На старшую дочь, Марию, Игнатий Кузьмич надежд не возлагал. Ее больше интересовали праздники, балы и театры.
Впрочем, его покойная жена, мать девочек, Надежда Вильгельмовна, немного пела, сочиняла стихи и рисовала в своем альбоме любимых дочерей. Верочке не исполнилось и года, когда не стало матери. Она умерла в возрасте 30 лет от туберкулеза в Ницце, где лечилась. Мухин перевез дочерей в Крым, в Феодосию, опасаясь за их здоровье.
Отца девочки потеряли, окончив гимназию. После его смерти опекуны Марии и Веры, братья Игнатия Кузьмича, переехали из Курска в Москву. Вера стала учиться у известного педагога К. Юона. Кроме рисования, её привлекала скульптура, и она параллельно посещала две студии. Мечтала поехать учиться в Париж. Но дядюшки и слышать об этом не хотели. Но… вмешался случай.
Вера гостила у родственников в имении под Смоленском и, катаясь на санях с горы, разбилась и изуродовала себе нос. Доморощенные врачи кое-как «сшили» Вере лицо, на которое она боялась смотреть. Дядюшки отправили Верочку в Париж на лечение. До начала гражданской войны в России оставалось не более 2-х лет. К тому времени Вере исполнилось 23 года.
В Париже она стойко перенесла несколько операций по пластике лица. А вот характер… Он стал резким. Неслучайно впоследствии многие коллеги окрестят ее как особу «крутого нрава». Но Вера, оказавшись в Париже, с жадностью училась у скульптора Э. Бурделя в Академии искусств. В свободное время она гуляла по городу, посещала музеи.
Вера Игнатьевна могла продолжать учебу, но она торопилась в Россию. В это время ее сестра Мария выходит замуж за иностранца и переезжает в Будапешт. А Вера Игнатьевна на родине, окончив курсы для медсестер, работает в госпитале. Ей пришлось на 3 года оставить занятия скульптурой. Судьба упрямо вела Мухину навстречу к человеку, ближе которого у нее в жизни не будет.
Алексей Андреевич Замков работал врачом. Вера Мухина и Алексей Замков познакомились в 1914 году, а обвенчались только через четыре года. В 1919 году ему грозил расстрел за участие в Петроградском мятеже (1918 год). Но, к счастью, он оказался в ЧК в кабинете В. Менжинского (с 1923 года возглавил ОГПУ), которому помог в 1907 году покинуть Россию. «Эх, Алексей, — сказал ему Менжинский, — ты в 1905 году был с нами, потом ушел к белым. Тут тебе не выжить».
Но он чудом выжил. Однако таланту врача Замкова завидовали многие коллеги. Он не только был хирургом от бога, но еще и ученым, его увлекала эндокринология. Когда в кругу близких друзей режиссер К. Станиславский, зная обстоятельства жизни Алексея, откровенно сказал ему: «У вас прекрасная внешность, переходите ко мне в театр», — тот в ответ только улыбнулся. У Замкова были две страсти, от которых он не мог отказаться. Это медицина и… его Верочка.
В эти годы Мухина создает скульптурные проекты «Освобожденный труд», «Революция», «Крестьянка», целую серию портретов. Среди них: врач А. Замков, режиссер А. Довженко, балерина М. Семенова и другие. Вера Игнатьевна почти не жаловалась мужу на больное сердце, но он знал, как она страдает от травли, которая против него была развернута во всех газетах. Ему не давали заниматься научной работой, часами он простаивал у дверей cвоей лаборатории. Жить с ярлыком «шарлатана» стало невмоготу. И они решаются бежать за границу. Но уже в Харькове их «снимают» с поезда и везут в Москву. Веру Игнатьевну с сыном отпускают домой, а Замкова оставляют.
Через три месяца их отправили в ссылку в Воронеж. Выбрались они оттуда с помощью М. Горького. Впереди забрезжил свет. Замкову пообещали свой институт и разрешение на ведение научной работы.
В 1936 году началась подготовка к Всемирной выставке в Париже, где был представлен павильон нашей страны. Архитектор Б. Иофан предложил увенчать скульптурой поднимающееся ввысь здание. Он показал участникам этого совета рисунки, где стоят рядом девушка и юноша. Был объявлен конкурс на лучший проект среди скульпторов. Выиграла его Вера Игнатьевна. Все работы по воплощению проекта в жизнь проводил опытный завод института машиностроения и металлообработки, руководил сборкой профессор П. Львов.
Работать приходилось Вере Игнатьевне вместе со своими помощниками с утра до поздней ночи. Ведь предстояло создать 24-х метровую скульптуру из стали. Использовали метод соединения — электросварку. Подобного в те годы никто не делал в нашей стране. Чтобы укрепить статую, Мухина предложила сделать шарф, используя его, как главную опору. Не всем была по нраву распорядительность, ум и хватка Мухиной.
В одну из ночей на испытательный «полигон» неожиданно приехал
Но это будет чуть позже, а пока…
Чтобы доставить «Рабочего и колхозницу» в Париж, 75-тонную скульптуру разрезали на 65 частей и поместили в 28 вагонов. Когда статуя была установлена над павильоном, она имела оглушительный успех. Во Франции всюду продавали сувениры — пепельницы, табакерки, чернильницы с изображением скульптуры. А в Испании вышла марка с силуэтом статуи.
