• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

FLEETWOOD MAC. Когда чем хуже - тем лучше? История альбома «Rumours»

Популярность группы FLEETWOOD MAC росла, и самым знаменитым их альбомом стал альбом под названием «Rumours». Его тираж на данный момент уже превысил 40 млн. копий, что позволяет рок-группе не только безбедно существовать, но и до сих пор устраивать успешные гастроли.

Надо сразу оговориться, что данный альбом у нас не очень-то известен. Некоторые отечественные меломаны до сих пор недоумевают, почему именно «Rumours» стал одним из самых продаваемых альбомов 1970-х, получил «Грэмми» и почти 8 недель (с небольшими перерывами) не покидал вершину американского чарта. Да, песни на альбоме действительно добротные, но почему вокруг него такая шумиха?

FLEETWOOD MAC. Когда чем хуже - тем лучше? История альбома «Rumours»
Фото: скан обложки диска

Наверное, лучше всего на это ответил критик «New York Times» Джон Рокуэлл:

«FLEETWOOD MAC владеют главным секретом рока: они умеют делать свою музыку доступной и привлекательной и в то же время открыто и прямо воздействовать на эмоции своих слушателей».

Эмоции во время создания альбома действительно кипели нешуточные, и его название — «Слухи» — отнюдь не случайно. В рядах FLEETWOOD MAC — коллектива наполовину «семейного» (с двумя супружескими парами) — начались страсти и скандалы, больше подходящие для какой-то «мыльной оперы».

Фото: из буклета диска «The Very Best Of Fleetwood Mac», 2002 г.

Брак Кристины и Джона МакВи трещал по швам. Парочка Линдси Бакингема и Стиви Никс постоянно устраивала громкие ссоры и то расходилась, то опять сходилась. Жена Мика Флитвуда, хотя и не была членом группы, тоже вносила свою лепту в общий настрой, изменяя мужу с его лучшим другом. Недаром Мик признавался, что для того, чтобы собраться вместе в студии, каждому музыканту пришлось пойти на «колоссальные эмоциональные жертвы».

Стоило очередной сессии записи закончиться, как все переставали общаться между собой и расходились каждый в свой угол. Всю ночь музыканты бухали или нюхали кокаин (для бодрости), а наутро вновь приходили в студию, изрядно измученные.

И тут неожиданно оказалось, что, несмотря на личные противоречия, они по-прежнему получают удовольствие от совместного музицирования.
Более того, именно разлад отношений и внутренние дрязги зародили вдохновение, сподвигнув FLEETWOOD MAC на те эмоциональные песни, что принесли им славу. Почти каждая композиция альбома была обращена в сторону того или иного конкретного адресата.

Мик Флитвуд:
«Как ни странно, именно это нас и объединило — наша личная боль. Это породило сверхъестественную, аномальную связь между нами. Всё, что у нас оставалось — наша музыка.
…Мы должны были пройти через эту изощрённую процедуру отказа друг от друга, держа свои личные чувства в одном углу комнаты, стараясь оставаться профессионалами в другом».

Кен Каллей, звукорежиссёр-продюсер:
«Помню, [Линдси и Стиви] записывали бэк-вокалы к песне „You Make Loving Fun“, сидя на стульях каждый перед своим микрофоном лицом ко мне в контрольную комнату, и если по каким-то причинам запись приостанавливалась, они через несколько секунд начинали орать друг на друга. Я тогда думал: „Где плёнка?! Скорее включить плёнку на запись!“».

Линдси Бакингэм и Стиви Никс
Фото: из буклета диска «The Very Best Of Fleetwood Mac», 2002 г.

В написании материала для «Rumours» участвовали аж три солиста группы — Кристина МакВи, Линдси Бакингем и Стиви Никс.

Кристина признавалась, что в то время находилась в творческом кризисе — ей казалось, что она больше не напишет ни одной песни. Но в один прекрасный день она села за рояль и одним махом сочинила целых четыре.

«You Make Loving Fun» Кристина посвятила своему новому бойфренду — директору по концертному освещению. По словам Мика Флитвуда, Джон МакВи тогда так и не понял, о ком пела его жена («он, вероятно, думал, что это об одной из её собак»).

Фото: из буклета диска «The Very Best Of Fleetwood Mac», 2002 г.

Самому Флитвуду Кристина посвятила аж две песни — «Oh Daddy» и «Don't Stop». Первая была шуточной — именно Флитвуд был цементирующим звеном группы и поэтому носил прозвище «Большой папочка».

Второй песней — «Не останавливайся» — Кристина хотела поддержать Мика в период неурядиц в семейных отношениях: мол, пусть всё плохое останется в прошлом.

Ещё одну песню — мрачноватую «Gold Dust Woman» («Женщина из золотой пыли») — она написала для Стиви Никс, как предостережение от чрезмерного увлечения кокаином.

Однако самые успешные хиты альбома породили напряжённые отношения Никс и Бакингема.

В песне «Go Your Own Way» («Иди своей дорогой») гитарист разразился целым потоком обвинений в сторону своей подруги. Последнюю особенно возмутила строчка «packing up, shacking up is all you wanna do». Стиви требовала убрать эти слова из песни, но Линдси так её и не послушался.

