Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовка Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье зажиточного крестьянина-помора. Мать Ломоносова была дочерью дьякона. Михаил был единственным сыном в семье Ломоносовых. Без грамоты было невозможно вести семейные дела, поэтому отец поручил своего сына заботам дьячка приходской Димитриевской церкви
«Вратами своей учёности» впоследствии называл Ломоносов четыре имеющиеся у него в детстве книги -«Псалтырь рифмованную» и «Славянскую грамматику» Симеона Полоцкого, «Славянскую грамматику» Мелентия Смотрицкого, «Арифметику» Леонтия Магницкого. Особенно большое влияние на него произвела «Арифметика» Магницкого. В ней излагались не только правила математики, но и физики, астрономии, навигации
Но Ломоносов стремился получить систематическое образование. В Холмогорское училище его, как крестьянского сына, не приняли. Он слышал, что в московскую Славяно-греко-латинскую академию, которую окончил его заочный учитель Магницкий, принимают без сословных ограничений. История путешествия 19-летнего Ломоносова известна всем, но момент поступления его в академию окутан тайной. И это до сих пор порождает многочисленные версии и слухи.
Славяно-греко-латинской академии, существовавшей с 1687 года, в 1701 году Петр I придал статус государственной академии. В ней, соединявшей черты средней и высшей школы, преподавались, кроме богословия, такие предметы: грамматика славянского, греческкого и латинского языков, пиитика, риторика, психология, арифметика, география, история, физика и многие другие. Академия выпускала не только богословов, но и специалистов для государственной службы — переводчиков, медиков, преподавателей.
В Академии учились не только дети аристократии, а и дети купцов, духовенства и даже солдат и крестьян. Ученики были многих национальностей. Их посылали за границу для обучения языкам, в том числе турецкому, арабскому и персидскому, а также ремёслам. Для изучения английской и французской литератур, направляли в соответствующие страны.
Но с 1727 года «детей солдатских и крестьянских» принимать в академию было запрещено. А Ломоносов был в неё принят вопреки этому запрету в январе 1731 года, выдав себя, как пишут в биографиях, за дворянского сына. Но даже если он и представил туда поддельные документы, то его всё равно выдали бы манеры поведения, разговора и многое другое. Он и так привлекал внимание тем, что был на 10 лет старше других учеников. Тем не менее, его принимают. А в марте 1736 года его вместе с двумя дворянскими детьми направляют за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук. Дальше вся биография Ломоносова хорошо изучена и описана.
А самый ключевой момент превращения мужика в государственного деятеля так и остался во мраке. Не иначе, как сказал Некрасов в строчке, послужившей заголовком этой статье, проявилась не только своя, но и Божья воля. И Россия ей благодарна вот уже 243 года…
Хорошая статья, но короткая
0 Ответить
Ломоносов вроде бы всем известен, но о нём так мало знают ... Пишите ещё!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валерий, с пятеркой пришла Только до академии М.Ломоносов пришел определяться в Навигацкую школу, но что-то ему там не понравилось...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо Валерий.
Так надо было для России ... любознательный и уповающий на Бога с детства Михаил Ломоносов предал себя смирению и послушанию Всевышнего. Он многократно обращался : « А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог. В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих. Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею».(Пс.30:15-17).
Версии происхождения Михаила Ломоносова далеко не однозначны.(Но не об этом).
И услышал Господь его и даровал России 1-ый университет, который явился пьедесталом и богатейшим источником формирования высшего образования в царствование Елизаветы, подписавшая «привилегии» для Академического университета, что получило сильный резонанс уже в «золотой век» Екатерины великой. В стихотворении ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ младой учёный писал:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.
...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
самый ключевой момент - лучше бы просто ключевой момент
Мелентия Смотрицкого - Мелетия
деревне Денисовка - может, вкусовщина, но я предпочитаю Деревню ДенисовкУ - им. падеж названия привносит аромат военной сводки, хотя на все 100 % рваться не буду.
не только дети аристократии, а и дети купцов, духовенства и даже солдат и крестьян - дети не только..., а и тех-этих-таких и даже этаких.
Для изучения английской и французской литератур, направляли - не нужна запятая
направляют за границу для обучения горному делу и для прохождения общего курса наук - вот что первым делом в "направлении" стояло? Может, все же сначала - общий курс? может, лучше: для прохождения общего курса наук и обучения горному делу.
А так - ОК.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо.
Попрошу редакторов исправить.
Оценка статьи: 5
0 Ответить