Стали братья экспериментировать, каким дымом лучше наполнять оболочку, и пришли к выводу, что самый «подъёмный» дым — от сжигания мокрой соломы и шерсти. Саму оболочку диаметром больше десяти метров братья смастерили из холста, оклеив изнутри верхнюю часть бумагой и усилив верёвочной лентой.
19 сентября 1783 года во дворе королевского замка Версаль, что под городом под Парижем, в присутствии Людовика ХVI воздушный шар поднялся в воздух с тремя пассажирами в корзине: бараном, петухом и уткой. Людовику ХVI забава понравилась, и он пожелал самолично взмыть в небеса, дабы обозреть с высоты милую сердцу Францию и своих добрых подданных. В эйфории свободного полёта король воскликнул: «Я дарю вам, братья, все земли, которые вы видите под собой, и графский титул в придачу!». Но после посадки, когда первый восторг улёгся, Людовик ХVI, всегда отличавшийся непоследовательностью своих действий и решений, поправился: «Вы будете владеть всеми этими землями, но только тогда, когда находитесь над ними». Титул братьям (как вы, наверное, уже догадались, это были братья Монгольфье), правда, дал.
Это легенда. И, в соответствии с легендой, каждый человек, впервые поднявшийся в небо на воздушном шаре, проходит своеобразный обряд посвящения в воздухоплаватели. После посадки ему подпаливают макушку (жар от огня над головой, поднимающий шар), тушат её шампанским, после чего возлагают на голову «венок» из мокрой соломы и объявляют графом. Название «графства» определяется по месту посадки.
Жизнь — удивительная штука, порой она преподносит такие подарки, от которых захватывает дух. 25 июля, возвращаясь из командировки в Екатеринбург, я был приглашен в гости к мэру города Кунгур Пермской области Амиру Махмудову. Амир — интереснейший человек: историк по образованию, поэт, автор-исполнитель и артист, великолепный организатор, а кроме того и любитель воздухоплавания. В Кунгуре в это время как раз проходил VII международный фестиваль «Небесная ярмарка Урала — 2008», и, разумеется, предложение Амира прокатиться на аэростате было принято с радостью.
И вот уже видавший виды джип везёт нас на стартовую площадку. Пилот аэростата, Андрей Вертипрахов — личность в среде воздухоплавателей знаменитая. В прошлом военный лётчик, Вертипрахов абсолютно свой в воздушном Океане. Направление ветра на разных высотах разное, а он уверенно и умело использует эти ветры, заставляя двигаться неуправляемый аппарат по той траектории, которая необходима пилоту. Именно Андрей пару лет назад установил рекорд, который никто не может повторить: в двухчасовом полёте по кругу он посадил свой воздушный шар точно в то же место, с которого взлетал!
Разворачиваем тонкую оболочку аэростата и крепим её к корзине. Переносной бензиновый движок с вентилятором в считанные минуты надувает парус оболочки, а газовая горелка, установленная в корзине над головой пилота и пассажиров, заставляет шар подняться с земли. По команде запрыгиваю в корзину и — прощай, Земля!
Первые минуты после взлёта было жутковато — а ну как грохнемся — и я инстинктивно обнимаю стойку корзины. Над головой время от времени шумно выплёвывает пламя горелка, заставляя приседать, но это единственный шум. Со стремительно уплывающей вниз Земли уже не слышны звуки города и рёв бегающих по ниточкам дорог жучков-автомобилей. Дома, церкви, река и мосты миражом таят внизу, закатное солнце блестит в лужицах озёр и болот, даже птицы пролетают глубоко внизу.
Вокруг — первозданная тишина, под ногами — хрупкое дно корзины и игрушечный город, а за бортами корзины до самого горизонта — только небо и тайга! Целый час мы плыли по воздуху, то поднимаясь на километровую высоту, то опускаясь к верхушкам сосен. Незадолго до посадки Андрей провёл аэростат на «бреющем» над тайгой полёте, цепляя корзиной макушки деревьев и обрывая рукой на ходу шишки. Воздушный шар плавно опускается на поляну. От расположенной неподалёку деревни Шарташи, побросав свои велосипеды, к нам бегут пацаны. Андрей сажает их в корзину и поднимает над землёй на пару метров, в глазах мальчишек — немой восторг, а через несколько минут за нами уже подъезжает джип…
Ну как, захотелось вам стать воздушным графом? Тогда — вперёд, или, точнее, — вверх, к солнцу! И мягкой вам посадки, Ваши Сиятельства!
Костя, как хорошо, что шарилась я по ШЖ по статьям за время моего отсутствия и вот - Костя! Спасибо за виртуальный полет, за прекрасный слог и поэтичность. А знаешь все почему? Живешь ты, как Гера говорила, в Гатчине, откуда Валерий Чкалов крылья расправил. И мой отец на эту же полосочку в Мариенбурге сажал самолетики. Аура знакома. Гатчина и Мариенбург все пронизаны авиацией. Кому, как ни тебе и на шаре?! Герочка, гордись сыновьями - какие оба ребята, тьфу-тьфу! И странно так - если, как говорили флотский, то флотский. А у Кости с его флотской сущностью ( я по стихам его сужу, и это видно) вдруг ариэлевы крылья.
ЗЫ: Сережа, слетай на шарике и кадри сколь хочешь. Вмешивается, панимашь, в творческий процесс.
Кадри, Костя, кадри - уж больно автор хороший. Дали б мне волю - лаврушки бы насушила на лавры. А тут, панимашь, Серега с носом. И ведь все примечает, зараза! Еще раз, Костя, спасибо. Давно такого удовольствия не получала.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Лаура! С воздушным океаном мы старые друзья: в 14 лет увлёкся авиацией, перечитал массу книг об истории ея, в лётчики конечно не пытался (зрение подкачало), но в авиамеханики на срочную службу сам напросился, так что крылышки есть
Небо стальное под крыльями стонет,
ветер натянут гитарной струной;
гриф полосы песни вылетов помнит,
помнит посадок припев заводной...
...ну, и флотский, конечно:
Алый рассвет паруса разукрасил,
волны лениво щекочут причал;
ветер поймав, каравелла на галсах
штевнем крутым разгоняет печаль...
За лавры - отдельное спасибо, Лаура, так меня ещё не украшали
0 Ответить
Знаешь, у меня конфуз вышел. Гера мне книгу-то твою дала, а я ее замотала в стойлах своих. Тут черт ногу сломит. А когда отрыла:- батюшки!- мой человек: и паруса, и крылья и "убей дорогу" синдром. Все, что мужик настоящий должон. Я тебе почему и говорю: каравелла на галсах
штевнем крутым разгоняет печаль... звучит как ДЕТСТКОЕ, гриновское, от молока матери. От отлежанной щеки в совковой непутевой подушке весь в слезах после Алых Парусов. Ты из стаи, где эти сны смотреть давали божьи киношники. Я с тобой обнюхалась мордой и хвост задрала от гордости. Гатчине милой поклонись за меня. Мариенбургу. В мае буду, м.б. состыкуемся, милая душа. Я прям с лаврушкой в банке!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Поклонился, Лаура! Приезжайте, обязательно встретимся, и по рюмочке чая за каждый флот поднимем!
0 Ответить
Здорово! Хорошо написано, от одного только чтения дух захватывает.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Ирина! Коль захватило - не останавливайтесь, вперед - в графини!!!
0 Ответить
Ню-хю-хю, мэру-то отчего не катать гостей на шарЕ и не раздавать графские титулы? А приземлился - и джип тут как тут наготове. Сел и поехал в ресторацию отмечать. Только вот не всем, даже тем, кто любит небо, свезло стать мэрами...
0 Ответить
Мэр мэру рознь, Денис! Не думаю, что господин Лужков или властитель родного Питера г-жа Матвиенко пригласили бы широко известного в узких кругах Адмирала, сиречь К. Рыбакова, прокатиться не то что на шаре - на трамвае! На периферии народ мягше и душевнее, и мэры у них соответствующие.
0 Ответить
Лужкову мне во время оно довелось подложить редкостную свинью. Если он об этом прознает - точно меня убьёт =) Кста, он большой фанат классических авто, потому так и вышло.
0 Ответить
Статья замечательная, спасибо! Сам вот всё никак не соберусь наподобный шаг.
А вот о доступности -у нас прыжок с парашютом около 1,5 тысяч стоит. Рублей, естественно, - я из России. Такие деньги по карману не только мэру...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Александр! По поводу доступности: если речь идет о мечте - к черту меркантильность!!! В конце концов, на водку да на курево больше тратим...
