Игорь Вадимов Грандмастер      29     Распечатать

Россия - страна зайцев? Халява как привычка

Жизнь у нас очень непростая, и протекает она хотя и по непротиворечивым, но зато весьма нетривиальным законам, один из главных среди которых — это неуважение к любого рода законам и ограничениям. Не то чтобы сразу же посылать подальше любой закон, но… некоторое правовое фрондёрство является неотъемлемой частью каждого бывшего советского, а теперь российского гражданина.

Европеец сошёл бы с ума, если бы ему довелось оказаться на нашем месте. Воистину, «что русскому хорошо, то немцу — смерть». По всей территории России на железной дороге ходят местные поезда. В этих электричках-неэлектричках, ходящих, скажем, от Малой Вишеры до Бологого, зайцы лишь слегка разбавлены «обилеченными» пассажирами. Сам я покупаю билет при поездке на дачу почти всегда. Но зато каким я себя дураком чувствую при проходе контролёров!

Штраф за безбилетный проезд меньше, чем билет, но большинство предпочитает и штрафа не платить, держа при проходе контролёров круговую оборону, предъявляя липовые и чужие документы, уверяя контролёров, что «их тут не стояло», и неся любую чушь в надежде, что контролёру станет противно и он сам уйдёт. Те обычно глотают всё враньё, что им скармливают пассажиры, хотя изредка особо наглая ложь приводит их в бешенство и тогда в вагоне электрички начинаются настоящие баталии. Тогда может произойти всякое. Отбираются чужие проездные документы, вызывается милиция, выгоняются из вагона особо агрессивные зайцы. Хотя, когда из Москвы едут футбольные фанаты, то контролёры робкой тенью проскальзывают мимо них по вагону, не беспокоя и остальных (а вдруг эти бандиты обратят на них внимание).

Но покупка билетов, споры и баталии актуальны только для «ближнего к столице» поезда. Следующая электричка уже только для зайцев. Тут никто не покупает билетов, т.к. их уже просто негде купить, ибо все кассы закрыты. Будто бы когда-то, в огне гражданской войны контролёров с зайцами, они пали первой невинной жертвой. А проходящие иногда по вагонам контролёры уже не давят на форс, а уговаривают пассажиров купить билеты. Но те не поддаются. Было бы даже странным, если бы при таком отношении к оплате проезда железнодорожные перевозки вдруг оказались бы окупаемыми.

При общей дороговизне ж/д билетов фанаты «Зенита» ездят до Москвы и обратно на электричках. Единственный минус тут — печальная необходимость потратить в поездах на дорогу целый день, и желательность знать расписание по всей линии, хотя последнее не очень важно, т.к. расписание электропоездов делается нарочно с перехлёстом, чтобы можно было с одного поезда на другой пересесть. Зато в итоге за билеты платить не надо. Только на поезд от Москвы до Твери и потом на поезд от Малой Вишеры до Питера. Да и то — к фанатским стаям далеко не каждый контролёр решится подойти.

Как бы то ни было смешно, но и в городском транспорте происходит то же самое. Конечно, я не говорю о маршрутных такси, автобусах с литерой «Т-», «К-» и т. п. Обычный трамвай представляет собой такое же поле битвы, что и уходящий на Окуловку от Малой Вишеры вагон электрички. Контролёры пытаются заставить пассажиров платить, пассажиры машут корочками, часть из которых просто пуста, а часть поддельна. К многим пассажирам бедные контролёры просто боятся подходить. И даже если они ошибаются по части опасности этих пассажиров, они, видимо, полагают, что лучше перебдеть, чем недобдеть. И в этом они, очевидно, правы. Зарплаты у них вовсе не настолько высоки, чтобы рисковать из-за них здоровьем.

