Стремлением знать английский сейчас мало кого можно удивить. Однако, когда мы изучаем иностранный язык, очень сложно себе представить (практически невозможно!), что английский (или другой иностранный) можно выучить, не прибегая к учебнику. Любой репетитор, преподаватель, даже пресловутый «носитель языка» использует при обучении если не книгу, то, например, отсканированные листы с заданиями. Не стану спорить, что прослушивание аудиозаписей, просмотр фильмов, компьютерные языковые тренажёры приносят свою пользу в изучении языка. Однако могу уверенно заявить, что они не являются необходимыми. Если только вы следуете естественному способу обучения языку.
Все мы выучили когда-то в далёком детстве свой родной язык. И ведь учили мы его не по учебникам, не по лингафонным курсам, не с приставленным к нам специально с этой целью преподавателем с правильным произношением и хорошим знанием грамматики, не так ли? Ко времени поступления в начальную школу мы не знали ничего ни про существительные, ни про склонения глаголов, однако, могли довольно неплохо общаться с окружающими нас людьми. Мы не испытывали проблем в общении! Возможно, мы ещё не умели договариваться, убеждать, принимать чужие идеи, не вполне хорошо согласующиеся с нашими собственными идеями, спокойно. Это приходит с опытом. Но говорить и слышать мы умели и умели хорошо.
Пожалуй, если сравнить эту способность говорить на родном, в основном сформировавшуюся годам к пяти-шести (то есть примерно за три-четыре года, в течение которых нас не обучали языку специально), со способностью говорить на английском, станет очевидно, что с английским есть определённые проблемы. Далеко не каждый из нас, кто изучал английский (заметим: целенаправленно изучал, специально!) в течение тех же трёх-четырёх лет, обладает способностью выражать любые свои мысли на этом языке с той же лёгкостью и свободой, что и шестилетний ребёнок. Но почему так происходит? И не можем ли мы изменить такое положение вещей, подсмотрев у природы тот метод, которым она научает всех нас общаться с себе подобными и применить его к обучению иностранному языку? Оказывается, это возможно и очень успешно срабатывает!
Когда вы приходите на курс «English as a Second Language», вам не дают никаких учебников. Вместо этого вы просто тренируете разговорную речь. Даже если вы никогда не изучали английский и пришли на самый начальный уровень. Каким образом это происходит, можно посмотреть, посетив бесплатный ознакомительный урок курса. Урок построен так, что продемонстрирует вам процесс обучения независимо от того, насколько вы уже продвинулись в изучении английского. И практическую пользу во время тренировок получит от такого урока тоже каждый, независимо от уровня своих знаний. Не верится? Но ведь и в то, что английский можно выучить, не прикасаясь к учебникам, за срок менее года, тоже сложно поверить. Однако, с практикой, действительностью, — не поспоришь. Много можно говорить об этом, но проще один раз увидеть (или испытать на себе), чем слышать сто раз, пусть даже из разных источников. Свой опыт стоит ста чужих опытов, не только мнений.
Несколько слов об обучении с носителем языка. Несомненный плюс такого преподавателя состоит в том, что он (будем надеяться) хорошо знает свой родной язык. Наверняка знает на том самом интуитивном уровне, о котором мы говорили выше. Вначале он говорит, а затем может вспомнить подходящие правила. Он всегда говорит правильно, знает много разных идиоматических оборотов… если, конечно, он является профессиональным преподавателем и очень любит родной язык. Однако какая же для него мука видеть потуги начинающего изучать его родной язык иностранца! Русскому человеку также довольно много хлопот доставляет объяснения с иностранцем «на пальцах». Слишком много времени уходит на понимание простых фраз и тем. Всегда проще общаться с человеком, который с тобой «на одной волне». И обучение английскому тут не исключение.
Вот ещё одна мысль, которая может показаться вам невероятной. Гораздо лучше обучение идёт тем лучше, чем ближе уровни преподавателя и ученика. Не зря ведь профессор не преподаёт в начальной школе, а вот шефство старшеклассников над младшими школьниками может быть довольно успешным. И это применимо к ситуации с преподавателем — носителем языка и преподавателем, хорошо знающим английский, но из своей страны. Свой лучше объяснит сложности, через которые проходил когда-то сам. Англичанин может вообще не понять, что сложного в такой простой теме, как согласование времён, например. Для него простой. Ведь для него освоение этой темы осталось далеко в детстве.
Идите к англичанам тогда, когда сможете выражать на английском свои мысли. А учиться их выражать приходите на курс ESL в Прикладное Образование. Учите английский так же, как учили родной — без учебников, без учителя-лектора, начните говорить по-английски!
Хорошая статья, которая помогает лучше понять детскую и подростковую психологию. А книги про "Поттера" - хорошее чтение, потому что...