Но есть и такие родители, которые начинают волноваться о проблемах в речи ребенка, не имея на то веских оснований, только потому, что соседский мальчик разговаривает лучше. Сегодня мы разберемся в речевых нормах и ответим на вопрос всех неравнодушных родителей.
Хочу сразу вас успокоить: для становления каждого звука существует свой возрастной период. Поэтому не бейте тревогу, если ваш ребенок в 4 года не произносит звук Р. Это связано с формированием ротового аппарата.
Речь ребенка развивается постоянно, но неравномерно. Самый серьезный и наиболее наполненный новообразованиями возрастной период в развитии речи ребенка — это возраст до 6 лет.
Первые звуки и отдельные их слияния дети произносят уже в период от 2 до 5 месяцев — период гуления. Начало этого периода зависит от того, как много родители общаются с ребенком.
К 5−6 месяцам ребенок начинает лепетать. Он произносит ряд однотипных слогов: «ба-ба-ба», «ма-па-па».
Чуть позже, в 7−8 месяцев, у ребенка в произнесенных лепетных словах слышится различная интонация.
В 10 месяцев ребенок знает слова «да» и «нет». Он понимает их и произносит.
К году у ребенка появляются осознанные слова, а к 1,5−2 годам — первые фразы и предложения.
В произношении слов у ребенка до 3 лет сильно выражено смягчение звуков. Это нормальное физиологическое явление. После 3 лет оно постепенно начнет уходить. В 3 года ребенок спокойно произносит все гласные и ряд согласных в твердой и мягкой их форме: [в], [ф], [б], [п], [к], [г], [м], [н], [т].
К 4 годам ребенок правильно произносит свистящие звуки: [с], [с'], [з], [з'], [ц].
К 5 годам — шипящие: [ш], [ж], [Щ], [ч].
А после 5 лет родителям стоит обратить внимание на произношение звуков [л], [л'] и [р], [р'].
Есть дети, которые справляются с произношением сложных звуков раньше, чем в представленной норме развития речи. Но если ваш ребенок укладывается в приведенные возрастные нормы, то у вас нет повода для беспокойства.
Вам стоит забеспокоиться, если:
- малыш перестал гулить, но не начал лепетать — возможно, нарушение слуха;
- имеется патология строения ротового аппарата;
- при произнесении слов повторяет слоги несколько раз, запинается на согласных звуках или слишком сильно растягивает гласные (заикается);
- не произносит звуки своей возрастной нормы;
- в 1 год не произносит ни одного слова;
- после 2 лет в речи ребенка не появляются прилагательные;
- после 3 лет не ушло из речи смягчение согласных;
- после 3 лет в речи встречаются грубые аграмматизмы;
- к 4 годам речь ребенка скудная и для высказываний он строит простые предложения.
Если вы хотите ускорить речевое развитие ребенка, наполняйте его речь оборотами, сравнениями, яркими выражениями. Все услышанное от вас ребенок обязательно воспроизведет. И чем ярче и выразительнее будет ваша речь, тем лучше будет речевое развитие вашего ребенка.
Не требуйте от него сразу повторения сказанных слов, а наоборот — сами больше разговаривайте со своим малышом и мотивируйте его к самостоятельной речи. Не просите повторить за вами слово, а задавайте вопросы, на которые ребенок сможет ответить одним или двумя простыми словами. Только ваше непосредственное участие в развитии самостоятельной речи поможет ребенку овладеть этим процессом вовремя и без нарушений.
Но если ваш ребенок столкнулся с трудностями произношения, то специалисты всегда найдут причины и помогут преодолеть любые нарушения речи. Верьте в своих детей, разговаривайте с ними, и они обязательно порадуют вас своими достижениями!
Хорошая статья, которая помогает лучше понять детскую и подростковую психологию. А книги про "Поттера" - хорошее чтение, потому что...