В итоге даже при беглом взгляде на ситуацию видно, что на городском транспорте собирают не более 10% платы, прочее остаётся в карманах населения и в городскую казну не попадает. Трудно поверить, что городское начальство настолько удалилось от общих проблем и нужд, чтобы этого не знать. Посему, когда на радио и ТВ начальство говорит о повышении тарифов, это означает, что им не хочется идти против всех, против нашего заячьего общества. Это означает, что путь прокладывается по привычной колее: «Кто везёт, на тех и возят». Действительно, это ведь много проще. С тех жителей города, которые по тем или иным причинам платят за проезд, надо просто собрать больше денег. Раз они уже платят, так пусть они станут платить больше.

При этом, как ни странно, в маршрутках и всевозможных «К"-автобусах платят все и сполна, хотя и неохотно. Может быть, тут дело в том, что все эти автобусы и маршрутки — чьи-то, а трамваи и электрички — ничьи, т. е. государственные?

Точно так в период краха финансовых пирамид в прессе звучали требования обманутых вкладчиков, чтобы государство возместило их потери. Опять это «государство» с его бездонным карманом! При этом вопрос о том, чтобы выигравшие коллеги игроков поделились бы своим выигрышем с проигравшими даже не ставился. Наш человек готов с другими делиться только своим проигрышем. Когда что-то выиграно — оно становится своим, кровным, его уже от сердца не оторвать. При неудаче же сразу становится очень горько и хочется справедливости, которая понимается в том, что не игравшие должны возместить убытки проигравшему. Умные больно.

Так ведь здорово зазывали, такие турусы на колёсах разводили, что невольно рука скользила к кошельку, вынимались свои кровные и отдавались в обмен на красивую бумажку с обязательством «очень скоро заплатить очень много». Откуда для этого должны были взяться деньги — никого не интересовало. Ну почему, почему кто-то сумел устоять? Пусть теперь поделится своей выгодой — тем, что играть не стал. Это — справедливо. Ведь верно? Ведь правильно?

Легко приучить людей к халяве. 70 лет приучали. Народ привык. И отвыкнуть от халявы не то чтобы не может, но совершенно не хочет.

29 комментариев (комментировать)
Теги: законодательство, россия, общество, пассажир, транспорт, билеты
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 30.09.2011
Дата первой публикации 29.09.2011

Обсуждение статьи:

  • Люди-и, не верьте.

    Штраф за безбилетный проезд меньше, чем билет, Штраф включает в себя собственно штраф + стоимость билета, поэтому быть меньше он никак не может.
    предъявляя липовые и чужие пенсионные удостоверенияПенсионные удостоверения давно уже не предъявляются. В отделе соцзащиты выдается удостоверение и по нему в билетной кассе выписывается билет.
    никто не покупает билетов, т.к. их уже просто негде купить, ибо все кассы закрыты. На Октябрьской ж.д ( а речь именно об этих электричках) контролеры ходят с кассовыми аппаратами и тут же безбилетнику выдают билет.
    Как бы то ни было смешно, но и в городском транспорте происходит то же самое. Не знаю как где, но в С-Петербурге в общественном транспорте, кроме коммерческого, везде кондукторы, в основном мужчины. опробуй не оплати проезд
    Дали пенсионерам бесплатный проезд. И опять автор не в теме. За бесплатный проезд пенсионеры каждый месяц платят порядка 250 руб. Не большие деньги, но и не бесплатно.
    Посему только единица. Автор не в теме.

    Оценка статьи: 1

  • Марианна Власова, Главный редактор, ну почему же с устаревшей?
    Не далее, как неделю назад ехал на дачу в электричке - все, как описано в статье. Через неделю-две опять поеду - уверен, все будет так же, как я описал в статье.
    Я и еще 2-3 человека в вагоне купят себе билеты, кто-то будет говорить контролерам "служебный", показывая корочки, кто-то будет совать ЛИЧНО ИМ 30р, чтобы отстали, а кто-то будет держать заячьи ушки на макушке и бегать от контролеров по всему составу.
    Все, как в статье. Разве что в автобусе/трамвае теперь все суют карточку в считывалку контролера.

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 2 октября 2011 в 22:40

      Игорь Вадимов, если в тексте есть не устаревшая информация, это не значит, что там не было устаревшей.

