Статья дня
Елена Ермолова Грандмастер

Чем хороша школьная форма?

Коричневые платьица с передниками пришли на смену платьям голубым. Новая форма оказалась весьма практична, на ней не видны были загрязнения, и в то же время она легко стиралась, не теряя вид. Никто ничего не имел против, но вдруг в СМИ развернулась компания против школьной формы как таковой. Два главных аргумента — форма мрачна и безличностна.

Monkey Business Images , Shutterstock.com

Когда дети пошли в школы в джинсах с верхом кислотных цветов, учителя ужаснулись происходящему. Министр народного просвещения Уваров почти два века назад не зря говорил: «Строгая одежда формирует чистоту нравов, а легкомысленные костюмы приводят к легкомыслию тех, кто их носит». Школа со свободным выбором одежды как будто стала готовить девочек к древнейшей профессии. Именно на них, а не на мальчиках, сильно сказались изменения. Коричневая форма с черным фартуком, введенная еще в 1886 году, не акцентировала изменяющиеся особенности девичьих фигурок, в то время как обтягивающие блузочки прямо-таки провоцировали мальчиков ущипнуть за наметившийся бугорок.

В СССР школьная форма появилась в 1949 году, и это было не случайно. Прежде единство внешнего вида возникало из-за дефицита тканей, ограниченных возможностей, но в послевоенное время жизнь начала стремительно улучшаться. Форма позволила менее устроенным семьям подтянуться, а снобам не позволила выделяться. Гимнастерки мальчиков, ремни с бляхами и фуражки с кокардами ежедневно напоминали о том, что мальчик — это будущий мужчина, военный, защитник, и в то же время они придавали мальчикам еще не забытый дореволюционный высокий статус гимназиста. Пуговицы гимнастерки сверкали на солнце, и предполагалось, что знания столь же блистательны.

1973 год — реформа школьной формы. Мальчики сменили серые костюмы на синие, пуговицы стали малозаметны, на рукавах появились нашивки с солнышком, символизировавшим просвещение. Такая замена военной тематики на несколько слащавую мирную как будто отменила кодекс чести. Изменения почувствовались довольно быстро. Шевроны из мягкого пластика зачастую обрисовывали. Что-то в них было неправильное. Тетрадка и солнышко — у младших, тетрадка и атом, похожий на цветочек, с подобной солнышку шестерней — у старших. В писари и станочники парней готовили, что ли? Мы, конечно, за мир, но парень — это парень, и цветочки с солнышками взамен полувоенных гимнастерок как будто предлагали угомониться и не видеть в себе будущих героев.

1984 год — для девочек введен костюм-тройка синего цвета, но старшеклассницы в основном остались верны коричневой форме. В тех классах, где единицы сменили старую форму на новую, возникла некоторая сумятица. Да и в целом в школе начиналось что-то неладное, в фильме «Чучело» 1983 года неплохо показаны начавшиеся процессы. Учителя обратили внимание на то, что ценности девочек-модниц с их интересными блузочками и не менее интересными жизненными перспективами стали выходить на первый план, высокая культура осталась для замухрышек. В 1988 году фильм «Маленькая Вера», грустное завершение которого можно было не принимать в расчет, заметно повлиял на представления девушек о том, к чему следует готовиться в этой жизни, и школьная форма стала непереносима. В 1992 году ее отменили как таковую.

Хорошо ли мы помним события 1991 и 1993 годов и их значение для нашей страны? Случайно ли отмена школьной формы так гармонично вписалась в ряд происходящих изменений?

Сейчас многое восстанавливается. И одна за другой школы принимают решение об обязательности формы. Кто-то протестует, повторяет байки 90-х насчет свободы личности, несовместимой с определенностью в одежде, кто-то радуется.

У формы много плюсов.

Как бы бойко не резвился накануне, в школу ребенок идет в аккуратной одежде.

Унижение и стыд, возникающие из-за менее статусной одежды, не влияют на учебу.

Обязательное времяпрепровождение и обязательная форма отделены от свободного времяпрепровождения и свободы в шмоточном самовыражении.

Благодаря особому отношению к форме можно существенно сэкономить на приобретении тех же брюк.

Форма настраивает на серьезное отношение к занятиям.