Имя Мухиной мгновенно стало известно всем миру. Несомненно, павильон утверждал мощь нового советского государства, а значит, и его вождя. И хотя в самых высоких кругах отношение к Вере Игнатьевне было неоднозначным, ей вручали ордена, награждали Сталинскими премиями, но не позволили организовать ни одной персональной выставки. По возвращении из Парижа статуя в Москве заняла свое место у входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
В 30-e годы Мухина занималась преподавательской деятельностью. Позднее она перешла в экспериментальный цех стеклянного ленинградского завода. Вера Игнатьевна с увлечением работала со стеклом и фарфором. Спустя годы, сын Мухиной, Всеволод, писал в своих воспоминаниях: «Она не создала ни одного портрета членов политбюро, хотя предложений у нее было немало. В конкурсах на памятник Ленину мама участвовала, но ни один ее проект не был одобрен. Думаю, что она сама не хотела этого».
В 1938 году институт врача А. Замкова был разгромлен, его оставили без любимого дела, как и прежде, не выпускали из поля зрения работники соответствующих органов. В 1942 году Вера Игнатьевна потеряла мужа. Для нее эта была тяжелая утрата.
Скульптура Мухиной «Рабочий и колхозница» прошла столь же драматический путь, что и ее творец. По словам внучки Веры Игнатьевны, Марфы Всеволодовны, в 2004 году статуя была отправлена не демонтаж. Но до сих пор судьба ее не решена.
Веры Игнатьевны Мухиной не стало 6 октября 1953 года, 55 лет назад. Ей было всего 64 года. На могиле А. Замкова и В. Мухиной на Новодевичьем кладбище стоит памятник. На нем есть надпись со словами врача Замкова: «Я сделал для людей все, что мог». Под ней выбиты слова Веры Игнатьевны: «Я тоже».
Уважаемая Ольга! Очень хорошая статья. Для меня она очень многое значит, потому что я был собирателем и создателем музея В.И.Мухиной в Феодосии. К сожалению об этом уже почти все забыли, потому что я живу сейчас в г.Хабаровске. Если вы не обидетесь, я хотел бы внести небольшую поправку: девичья фамилия матери Веры Мухиной была Мю'ге или Мюг'е.
0 Ответить
Виталий Краснер, Ничем Мухина за свою известность не платила - пять сталинских премий неплохое признание! А вот муж ее - авантюрист безответственный, это подлинно был ее крест, вместе со всей го семейкой. Читайте историю медицины! Интересно, на какой тюремный срок посадили бы современного врача, который бы всем подряд, без исследованиях на живостных на отдаленные последствия, сегодня начал бы колоть необработанную мочу беременных? Надо было заслужить - стать прообразом авантюриста Преображенского. Набрались из интернетовской помойки сплетен и радуетесь
0 Ответить
Виталий Краснер, спасибо за поправку. Может быть, Вы и проясните, как наполовину француженка могла быть Вильгельмовной, а не Гийомовной? Возможно, и французские корни ее - неточность?
0 Ответить
Игорь, спасибо за интересную информацию.
0 Ответить
Хорошая статья, но мало кто знает, что Мухина считается изобретателем граненого стакана, одного из символов советской эпохи, этой универсальной тары.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Игорь Абрамов, чущь писать не надо! Граненый стакан был известен давным-давно. А вот разнообразные граненые кружки разных размеров она дествительно проектировала.
0 Ответить
При упоминании Мухиной сразу в уме всплывает знаменитая скульптура "Рабочий и колхозница". Ольга, очень интересная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо автору за статью.Мне было интересно читать ее.Только одно маленькое уточнение-добавление:фамилия мамы Веры Мухиной скорее немецкая,чем французская . Мюде (Müde) по-немецки означает усталый/усталая...И отчество Вильгельмовна -явно от немецкого мужского имени Вильгельм! Да и известно,что до второй мировой войны в Риге проживало много немцев.Т.ч. скорее всего у Веры Мухиной немецкие корни по материнской линии...Это интересно!Я этого нигде не читала прежде.Спасибо.
0 Ответить
Всем спасибо за интересные отзывы и комментарии.
0 Ответить
Интересная судьба...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
С такой любовью выписанный текст...
Прочитала с большим удовольствием!
СпасибО!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еще бы он соответствовал действителности - цены бы ему не было...Елена Шуваева-Петросян,
0 Ответить
Судьба художника-творца.
В Феодосии музей Мухиной - одно из зданий художественной школы, детские рисунки на стенах. Фасад недавно отреставроировали. Фото чуть позже опубликовано будет.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Трагедия или слава? Интересная судьба.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отличная статья!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Маша и Татьяна, спасибо!!!
0 Ответить
Ольга, спасибо за интересную и подробную статью!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Гертруда, спасибо за оценку.
0 Ответить
Прекрасная статья. У Вас замечательный стиль, Оля.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отлично
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Валюша, спасибо. И отдельное спасибо за внимательность.
0 Ответить
Очень своеобразная была женщина, а скульптор прекрасный. 5
Целесообразно поднять выше последнюю фотографи. Лучше подписать её "Скульптурный портрет (или бюст) А.Замкова"
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Владимир, спасибо. Изменила.
0 Ответить