На Лондонской Олимпиаде 2012 года был даже устроен забавный перфомэнс, где комик «Мистер Бин» «играл» эту композицию с симфоническим оркестром. Причём вся партия Бина сводилась к монотонному нажатию одной клавиши, отчего он явно «скучал».
Вангелис (Vangelis) — «Chariots Of Fire» (1981)
Все эти шутки и ассоциации не случайны. «Огненные колесницы» специально сочинялись для одноименной британской спортивной драмы 1981 года. В фильме этот инструментал сопровождал профессиональный забег по пляжу. Казалось бы, как могут сочетаться эти возвышенные «эфирные» звуки с энергичным бегом? Оказывается, могут, если сцену снять в режиме «слоу-мо». Тогда бегуны покажутся не двуногими кроликами, а парящими над землёй орлами.
Хотя действие драмы разворачивалось во времена Олимпиады 1924 года, режиссёр Хью Хадсон решился на нестандартный ход — сделать упор не на аутентичную музыку той эпохи, а на электронную.
Хью Хадсон:
«Нам была нужна вневременная музыка, чтобы придать происходящему ощущение современности».
Режиссёр сразу решил, что для этой цели прекрасно подойдёт один из лучших электронщиков того времени — Эвангелис Одиссеас Папатанасиу (бывший коллега Демиса Руссоса и Лукаса Сидераса по греческой рок-группе APHRODITE’S CHILD). С 1974 года композитор жил и работал в Лондоне, поэтому, чтобы англичане не сломали язык, стал именоваться просто Вангелис.
Первоначально Хадсон хотел использовать в фильме уже готовую композицию Вангелиса «L’Enfant» из альбома «Opera Sauvage» (1977) — и даже уже снял под неё ту самую сцену бега. Однако композитор проявил инициативу и сказал, что сочинит оригинальную музыку. По словам Вангелиса, тема спорта не была ему чуждой («Мой отец тоже был бегуном, и этот гимн, в том числе, для него»). Также он добавлял, что, сочиняя свою пьесу, отталкивался, прежде всего, от сюжета — истории трёх настоящих мужчин, стойких не только в спорте, но и в своих принципах.
Вангелис:
«Моё главное вдохновение — это сама история. Остальное я сделал инстинктивно, не задумываясь ни о чём другом, кроме как выразить свои чувства техническими средствами.
…Музыка должна продолжать эмоции там, где слова заканчиваются».
Вангелис собственноручно сыграл все партии инструментов (синтезатор, ф-но, ударные), но самое поразительное заключается не в этом. Уже после выхода саундтрека композитор признался в том, что сочинял и записывал его… по памяти, так как к тому времени почти полностью утратил слух (привет Бетховену и его «9-й симфонии»).
Торжественная электронная ода поначалу была издана на сингле под безликим названием «Titles» (т.е. просто «титульная тема»). Однако когда сингл поднялся в американских чартах до 60-го места, название сменили на более вразумительное — «Chariots Of Fire». В таком виде композиция добралась до самой вершины, а Вангелис стал первым (и пока единственным) греческим композитором, заимевшим музыкальный хит № 1 в США. Кроме того, «Chariots Of Fire» получила «Оскар», обойдя такого мастера саундтреков, как Джон Уильямс с его «Индианой Джонсом».
Пьесу Вангелиса стали регулярно исполнять на Олимпиадах, а в 1984 году её (ещё безо всякой иронии) использовал Стив Джобс на презентации первого «Макинтоша».
Триумф «Chariots Of Fire» был ненадолго омрачён обвинением в плагиате. В 1985 году земляк Вангелиса — Ставрос Логориридис — заявил, что мелодия «стибрена» из его композиции 1977 года «City of Violets» («Город фиалок»). Сходство действительно просматривалось. Однако Вангелис смог убедить суд, что: а) не мог слышать эту песню раньше; б) похожую последовательность аккордов он использовал ещё во времена APHRODITE’S CHILD.
«Chariots Of Fire» не осталась чистым инструменталом. Вскоре на эту мелодию Джон Андерсон (лидер группы YES, не раз сотрудничавший с Вангелисом) сочинил текст под названием «Race To The End» («Гонка до конца»). И вскоре новую песню запели Мелисса Манчестер, Мирей Матье и старый приятель Вангелиса — Демис Руссос.
Вангелис:
«Редко случается, когда композитор считает свою самую успешную работу самой лучшей. Я здесь — не исключение. Мой саундтрек к «Мятежу на «Баунти» кажется мне гораздо интереснее, чем «Огненные колесницы»».
«Das Boot» (1981, 1991)
Можно сказать, что у этой музыкальной темы два дня рождения. Зато место рождения одно — Германия, где в 1981 году вышел фильм Вольфганга Петерсена «Das Boot» («Подводная лодка»). Фильм был снят по одноименному роману Лотара-Гюнтера Букхайма и повествовал о трагической судьбе экипажа немецкой подлодки U-96, которая в 1941 году отправилась на боевое задание в район Гибралтара.
Надо сказать, что Букхайм экранизацией остался недоволен — он считал, что антивоенные нотки его романа оказались заглушены героическим пафосом, а значит, невольным воспеванием воинов Третьего Рейха. Недаром именно под впечатлением от этого фильма российская группа ОРГИЯ ПРАВЕДНИКОВ запишет песню с таким же названием — «Das Boot» — об уходящей эре героев.
Заглавную тему фильма сочинил композитор Клаус Долдингер. Она начиналась со слабых звуков сонара и постепенно развивалась в величественную тревожную музыку, подобную поднимающимся и ниспадающим океанским волнам.
Однако многие молодые люди 1990-х впервые услышали эту тему не в кинотеатре, а на… дискотеке. Случилось это благодаря трём немецким звукоинженерам, которые решили организовать проект, исполняющий музыку в стиле техно. Инструментальная пьеса «Das Boot» стала для коллектива первым пробным камнем. И в 1991 году, несмотря на полное равнодушие со стороны радиостанций, электронный ремикс композиции покорил танцполы Европы. Отдавая дань своему первому хиту, трио взяло себе название U96, выпустило «Das Boot» на сингле и сняло на композицию клип с кадрами из фильма Петерсена.
Кроме того, группа добавила в музыку немного текста на смеси английского и немецкого языков. Роботизированный голос произносил всякие военные команды вроде «Максимальная скорость» и «Система активирована», не забывая добавлять что-то про танцы и техно.
Еще больше статей о музыке и кино читайте на странице автора.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...