Форма удобна и хорошо носится. Хотя в некоторых семьях умеют выбирать одежду много более удобную, чем форма, большинству семей конкретные предложения значительно облегчают выбор.

Приличная и примерно одинаковая одежда при первой встрече снимает тревогу перед началом учебного года.

Вариации на фоне одинаковой основы делают более выразительными личные особенности (помню, какой выигрыш давали своими руками связанные и вышитые воротнички).

Сходство заметно улучшает взаимопонимание (прямо-таки как в НЛП).

Форма придает определенность по дороге в школу и нередко служит предметом гордости (эмблема нашей школы неизменно вызывает уважительный интерес прохожих и не позволяет уронить честь школы проделками).

Форма отменяет опостылевшую джинсовую униформу.

Форма обходится значительно дешевле обычной одежды такого же качества, особенно если знать, где ее заказывать. И ее возобновление не представляет проблемы.

Под формой легко носить любое, в том числе теплое, белье. Внешний вид не меняется в зависимости от тепла-холода на улице.

Добиться делового стиля одежды без формы практически невозможно.

Школьная форма разрабатывается компетентными специалистами, которые учитывают и особенности фигуры, и необходимость подолгу сидеть. Вы бы видели, какие следы сдавливания бывают после 45 минут урока!

Форму уничтожают тогда, когда хотят лишить определенности, разболтать самосознание, а ее возвращение — это растущая вера в волю, разум, дисциплину.

Целомудрие и скромность несовместимы с выставлением прелестей. Голопузеньким и голопопеньким с их специфической развязностью не место на уроках. Но закон об образовании — это неотменимый закон. И школьная форма устраняет юридические казусы.

Опубликовано 1.09.2014
Дата первой публикации 29.08.2014

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Гимнастерки и подворотнички были до меня.
    Я с удовольствием вспоминаю мою первую школьную форму.
    И крепкая неимоверно (ни разу не смог ее порвать, а следующая, синяя - и рвалась и протиралась).
    И цвета отчаянно немаркого - темно-серого, пачкалась не теряя вида.
    Мама покупала сильно навырост, подгибая и подшивая штанины, а потом, по мере моего роста, подшивала более коротко. Потом под утюг - и место загиба не видно.

    Оценка статьи: 5

     
  • Михаил Драйшпиц, я привела образцы школьной формы от наших производителей на фото в других своих комментариях.На мой взгяд-хорошая форма.

     
  • Не знаю какой реформы была у меня форма. Но я в первый класс поступил в 1968 году и для мальчиков был форменный комплект: шорты, брюки и китель с пришивным белым воротничком. Форма - не форма. И в поколениях ходивших в форме и без неё вырастают разные люди (что со страной натворили и кто к государственной кормушке пробрался - а ведь они в школу ходили в форме (я так думаю)). Не думаю, что форма формирует порядочную Личность. Но видеть деток в школьной форме приятно. Да и школьник в форме себя осознаёт частью коллектива занимающегося одним деянием - получения знаний. А выделятся и в форме можно. Одни хулиганили (до учёта в милиции), другие побеждали на различных олимпиадах.

    Оценка статьи: 3

     
  • Интересно, почему только школьная форма вызывает такие дебаты? А как насчёт униформы, например, проводников, или того пуще, стражей порядка? Воспринимается, как должное, без всяких за и против. Так ПОЛОЖЕНО, и всё тут.
    У меня вызывали лёгкий шок школьницы 90-х в умопомрачительных мини, с роскошными бюстами, ещё и в сетчатых колготках

    Оценка статьи: 5

     
    • Елена Максимовская, так в проводники и стражи порядка - идут добровольно. Хотят - идут, и принимают правила, не хотят - не идут, работают в другом месте.

      А в школу идут все, без вариантов. Поэтому - требовать носить форму, или что угодно ещё, на том основании что "ты же школьник" - неправильно и нечестно.

      Оценка статьи: 1

       
    • Михаил Драйшпиц Михаил Драйшпиц Читатель 1 сентября 2014 в 17:50 отредактирован 1 сентября 2014 в 18:01

      Елена Максимовская, как приятно видеть водителя троллейбуса в форме! А сейчас сидят за рулём кто в чём или у кого, что есть одеть на работу - не красивы и не приятно. Глядя на стюардессу в форме, знаешь у кого просить водички или по-крепче. А как бы майдановцы могли жечь омоновцев, защищавших спокойствие Киева и страны, если б защитники не были в форме? Как узнать кто есть кто?
      И действительно, почему школьная форма вызывает такой противоречивый интерес?