  • Кстати, не слышали ничего о движении профессиональных "зайцев" на Западе? Ну там такая молодежная субкультура, представители которой принципиально не платят за проезд в городском транспорте (и через турникеты сигают куда виртуознее наших), считая, что он должен быть бесплатный, так как они платят налоги государству - и этого довольно, и нечего этому самому государству больше лазить в и так тощий карман студентов и мелких клерков.

  • Ну, это не совсем так. Студенты Шенгенской зоны редко ездят "зайцами", поскольку студенческий годичный проездной стоит до смешного дешево, а если учесть сезонные бонусы, то выгода очевидна. Мелкие клерки тоже стараются не грешить безбилетным проездом, ибо любой штраф - это полицейский протокол, а работодатель интересуется раз в год состоянием дел своих служащих в части правонарушений. На репутацию работника это влияет сильно. "Заячье" движение в Европе - это, как правило, молодые безработные эмигранты. С налогами никак не связано, ибо налоги они не платят.

  • Сам заяц со стажем правда пока цена билета была адекватной, покупал, а сейчас просто до маразма доходит. К примеру доехать из Москвы (Выхино) до Рязани на автобусе с кондиционером и телевизором, плюс стюардесса с напитками и прочими чипсами стоит немногим больше300р, а на душной, вонючей, битком набитой электричке, где люди послабее падают в обморок-немногим меньше. Разница в цене рублей 30, точно не помню. Вот и кто, в здравом уме и без мазохистских наклонностей будет платить полную стоимость?

    • стюардесса с чипсами и напитками в автобусе? оО что это за автобус такой?)..

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 21 января 2012 в 17:46 отредактирован 21 января 2012 в 18:37

      Алексей Купец, у меня ситуация с этим похуже.
      Электричка стоит около 400р в одну сторону, а автобус меж.гор. - стоил с полгода-год назад около 600р, да и добраться до автовокзала сложнее, чем до вокзала.
      А на моей ласточке сейчас бензина уйдет примерно на 800-1000 рублей. Поэтому я сажусь за руль, а штурманом и, заодно, стюардессой - у меня жена.

  • Ле на, автобус Москва-Рязань, я ж вроде уже писал) хе хе, вчера вот на работу ехал в тамбуре электрички, в котором было еще десятка полтора человек и не закрывалась дверь с правой стороны. В смысле вообще не закрывалась, можно было спокойно выходить на ходу) кстати билет на подобный аттракцион стоит от 22.50 до соседней платформы в одну сторону и 14.50 в другую. Расстояние одинаковое. А тут еще прикол, попал я на платформу Царицыно, пошел за билетом(ну бывает иногда, каюсь, грешен), смотрю расценки... до соседней остановки 22.50, через одну или две, не помню, больше 30-ти рублей, до Щербинки, которая через 4 станции 14.50, а следующая моя, опять хорошо за 30. Кто-то видит в этих ценах логику? А как пару лет назад после нового года цены сразу в два раза поднялись? Вообще считаю зайцев своего рода сдерживающим фактором, если все начнут платить, цены ниже не станут, только выше, альтернативы ведь нет...

  • Савеловское направление (г.Москва) самое большое расстояние, Дубна или Савелово, ехать 2,5 часа - билет 250 рублей, сознательные граждане едут на экспрессе (2 часа но в комфорте!) за 300 рублей (билет не купить невозможно по кондуктору в каждом вагоне и отдельные турникеты в вокзале. Кто далеко не едет, обязательно за время поездки встретит сразу толпу контролеров, ходят по четыре человека, кстати часто вежливых: поприветствуют, спокойно спросят билет, если надо обилетят (+50 рублей к стоимости билетов), и пожелают "счатливого пути". На большинстве платформ строная охрана, что пугает, - это опутанный уже колючей проволкой проход в метро, чтобы не прыгали туда прямо с платформы, не красиво это как-то и просто дико, знаете ли. А так зайцев стало меньше. И если есть - значит есть на это причины: не успел купить, нет денег на самом деле, едет одну остановку, и на этих платформах нет турникетов.

Посмотреть все комментарии (29)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: