Через доверительный контакт с матерью младенец ощущает тот уровень безопасности и принятия, который потом он переносит и на другие объекты (родственников, школьных учителей, сверстников), и на мир в целом. Эриксон подчеркивал, что младенцы должны доверять не только внешнему миру, но и миру внутреннему, то есть себе.
Базовое доверие формируется в первые несколько лет жизни ребенка (разные исследователи определяют продолжительность этого периода — от 1 года до 3-х), если нет «обрыва» в контакте с матерью и малыш чувствует её любовь.
Если не сформировалось это глубинное, бессознательное доверие к матери, то и формирование доверия к другим людям будет происходить очень нелегко, если вообще когда-либо произойдёт. Часто детдомовские дети повадками напоминают осторожных, недоверчивых, в меру агрессивных волчат, готовых каждую минуту противопоставить себя вторгающемуся в их мир непрошеному гостю.
Доверие — это всегда двухсторонний процесс, и если подросший ребенок никому не сможет довериться, то и ему с большой долей вероятности мало кто будет доверять. Даже если он будет имитировать внешнюю общительность и дружеское расположение, то в глубине души, пусть и не осознавая свое восприятие мира, такой человек все равно будет считать, что «мир — это опасное место, где каждый норовит обмануть ближнего, а выживает только сильнейший».
Недоверие к миру и людям включает следующие основные элементы:
- фиксацию на рисках и опасностях, подстерегающих человека на каждом шагу;
- чувство тревоги и страха перед важными начинаниями;
- преобладание негативных оценок партнера по общению и пессимизм в прогнозировании результатов взаимодействия;
- настороженность и напряженность;
- готовность прекратить контакт, ответить на агрессию или проявить опережающую враждебность — нанести «превентивный удар».
Как сформировать «базовое доверие»?
1. Мать и другие ухаживающие лица должны демонстрировать доброту и нежность — в словах, прикосновениях, в том, насколько заботливо и с любовью они ухаживают за младенцем.
2. Установка на доверие к миру формируется, когда мама отходит от кроватки, но поддерживает контакт голосом, ребенок видит её, хоть и на расстоянии. Постепенно при этом становится заметной готовность малыша спокойно переносить исчезновение матери из поля зрения.
3. Мать демонстрирует ребенку предсказуемость результатов тех или иных действий. Ребенок должен чувствовать, за какое поведение его хвалят, а за какое наказывают, и верить в то, что в реакции родителей на его поведение есть определенный смысл. Только в этом случае он сможет выявить закономерность в их поведении, что послужит основой уверенности в безопасности, стабильности и предсказуемости мира.
4. Должна быть четкая система запретов. Как говорится, «что такое хорошо и что такое плохо» — всегда с объяснением их сути в доступной ребенку форме.
5. Личное пространство сына или дочери должно охраняться родителями от любых посягательств (например, со стороны старших или младших детей), недопустимым является проникновение родителей в ящики стола ребенка в его отсутствие.
6. Сами родители должны демонстрировать (и не на словах, а в реальных ситуациях) доверие друг к другу. Семья без доверия — это просто сборище чужих, незаинтересованных в совместном процветании людей. Если дочка замечает, что ревнивая, неуверенная в себе мама роется в записных книжках или телефоне отца, когда он, например, принимает душ, то поверьте, дочь в своё время начнёт делать то же самое.
Базовое доверие — это фундамент личности, основа для формирования положительного восприятия себя и окружающего мира, интуитивная уверенность в том, что всё будет хорошо, любые трудности вполне преодолимы, а приложенные усилия непременно вознаградятся.
Доверие ребенка к миру?
Воспитывать доверие к окружающему миру??
Чтобы ребенок доверчиво дал ручку незнакомцу, предложившему пойти за ним из двора за угол, где он даст конфетку?????
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, мне жаль, что Вы так травмированы...сколько лишних знаков препинания! Обратитесь к психотерапевту, возможно,он устранит Вашу избыточную уязвимость.
0 Ответить