Илона Грошева Бывший выпускающий

Медитация в боевых искусствах: в ней – намёк? Часть 1

Боевые искусства — это звучит внушительно, уважительно и красиво. Медитация — тоже красиво, но слегка настораживающее (особенно в контексте достижения целей, установок на успех и лидерство, а также способностей узреть то, чего не видно в яви). Боевое искусство и медитация вместе — сочетание, известное при поверхностном изучении вопроса.

Но копни чуть глубже, и вопрос возникнет серьёзный: для чего нужна медитация в БИ и что она из себя представляет? Ну и конечно — в какой позе медитировать, чтобы затем поразить всех соперников на расстоянии и достичь мастерства высшего уровня? (Если второй вопрос вас не беспокоит, можете смело читать дальше.)

Lucy Baldwin Shutterstock.com

Давайте для начала напомним сами себе главное. Любое боевое искусство, имеющее глубокие исторические и геополитические корни, — это обширная система, включающая в себя культуру народа, генетику, прикладные установки (чаще всего милитаристического свойства), образование и общий человеческий ценз. Именно по этой причине у каждого из нас отыщется в голове стереотип: самурай, сочиняющий хокку под осыпающейся сакурой. И пусть он наивен, этот стереотип, он отражает саму суть вопроса: прилежные занятия каллиграфией и точное своевременное движение тренированного адепта БИ — звенья одной цепи. Одним из звеньев всё той же цепи является медитация — ментальная и духовная практика, являющаяся неотъемлемой частью культуры и религий Востока и Азии. Известная и удобная, словно поза лотоса. Неизвестная и неудобная для тех, чьи корни находятся далеко за пределами этих культур. И здесь кроется первый досадный подвох: научиться искусству — очень хочется. Но если полноценное боевое искусство — это особый строй мыслей, язык и культура, то — насколько возможно полноценное обучение? Особенно это актуально для тех БИ, которые считают медитативную практику неотъемлемой частью тренировок и образа жизни своих адептов. Как быть?

Медитация как… медитация

С самим понятием «медитация» за пределами Восточно-Азиатского региона всё обстоит забавно. Медитация — это что угодно: лечение неуравновешенных детей, искоренение комплексов, тренировка взаимодействий полушарий головного мозга, развитие творческих и аналитических способностей, лечение насморка, головных болей и, конечно же, попытка обрести особые знания, развить интуицию и согласовать себя с многочисленными тонкими материями, проникающими в наш мир. По этой причине медитация по своему корневому значению — размышление, созерцание — годится для любых целей. И по этой же причине медитацию 21-го века, когда без совета психолога (Медитируте, батенька!) уже никуда, нужно чётко отделять от медитативной практики, связанной с культурой и религией.

Медитативная практика, имеющая отношение и к боевым искусствам тоже — это, прежде всего, практика чёткой установки. Будь то классический буддизм, индуизм, синто, система даосских мировоззрений — медитативная практика имеет чёткую формулировку, своё предназначение и способ выполнения. По этой причине я постоянно слышу от знакомых служителей буддийской школы гелуг предостережения. Нельзя сесть в позу в чистом поле или на татами, наслушавшись тренингов и прочитав об опыте визуализации чудесных идамов, и достичь просветления — это опасно для психического здоровья. Имея культурный и ритуальный опыт, приобретённый с детства, буряты и корейцы могут практиковать ментальную практику — ну, через одного. Юношу или девушку, не имеющих представления о ментальной практике, нужно готовить и учить ей подчас годами. Если есть такая цель. И чаще всего эта цель носит религиозный характер. К интересующей нас теме серьёзная ментальная практика отношения не имеет.

Медитация и… профанация

Сегодня в угоду потребителю доступно всё: пицца на дом, гостиница завтра на другом краю света, кредит в золотых слитках не отходя от компьютера, обучение бесконтактному бою на вебинаре. (Чувствуется досада труженика онлайн-издания?) Безусловно, человек думающий и задавшийся серьёзной целью, знающий ответ на вопрос «зачем оно мне надо» и готовый много лет и сил отдать выбранному образу жизни (читаем боевому искусству), найдёт со временем и нужных инструкторов, и школы, и экипировку, и литературу. Однако, к сожалению, найти сегодня школу боевых искусств, в которой осознанию «системы» уделялось хотя бы отчасти должное значение, крайне сложно. Тарантиновские триллеры — это красиво, но неправда, а если хотя бы помечтать — то сложно как материально, так и физически. А на деле чаще всего школа боевых искусств — это физическая крепость и уверенность в своих силах (только плюсы), престиж (под вопросом) и десятые даны, золотые пояса с сертификатами по стенам (без комментариев).

И нет никакой гарантии, что даже очень грамотный и увлечённый своим делом инструктор даст вам ответ на вопрос, вынесенный в лид. Он, скорее, пожмёт плечами и объяснит так: медитируем мы для того, чтобы научиться аккумулировать в себе энергию Ци, а затем ею управлять, максимально реализуя свои возможности во время боя. Мы медитируем, чтобы обострить свою реакцию и координацию движений, чтобы видеть в спарринге движения соперника на один шаг вперёд. И это ещё хорошо, если ответ вашего инструктора будет именно таким — здесь есть полезные зёрна. Неплохо, если он ответит «Не знаю, так принято, это часть системы, заодно тренируем брюшное дыхание». А может сказать, что, правильно медитируя, вы научитесь управлять живущей в вас Ци, и со временем сможете, прикладывая Ци при захвате, коснувшись запястья оппонента одним большим пальцем, сломать ему руку, а нехороших хулиганов на улице вообще уложить на расстоянии. Вот от такого инструктора лучше сразу уходить, несмотря на все его совершенно законные сертификаты…

И каковы выводы?..

Обновлено 28.04.2016
Статья размещена на сайте 15.09.2013

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: