Ко времени рождения младшего сына (6 марта 1844 г.) Андрей Петрович Римский-Корсаков находился не у дел. В свое время он занимал должности новгородского вице-губернатора и гражданского губернатора Волынской губернии, но был уволен за свободомыслие и помощь следовавшим в ссылку декабристам, которых ссужал (не надеясь на возврат) деньгами. Он всегда придерживался прогрессивных взглядов, что проявилось даже в его женитьбе. Матерью будущего композитора стала Софья Васильевна, незаконнорожденная дочь помещика
В детстве он больше всего любил, когда приходили письма от старшего брата. Воин Андреевич (Воин — имя в роду наследственное) уже служил флотским офицером, ходил в далекие плавания, командовал знаменитой шхуной «Восток» в экспедиции
Занятия музыкой Николай продолжил и в Петербурге. На его счастье он познакомился с прекрасным пианистом Федором Андреевичем Канилле и стал брать у него уроки. Канилле помог ему ликвидировать многие огрехи в музыкальном образовании, познакомил с молодыми композиторами Балакиревым, Мусоргским и Кюи, с которыми Николай быстро подружился.
Балакирев не только стал музыкальным наставником Римского-Корсакова, но и оказал громадное влияние на становление его как композитора. «Талант его в моих глазах превосходил всякую границу возможного, а каждое его слово и суждение были для меня безусловной истиной» — вспоминал впоследствии Николай Андреевич.
В 1862 году Николай, произведенный в гардемарины, был назначен на клипер «Алмаз», отправляющийся в длительное плавание к берегам Америки. Плавание длилось более 2,5 лет, за это время «Алмаз» посетил Киль, Копенгаген, Нью-Йорк, Балтимор, Рио-де-Жанейро, Тулон, Лиссабон и ряд других портов. Николай не только хорошо освоил флотское дело, был произведен в мичманы (первый офицерский чин на флоте), но и навсегда полюбил море, став впоследствии, по утверждению современников, лучшим музыкальным «маринистом».
Поход российских кораблей к американским берегам (две эскадры из 12 кораблей) выполнял важную политическую функцию — предотвращение вмешательства Англии и Франции в гражданскую войну в США. Свою задачу моряки выполнили успешно, поэтому в американских портах их встречали очень тепло, устраивая для них приемы и балы. В Америке Николай впервые услышал «Фауста» Гуно, произведшего на него большое впечатление. Он приобрел ноты и во время поездок на берег исполнял товарищам на фортепиано отрывки из оперы.
Свободное от вахт время Николай посвящал чтению и музыке. «Я продолжаю сочинять, — писал он Балакиреву, — у меня есть в голове уже две темы для новой симфонии, очень хочу сочинить какой-нибудь хор на стихи Пушкина или Лермонтова, или какой-нибудь фантастический хор, например, хор русалок». Впоследствии в своих «сказочных» операх он реализовывал и не такие фантастические проекты.
В декабре 1865 года, через полгода после возвращения из плавания, состоялась премьера 1-й симфонии, родившейся под шум океанских ветров и плеск волн. В России появился новый самобытный композитор.
Еще несколько лет Николай оставался на службе, получил следующий чин лейтенанта (соответствовал штабс-капитану в армии), но в морские походы уже не ходил, а все время отдавал музыке.
Стоит отметить, что и после выхода в отставку он не расстался с флотом, став инспектором военно-морских хоров (духовых оркестров). В его обязанности входил контроль над оркестрами и их репертуаром на всех флотах, руководство капельмейстерами, курирование учеников консерватории — стипендиатов морского ведомства. Этому хлопотному делу он посвятил более 10 лет. «Не знаю, будут ли когда-нибудь морские хоры играть с такой отделкою и так стройно, как тогда, но что до этого им никогда не приходилось так подтянуться — я в этом уверен» — написал он впоследствии.
В этот же период он стал преподавать в Санкт-Петербургской консерватории, возглавил Бесплатную музыкальную школу, был помощником управляющего Придворной певческой капеллой, много и вдохновенно сочинял. Опера «Псковитянка» стала первым крупным произведением 25-летнего композитора, снискавшим успех у публики и благожелательные отзывы критики. За ней последовали «Майская ночь» и «Снегурочка», восторженно встреченные почитателями таланта композитора, коих у него становилось все больше. Успех был несомненен. Его музыку стали называть сказочной и чарующей. Всего же Римским-Корсаковым было создано 15 опер, которые и сегодня с успехом идут не только в России, но и на оперных сценах многих стран.
Особой любовью композитора была русская народная песня. Римский-Корсаков собрал, записал и гармонизовал (сделал фортепианное сопровождение) значительное количество песен. Результатом кропотливой работы стал сборник «Сто русских народных песен». Трепетное отношение к народной песне отразилось на всем его творчестве, повлияло на выбор тем, сюжетов и действующих лиц оперных произведений, на характер его музыкального языка.
Стоит отметить, что творческое наследие Римского-Корсакова разнообразно, он писал лирические романсы и симфонические произведения, кантаты и ариозо, серьезную инструментальную музыку. После ухода из жизни
В 1907 году Римский-Корсаков создал свою последнюю оперу-сказку — «Золотой петушок», но увидеть ее на сцене уже не успел. Композитор скончался в ночь на 8 июня 1908 года. Ушел из жизни прекрасный мастер и истинный патриот России, но осталась его музыка, которую знают во всем мире, и его ученики. Уже в советское время дело Николая Андреевича продолжил его внук Георгий, ставший композитором.
5!
Да, дивная музыка у Римского-Корсакова.. Статья - замечательная, в ушах сразу "Шехерезада" зазвучала
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Cпасибо за прекрасную статью, очень интересная и познавательная!
Оценка статьи: 5
0 Ответить