      Оценка статьи: 3

       
  • Вячеслав Старостин,"У каждой школы своя форма?.. Хороший вариант. Юбка выше колена?.. Да! И брюки для девочек тоже должны быть. Да и вообще, лучше сделать обязательными сочетания цветов и количество этих цветов, а модели - на свой вкус. Глянешь "обобщо" на это и увидишь фирменные цвета школы"
    Согласна! Полностью!

     
  • Еще, думаю в этом тоже ходят учится в школу -никак не на дискотеку

     
  • для маленьких

     
  • Не дискотека, да, но и не сиротский приют прошлых веков
    Если малышку первоклассницу -второклассницу нарядить в убогую темную юбку до колена-будет пугало.
    Нормальную форму предлагают у нас производители.Примерно так
    Старческое представление у вас - ИТ о школьной форме.
    Нафталиновое

     
  • Игорь Ткачев, почему именно темная юбка не выше колена? Это ужасно смотрится на девочках -юбка не выше колена.И почему не брюки с жилетом, сарафан или шорты с жилетом?
    Темная юбка не выше колена пахнет приютом.
    Согласна с Д.Леонтьевым, у японских девочек очень красивая щкольная форма.Можно взять за пример

     
    • Михаил Драйшпиц Михаил Драйшпиц Читатель 1 сентября 2014 в 17:58 отредактирован 1 сентября 2014 в 17:59

      Наталья Дюжинская, что-нибудь у нас будет своё? Не подражание или сдирание чьего-то. Производство свернули - нам китайцы сделают, сошьют, развлекут, накормят. А потом: они испортили землю!!! На ней не будет расти ничего в течение нескольких лет! Есть нельзя - сплошные химикаты. Пользоваться нельзя - ломается, рвётся, вредно для здоровья и пр.! Ведь было своё. Так может и с формой разберёмся без влияния из вне? А то Европа нам поможет. Ввела санкции. Восток нам поможет. А может Южная Америка? К Африке за примерами для подражания ещё не обращались. А может?..

      Оценка статьи: 3

       
    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 сентября 2014 в 14:30 отредактирован 1 сентября 2014 в 14:32

      Наталья Дюжинская, я высказываю свое мнение, и я не Макаренко-)
      Просто мне кажется, что в школу ходят в первую очередь получать знания - образование. Раньше в ней еще оказывалась воспитательская функция.
      А юбка выше колена... кажется, это не клуб, не дискотека.

      Вот, например, и на работу - много где - не рекомендуется одеваться так, чтобы формы наружу. Потому как там работают, в первую очередь. А в школе учатся.

       
  • Вот в Японии очень красивая школьная форма, и учащиеся ею гордятся.

     
  • Oleg Полянский Oleg Полянский Читатель 1 сентября 2014 в 13:03 отредактирован 1 сентября 2014 в 13:07

    Сам факт обязанности и уменьшение акцентирования внимания на статусности ребёнка - полнейший бред. Почему кто-то должен решать за тебя что тебе делать, кому ты что должен, как обязан выглядеть? Это обязано быть правом любого человека. Статусность? Ну давайте на улицу запрещать одевать яркие дорогие вещи, там же тоже дети бедные гуляют. Дети ходят в школу не красоваться, а знания получать?! Вот именно, причём тут одежда? Дети туда ходят: 1. знания получать, вот пусть и работают над этим учителя и родители. 2. Дети ходят туда и за общением и социальной адаптацией, вот пусть и имеют свободу слова, самовыражения и прочее. 3. Это в первую очередь дети, а не солдаты в казарме, и почва познания мира и социальной жизни должна быть комфортная, школа это не инкубатор..
    Воспитанием ребёнка должны заниматься родители, а не регламент института знаний.

