небесах. Горизонтальные зигзаги — «хляби небесные», запасы воды на верхнем небе. Ниже него расположен свод неба, так называемая «небесная твердь». Под небосводом — ещё одни небеса. Здесь вода обозначается уже вертикальными линиями и точками-каплями — это дожди, «прапруда».
Именно в нижней части неба, под небосводом, находится солнце. Причём именно физическое солнце, источник видимого света и тепла. Предки прекрасно различали солнце как источник видимого света и верхний ярус небес — источник «белого», вечного света. И солнце, и дожди всегда изображались под небосводом, под небесной твердью.
И наши предки совершенно ясно это понимали. На наличниках солнце всегда изображалось под небесным сводом. Небом называлось и воздушное пространство, естественно, тоже расположенное под небесной твердью.
Это представление о мире сохранилось и в христианское время. Впрочем, оно пришло не только из язычества. Да и не только на Руси оно было.
Например, в Индии:
1. «Свах» — верхнее небо с запасами воды.
2. «Бхувах» — воздушное пространство со звёздами, солнцем и луной.
3. «Бхух» — земля, почва.
Хотя может быть, это не в Индии было «как на Руси», а там и здесь — из общего индоевропейского корня?
Да и русскому православию не было необходимости заимствовать эти представления из русского язычества или откуда-то ещё. Они уже были в христианстве:
«7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю"
Дадим слово учёному:
«…двое небес, так как и твердь бог назвал небом. Небом же в божественных писаниях называется также и воздушное пространство». «Твердь» и в библейском и в средневековом понимании удерживала хляби небесные где-то в недосягаемой вышине над воздушным пространством обычного неба. Это раздвоение неба на две зоны отразилось и в существовании в русском языке не только формы единственного числа (небо), но и формы «небеса». (Шахматов А. А. «Повесть временных лет»)
В общем, как обычно: если видим в народном фольклоре (или, как здесь, в языке) что-то непонятное и вроде бы нелогичное — стоит поискать корни этой «нелогичности» в истории.
Что же касается небесного яруса наличников, здесь есть на что ещё обратить внимание. Так что до встречи!
"Рекламы следует писать самыми лучшими яркими красками. Нужно, чтобы реклама схватила вас за нос издали, еще за милю от нее, и сразу...