0 Ответить
Спасибо, граф-сынок, умница моя, красиво написал, лучше, чем рассказывал летом. Как жаль, что я по родству не могу стать графиней.Хоть гордиться можно, что сын-граф!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо! Рассказывать не горазд, писать лучше получается А по поводу "гордиться" - не у каждого графа мама прошла четыре континента
0 Ответить
Великолепная статья! Так красиво написана, что самой захотелось испытать ощущение настоящего полета на воздушном шаре!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, королева Вика! Желание - первый шажок на пути к желаемому
0 Ответить
5! Как здорово написана статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
))
Граф кадрит напропалую.. воздержусь от каментариеф.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Графины - оне такие, сэр Сергей: что палить, что полоть - всё напропалую... кадры, одним словом
0 Ответить
Ой, ничего что я в ваш блог в брюках? И без веера?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Привет, Надя! Что Вы, мадам, к нам завсегда можно, и без церемоний
0 Ответить
А попробуйте с веером и в юбке в корзину загрузиться...
0 Ответить
Во-во, юбка будет дополнительным парусом, а веер- рулём
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А кто будет этим парусом управлять?...
0 Ответить
Просто там ты летишь вместе с ветром, внутри него - классное ощущение!!!
А ты и взаправду сам летал?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Естественно! Иначе не подписался бы "граф Шарташинский", да и вообще статью бы не стал писать. А с чего вдруг сомнения в моей честности, Надюх? Вот тебе фотка меня в воздухе.
0 Ответить
Первые минуты после взлёта было жутковато – а ну как грохнемся – и я инстинктивно обнимаю стойку корзины.
У меня уже первые митнуты чтения жутковато.
А с чего вдруг сомнения в моей честности, Надюх?
Ну, разве не заешь :
"Свекровка б.. - снохе не верит".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Трусиха ты, оказывается
0 Ответить
Поэтому и статью зажмурившись читала
после...
Переносной бензиновый движок с вентилятором в считанные минуты надувает парус оболочки, а газовая горелка, установленная в корзине над головой пилота и пассажиров, заставляет шар подняться с земли.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ох, и натерпелась я страха, в берлинском небе на шаре летаючи. Но нам, аристократам, страх нипочем. После этого полета осталось только с парашютом спрыгнуть - и освобождение от всех житейских стрессов обеспечено. Отличная статья.
Mit freundlichen Grüßen, Gräfin Romanoff von Tiergarten.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Привет графине с царской фамилиёй! Интересно, а после посадки под Берлином мошка грызла Вашу Светлость, али как? Меня под Кунгуром сожрала, не смотря на приобретённое графинство
А с парашютом - вообще супер ощущения, прыгал ещё в детстве 3 раза (в армии), повторить сей подвиг обязуюсь, выйдя на пенсию - а пока времени, увы, не хватат
0 Ответить
Ах, граф, мон шер, мы о высоком беседуем, воздушные шары, Монгольфьеры всякие, а Вы вдруг, бац - не грызла ли мошка... Нету в Берлине мошки, а что такое мошка, Наша Светлость представляет себе хорошо, из собственного экспедиционного опыта, поэтому и Вашей Светлости искренне сочувствует. А с парашютом и правда хочу прыгнуть. Напишите об ощущениях...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
пахдон, мон ами, никак не привыкнуть к отсутствию всяческой гадости за пределами Отечества Ощущения при прыжке с парашютом: 1). при наличии полной воздушной неграмотности при первом прыжке лямки передавили мне промежность (графиням сие не грозит); 2). при повторном падении неумение загасить купол протащило мой фэйс по изрядно пересеченной местности, что также радости не принесло; 3). несмотря на пункты 1 и 2, готов еще неоднократно выпасть в осадок с летательного (не путать с летальным) аппарата, потому что это ЗДОРОВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! И даже хрупкого дна корзины под ногами нет - полет СВОБОДНЫЙ! Кстати, рекомендую начать с полета на "летающем крыле" на буксире над водой: доступно и безопасно, ощущения соизмеримы с обычным парашютом
0 Ответить
Приветик, я - графиня Сельцовская-Ростовская.
Самое поразительное - там, в вышине - нет ветра. То есть - он не чувствуется... Эх, у нас нынче все отменили из-за грозы (((
0 Ответить
Оперативно, Ваша Светлость , я ещё и фотки не успел разместить... Просто там ты летишь вместе с ветром, внутри него - классное ощущение!!!
0 Ответить
))) Аааах...
0 Ответить