Идея снять сиквел на «Уолл Стрит» с самого начала казалась мне сомнительной. Что там продолжать-то? Номинального злодея федералы упекли в кутузку, номинальному герою вынесли устную благодарность и крепко пожали руку. Их статусы номинальны потому, что каждый из них стоит друг друга. Одному на 8 лет выписывают лечебные нары за взаимовыгодный слив информации, другому выдают значок Почетного стукача. История финансовых кунштюков и предательства в мире больших денег на этом логично вошла в ступор и перестала быть интересной.
Смущал тот факт, что продолжением решил заняться не какой-то выскочка, а сам автор оригинала, ветеран Голливуда, сценарист, продюсер и режиссер, Оливер Стоун. Казалось бы, дело в шляпе, тем более что Майкл Дуглас согласился, несмотря на подступающую болезнь, вновь воплотить на экране образ обаятельного подонка Гордона Гекко. Но продолжения всегда хуже. Даже тогда, когда лучше. Стоун постарел, Дуглас тоже. Хватило ли пороху? Попробуем разобраться.
…Прошло восемь лет с тех пор, как бывший финансовый воротила Гордон Гекко (Дуглас) покинул гостеприимный казенный дом. Покинул, между прочим, в гордом одиночестве, ибо друзья ушли вместе с деньгами. Его наследник сгинул в наркотическом бреду, жена помешалась, а дочь Уинни (Кэри Маллиган) винит во всех семейных трагедиях непутевого отца и знать его не хочет ни под каким соусом. Теперь Гекко — забавный персонаж из прошлого, ворочавший суммами, за которые сегодня даже приличный блокбастер не снимешь. Так, баловство одно. Гордон пишет книжки, читает лекции о грядущем финансовом кризисе (тут, он, собака, не врет) и строит из себя Гуру.
Молодой брокер Джейк Мор (Шайа ЛаБаф), точная копия амбициозного и пробивного Бада Фокса в исполнении Чарли Шина, мечтает взлететь наверх. Энергичный и целеустремленный, он стремится не только заработать столько, чтоб не унести, но еще и мир к лучшему изменить. Как известно, за двумя зайцами погонишься… Его ментор и босс, глава финансовой компании Луи Зейбел (Фрэнк Ланджелла), стал жертвой недобросовестной конкуренции со стороны коварного и жесткого Бреттона (Джош Бролин) и, потеряв всё, покончил жизнь под колесами поезда метро. Сам Джейк остался без работы, по уши в долгах и строит мелочные планы поквитаться.
Так уж вышло (совпадения в кино не редкость), что Джейк нежно любит Уинни и мечтает однажды помирить ее с отцом. Гордон тоже не прочь зарыть топор войны. Таким образом, все якобы в выигрыше. Уинни — в окружении любящих мужчин, Гордон возвращает себе хоть какое-то подобие прежней семьи, а Джейк получает умные наставления и подсказки, как отомстить зарвавшемуся Бреттону. Однако эпохи сменяют друг друга, а людская сущность топчется на месте. Или вы просто плохо знаете Гордона Гекко?..
У Оливера Стоуна не получилось выступить в роли предвестника бури. Пока картина снималась, откатывалась на фестивалях и претерпевала дополнительный косметический монтаж, экономический кризис вошел в период стагнации и перестал быть новостью номер один. «Уолл Стрит: Деньги не спят» стал констатацией факта и проповедником банальных истин, что губительно сказалось на финансовых результатах самого фильма. Картина провалилась в прокате США, даже, несмотря на широкомасштабную рекламную кампанию и премьерный показ в Каннах.
Беда всех сиквелов в том, что вместо продолжения нам зачастую подсовывают ту же самую историю с поправкой на ветер. Особенно это бросается в глаза, когда между лентами пролегает пропасть в 23 года. Что вообще может кардинально измениться на Уолл Стрит, где основной мотивацией выступают деньги? Вот почему персонаж Гордона Гекко, несмотря на подмоченную репутацию и устаревшие фокусы, всё равно продолжает котироваться среди молодых да дерзких.
Стоун обгадил собственный замысел дважды. Первый раз, когда запустил в кадр Чарли Шина, тем самым размазав по стенке весь глубокий моральный посыл оригинального фильма. Второй раз, когда, не зная где поставить точку, ушел в морализаторство и сваял финал, достойный кого угодно, но не создателя «Взвода».
Я вообще к творчеству Стоуна отношусь спокойно, ибо режиссер он маститый, но крайне неровный. Его «Прирожденные убийцы» крайне раздражают своим неприкрытым цинизмом и эпатажем. Да и мало кому в голову придет мысль сделать из великого полководца «боевитого педераста», пускай даже исторически сия аналогия и прослеживается.
Наиболее ценным элементом второго «Уолл Стрита» являются исполнители ведущих ролей. Майклу Дугласу было и физически, и морально тяжело возвращаться к Гекко, ибо этот образ в его карьере актера является ключевым. Но он молодец, он справился и, несмотря на сценарный бордель в отношении этого персонажа, сделал его максимально правдоподобным.
Все почему-то ругают Кэри Маллиган. Не пойму за что, дрожала губами она очень натурально. И слезы катились по ее щекам легко и непринужденно. Очень симпатично, на мой взгляд, сыграла. На голову выше своего партнера Шайа ЛаБафа, который со времен первых «Трансформеров» не сильно изменился в лице и повадках.
Что вышло в итоге? Большой, цветастый, играющий красками клип. Двухчасовой урок экономики из цикла «Занимательно о сложном». После просмотра «Уолл Стрита 2» остается ощущение, что тебя где-то надули, но, учитывая, что персонажи часто и с удовольствием пользуются финансовой терминологией и строят друг другу хитроумные ловушки, не каждый зритель сообразит, где именно. На этом фоне мелодраматический треугольник Гекко старший — Гекко младшая — Джейк Мор дает уставшим мозгам успокоение и играет роль щелчка гипнотизера, выводящего своего пациента из состояния транса. Щелк! «А что Вы здесь делаете-то? Кино-то уже кончилось!».
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...