     
    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 сентября 2014 в 13:20 отредактирован 1 сентября 2014 в 13:21

      Oleg Полянский, 1) вы выходите на улицу, ходите на работу и т.д. исключительно в том, в чем вам мило или все-таки в трусах и майке, например, или в спортивных брюках туда не пойдете? Есть определенные нормы и правила, - а в школе их больше, чем у нас с вами на улице. И мы, взрослые, увы, все-равно не настолько свободны, что нам носить, как может показаться - все-равно следуем определенному дресс-коду.
      2) когда ребенок научится брать на себе ответственность - у него появятся обязанности, тогда можно будет ему самому решать, что и когда надевать. Пока же рано о нем, по американскому образцу, заявлять как о личности в 7 лет. Многим и в 20 до личностей далеко.
      3) вы сами пишете, что воспитание и образование. Так вот они подразумевают некую систему правил для всех, в том числе в одежде - хочется нам или нет.

      Лично мне идеальным вариантом представляется некоторая степень свободы для школьников в одежде: для мальчиков темные брюки, светлый верх, для девочек темная юбка не выше колена, светлый верх. А какие там будут брюки и рубашка, пусть родители и дети решают. Все-таки согласен, что не в казарме, и свобода - сознательное самоограничение должно быть.

       
  • Школьная форма имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, не хотелось бы, чтобы кто-то за тебя -твоего ребенка решал, что тебе носить, как выглядеть. С другой стороны, одна для всех форма - меньше внимания на "статусность" ребенка, возможности выделиться по такому признаку, и больше внимания учебе, получению знаний.

    Вообще, в нашем обществе, в отличие от западного, большое внимание уделяется тому, что и как мы носим, в то время как на Западе, одежда - часто просто лишь "шкура от холода" - редко социальный фетиш. Поэтому там с этим проще - во многих школах нет униформы и даже дети обеспеченных родителей ходят в джинсах и теннисках.

     
  • Здравствуйте, Елена. Я полностью согласна с Вами. Очень хорошая статья. Я сама училась в 70-е годы. Все школьные годы проходила в школьной форме. Зимой и осенью в коричневой форме с черным фартуком, весной и ранней осенью в голубой с белым фартуком. Мальчики в своей форме. Все мы были разными, но все чувствовали себя школьниками.То же самое с дочкой, когда в 87 году торжественно одели в школьную форму и повели в школу, как она гордо вышагивала. И как бережно относилась к своей форме. Но что стало твориться в 1992 году, с "этой свободы личности, несовместимой с определенностью в одежде", просто ужас. И я очень рада, что восстанавливается решение об обязательности формы. Как приятно стало смотреть на школьников. Я полностью поддерживаю Вас:"Форму уничтожают тогда, когда хотят лишить определенности, разболтать самосознание, а ее возвращение – это растущая вера в волю, разум, дисциплину". Не знаю, где ставить оценку, но моя оценка бесспорно 5. Спасибо.

     
    • Спасибо!
      "...торжественно одели в школьную форму и повели в школу, как она гордо вышагивала" Особые ощущения, и с ними момент запоминается.
      Первый выход в форменной одежде - как в супермодной, но без гордыни и самодовольства.

       
  • Начало странное - будто продолжение какой-то предыдущей статьи. Но не нашла. Я что-то пропустила?

    Поразмышлять на тему школьной формы конечно интересно. Но соображения не бесспорные.

    Моя мама, учившаяся в школе в 70-х, терпеть не могла школьную форму, и моя бабушка ее поддерживала. И вот я тоже как-то не очень за. Из чисто практических подходов.

    Надо иметь как минимум 2 комплекта - мало ли, какой казус - постирать срочно надо, к примеру. Ну некогда мне сегодня сыновьи брюки стирать, на которые он пятно здоровенное поставил, к примеру - сил нету вечером, день был на работе сложный. А утром гладить??? Неееет, увольте.

    Насчет воспитания нужных ценностей - мы в семье об этом сами позаботимся, а не будем надеяться, что от от наличия формы наши пацаны станут настоящими мужчинами. Мама с папой тут гораздо большее влияние имеют, чем одежда. Если, конечно, сумели стать для детей авторитетом бОльшим, чем улица.

     
  • Считаю обязанность формы - бредом. Не логичнее ли вводить что-то типа business casual - свободный стиль, но всё же ориентированный на строгость (Или наоборот - строгий, но в то же время свободный)

     
  • Кроме уравнивания возможностей разных семей, все остальные аргументы из материала отдают казармой.

    Оценка статьи: 2

     

Популярные видео