Фото: скан обложки диска

Стиви Никс:
«Я была крайне возмущена тем, что он на весь мир заявил, будто всё, чего я хотела, это „всё бросить и развлекаться“ с разными мужчинами. Он знал, что это ложь. Это просто фраза, сказанная в сердцах. Каждый раз, когда эти слова звучали со сцены, я хотела подойти и убить его. Он знал это и реально манипулировал мной. Будто хотел сказать: „Я заставлю тебя страдать за то, что ты меня бросила“. И я страдала».

Другую же песню «Never Going Back Again» («Я никогда туда не вернусь») Бакингем посвятит своей новой пассии, но эти отношения долго не продлятся.

Никс в ее творчестве оказалась куда сдержаннее и предусмотрительнее Бакингема. В своей песне «Dreams» («Мечты») она подошла к их любовной драме более философски.

Автор перевода — Лина Балыгина:

Сейчас ты опять здесь.
Ты говоришь, ты хочешь быть свободным.
Что ж… Кто я, чтобы удерживать тебя?..

Но прислушайся внимательно к звуку
Твоего одиночества.
Как биение сердца сводит тебя с ума
В тишине воспоминаний о том,
Что у тебя было,
И что ты потерял…

По словам певицы, когда она показала «Dreams» остальным музыкантам, песню приняли без особого восторга. Но затем за дело взялся Бакингем и, несмотря на то что песня была о нём, довёл её до хитового состояния.

Стиви Никс:
«Я вошла и передала Линдси кассету с песней, где звучали только ф-но мой голос. Несмотря на то что в то время Линдси был зол на меня, он сыграл эту мелодию, посмотрел мне в лицо и улыбнулся. …Как музыканты, мы по-прежнему уважали друг друга и поэтому могли создавать блестящие песни».

Кристина МакВи:
«Это были всего три аккорда. Мне казалось, что это скучно, но гений Линдси сумел сделать из одних и тех же аккордов три секции — и все они звучали по-разному».

В результате именно сингл «Dreams» стал для FLEETWOOD MAC первым и последним хитом № 1 в США.

Единственной же песней альбома, которую музыканты сочиняли вместе, стала «The Chain» («Цепь»), родившаяся в студии во время импровизированного джема. Текст к ней снова написала Стиви Никс.

Автор перевода — Анна Сибуль:

Ты сейчас меня не любишь,
Ты меня уже снова не полюбишь,
Я все ещё слышу, как ты говоришь.
Ты никогда не разорвешь цепь.

Подводя итоги, можно сказать, что творческий «сеанс психоанализа» оказал на FLEETWOOD MAC благотворное влияние. Разрушенные связи и браки её участников снова срослись, а коммерческий успех «Rumours» уберёг группу от распада и даже подвиг на смелые эксперименты.

Таким экспериментом стал следующий альбом — «Tusk», выпущенный в 1979 году аж на двух пластинках. Новаторский подход не всем пришёлся по вкусу, и хотя критики альбом хвалили, он продался куда меньшим тиражом, нежели «Rumours». А ведь хороших песен там хватало. Лично я бы выделил «Sisters of the Moon», «Beautiful Child» и, конечно же, заглавную песню, построенную на эффектном барабанном ритме. Последняя также стала самым успешным синглом этого альбома (№ 3 в США, № 6 в Британии).

Хотя название «Tusk» буквально переводится как «бивень», на сленге оно нередко означает пенис. На подобное название группу подвигли два настоящих слоновьих бивня, привезённые из Африки и висящие в студии по бокам пульта. Когда аппаратура «шалила», музыканты шутили: «Видимо, наш бивень обвис». Сердобольная Никс жалела слонов и была недовольна названием альбома. Когда же она узнала второе значение слова «Tusk», название стало нравиться ещё меньше.

В 1982 году члены FLEETWOOD MAC решили отдохнуть друг от друга и от семейных конфликтов, и около пяти лет занимались сольными проектами. А потом встретились и выяснили, что играть вместе им по-прежнему в кайф. В результате в 1987 году на свет появился альбом «Tango in the Night», который по успешности уступал только «Rumours».

В 1991 году группу покинула Стиви Никс, но ненадолго. Вернуться её обратно попросил не кто иной, как сам Билл Клинтон. Он был фанатом FLEETWOOD MAC и использовал их песню «Don't Stop» в своей предвыборной компании. После инаугурации на пост президента США Клинтон даже пригласил группу выступить на приуроченном к этому событию балу.

Потом FLEETWOOD MAC снова распались, а в 1997-м снова воссоединились, дав серию успешных концертов.

Именно концертной записью песни «Big Love» я и хочу закончить статью об истории группы. Впервые эта песня была записана на альбоме 1987 года, но тогда я на неё особого внимания не обратил. Зато когда обнаружил её «живой» вариант на сборнике хитов группы, то был в восторге — под одну акустическую гитару «Big Love» зазвучала куда энергичнее и ярче, нежели на оригинальной записи.

Что еще почитать по теме?

Хиты 1970-х. Какова история песен «Black Magic Woman» и «Ain't No Sunshine»?
Кто записал самый популярный в США не американский альбом? Ко дню рождения вокалистки ACE OF BASE Линн Берггрен
Путешествие в Аркадию. Как возник альбом So Red The Rose британской группы Arcadia?

Статья опубликована в выпуске 16.09.2017
Обновлено 27.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: