Подкаст
Владимир Рогоза Владимир Рогоза Грандмастер Опубликовано 24.03.2009      19     53599     Распечатать

Почему Михаила Романова избрали царем?

14 марта (24 по новому стилю) 1613 года Михаил Романов согласился принять русское царство и был торжественно наречен государем. Как же случилось, что в раздираемой войнами и смутой стране царем избрали 16-летнего юношу, начисто лишенного воинских талантов и государственной мудрости, к тому же являвшегося подданным польского короля?

Естественно, что за 300 лет правления династии Романовых появилась масса «достоверных» обоснований всенародности избрания Михаила и его выдающейся роли в прекращении смуты на Руси. А как все происходило на самом деле? К сожалению, многие документальные свидетельства избрания Романова на царство были или уничтожены, или основательно подредактированы. Но, как говорится, «рукописи не горят», отдельные свидетельства сохранились, а кое-что можно прочитать и между строк официальных документов, например «Повести о Земском соборе 1613 года».

22 октября 1612 года ополчение под руководством князя Дмитрия Пожарского и казачьи отряды князя Дмитрия Трубецкого штурмом взяли Китай-город. Участь польского гарнизона и его приспешников была предрешена. Сначала из Кремля вышли русские бояре, ранее присягнувшие польскому королевичу Владиславу, которым Пожарский пообещал неприкосновенность. Среди них был и молодой Михаил Романов с матерью, сразу же уехавшие в свою вотчину под Костромой. Затем Кремль покинул и польский гарнизон, сложивший оружие.

Трудно понять, чем руководствовались Пожарский и Трубецкой, отказавшись от преследования бояр-предателей, но именно этим и были созданы предпосылки для развития всех последующих событий. В этот период вся власть была в руках триумвирата, состоящего из Пожарского, Трубецкого и Минина, но формальным главой государства стал прирожденный рюрикович князь Дмитрий Пожарский. Естественно, что его и прочили в новые русские цари. Но князь совершил непростительную ошибку – распустил ополчение, оставив в Москве только несколько отрядов. С этого момента главной военной силой в столице стали казачьи отряды князя Трубецкого. Расходиться им собственно было некуда, да и возможность основательно поживиться удерживала их в Москве.

Главной задачей в этот период стало избрание нового русского царя. В ноябре совещание всех московских сословий, проведенное триумвиратом, постановило созвать к 6 декабря в Москву на Земский Собор депутатов от всех сословий земли Русской, кроме боярских и монастырских крестьян. За дальностью расстояний депутаты продолжали прибывать до конца января, когда Собор уже активно работал. Всего собралось около 800 человек.

В работе Собора приняли участие и большинство бояр, ранее присягнувших Владиславу. Под их давлением были заблокированы кандидатуры Пожарского и Трубецкого. На Соборе сложились две основных группировки, одна поддерживала избрание царя из числа русских кандидатов, другая выступала за иностранца, выдвигая основным кандидатом шведского принца Карла Филиппа. Последнюю кандидатуру поддерживал и Пожарский. Возможно, он считал, что иностранец сможет быстрее прекратить смуту и сплотить общество, а может быть, вел какую-то сложную политическую игру.

В конце концов, Собор отверг кандидатуру иностранца и сосредоточился на обсуждении русских кандидатур, среди которых были князья, бояре и даже татарские царевичи. К согласию долго прийти не удавалось. Тогда и была выдвинута кандидатура Михаила Романова, активно поддержанная казаками, многие из которых ранее были сторонниками «Тушинского вора». Видимо, сыграло свою роль то, что казаки считали Романовых своими ставленниками, так как отец кандидата был возведен в патриархи в лагере Лжедмитрия второго.

Стремясь разрядить обстановку, приверженцы Пожарского предложили сделать с 7 февраля в работе Собора перерыв на две недели, чтобы обсудить возможных кандидатов с жителями Москвы и близлежащих регионов. Это была стратегическая ошибка, так как казаки и боярская группировка имели намного больше возможностей для организации агитации. Основная агитация развернулась за Михаила Романова, которого поддержали многие бояре, считавшие, что его будет легко держать под своим влиянием, так как он молод, неопытен, а главное, как и они, «замаран» в присяге Владиславу. Основным аргументом при агитации бояре выдвигали то, что в свое время царь Фёдор Иоаннович перед кончиной хотел передать царство своему родственнику Федору Романову (патриарху Филарету), который теперь томится в польском плену. А посему, трон надо отдать его единственному наследнику, каковым является Михаил Романов.

Определенное мнение в пользу Михаила создать удалось. Утром 21 февраля, когда были назначены выборы, в Кремле, говоря современным языком, митинговали казаки и простолюдины, требовавшие избрания Михаила. Видимо, «митинг» был умело срежиссирован, но впоследствии именно он стал одним из фактов обоснования всенародности выдвижения Романова на престол. Роль казаков в избрании нового царя не была секретом и для иностранцев. Поляки еще долго называли Михаила Романова «казачьим ставленником».

Кстати, имеются сведения, что в этот день в выборах не участвовали Пожарский и ряд его сторонников, которых заблокировали казаки в их домах. Кроме того, боярами были предъявлены Собору челобитные из нескольких городов о поддержке избрания Михаила. Чтобы усилить давление на Собор, казаки даже ворвались на его заседание, требуя избрать Романова. Как бы то ни было, выборы были проведены и Михаила Романова провозгласили русским царем. Законность самого голосования никогда сомнению не подвергалась. Ну а то, что оно проводилось при мощном использовании административного ресурса и давлении на избирателей, так это вечная «традиция» в России. Любопытно, что В.О. Ключевский позднее очень точно заметил по поводу выборов: «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».

Во все концы страны были отправлены грамоты, извещавшие об избрании царем Михаила Романова. Любопытно, что среди подписавших их нет ни Пожарского, ни Трубецкого. К Михаилу Романову отправили специальное посольство. Собственно, Романова еще предстояло найти, так как точных сведений о месте его пребывания Собор не имел, поэтому посольству было предписано отправляться в «Ярославль или где он, государь, будет».

Михаил с матерью сначала находился в родовой вотчине под Костромой, где, согласно легенде, стараниями Ивана Сусанина произошло его чудесное спасение от поляков, а затем в Ипатьевском монастыре. Посольство добралось в Кострому к вечеру 13 марта. На следующий день во главе крестного хода оно отправилось просить Михаила принять царство. В реальности просить пришлось не его самого, а мать, инокиню Марфу, которая потом еще несколько лет (до возвращения из Польши Филарета) принимала решения за сына. Сохранилось донесение посольства в Москву о том, как убеждали Михаила принять царство и с какими сомнениями он это решение принял.

14 марта 1613 года у России появился законно избранный царь. Дальнейшие события показали, что выбор оказался не худшим. И даже хорошо, что долгие годы Михаил был только номинальным правителем, а реальная власть была в руках людей с большим жизненным опытом – сначала его матери, а затем отца, патриарха Филарета, который по возвращении из плена был официально провозглашен соправителем царя.

Постепенное преодоление последствий Смутного времени, женитьба Михаила и рождение наследника престола создавали в стране убеждение, что новая династия – это надолго. Так и произошло, династия Романовых царствовала более 300 лет.

Теги: царь, россия, история
19 комментариев (посмотреть последние комментарии)

Подкаст

Читает Дмитрий Креминский

Г.И. Угрюмов. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство (фрагмент картины)
Г.И. Угрюмов. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство (фрагмент картины)

Галерея

На старинной миниатюре заседание Земского Собора 1613 года выглядит вполне благопристойно
Посольство Земского Собора сообщает Михаилу Романову об избрании Его на царство. Миниатюра XIX века (копия)
А. Кившенко. Избрание Михаила Федоровича Романова на царство
На памятнике «Тысячелетие России» Михаил Романов рядом с Пожарским и Мининым, хотя они были против его избрания на царство
Фёдор Никитич Романов (патриарх Филарет)

Ссылки по теме

Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Читайте статьи в рубрике «Культура, искусство, история»

Обсуждение статьи:

  • виталий данилов виталий данилов Читатель 24 марта 2009 в 04:18   # Ответить 0 +1

    Люба Мельник,хватит придираться к ошибкам авторов вы же не на уроке русского языка.Надо читать о чем пишет автор.Пора прекратить эти поучения.Просто неприятно.

    • Люба Мельник Люба Мельник Модератор 24 марта 2009 в 06:34   # Ответить 0 +1

      виталий данилов, я не придираюсь к ошибкам авторов, а указываю на недостатки, которые могут для читателя испортить впечатление от статьи. Некоторым, знаете ли, "просто неприятно" видеть в тексте ошибки.

      Замечания автор принимает к сведению. Либо он, либо редактор, если сочтет нужным, вносит исправления. Такова практика. Для средства массовой информации, коим является ШЖ, вообще-то весьма важно, чтобы тексты были технически исполнены правильно.

      В качестве модератора замечу: в блоге статьи как раз и надо обсуждать статью, а не делать замечания комментаторам. Мой комментарий этому правилу соответствует, ваш - нет.

    • Владимир Рогоза Владимир Рогоза Грандмастер 24 марта 2009 в 10:36   # Ответить 0 +1

      Виталий, спасибо вам за внимание к моей статье.
      Люба делает очень полезное дело и спасибо ей за это. У автора глаз "замыливается" и некоторые ошибки он просто не видит. На ШЖ принято на ошибки указывать, чтобы их можно было исправить. Это не придирки.

      Оценка статьи: 5

    • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 26 марта 2009 в 10:39   # Ответить 0 +1

      Упс..

      Пора прекратить эти поучения.Просто неприятно

      Неприятно:

      - читать вполне хорошую статью, в которой автор досадно проморгал пару опечаток
      - читать очередной перл с крикливым заголовком, подчас изложенный под диктовку внутреннего гопника
      - читать подобые Вашему сообщения, в которых попутаны теплое и мягкое.

      хватит придираться к ошибкам авторов

      В сети есть немало ресурсов, где к ашипкам ваще не придераются. Кому не нравиться, вполне могут свалить туда.

      Оценка статьи: 5

  • Виктор Губерниев Виктор Губерниев Мастер 24 марта 2009 в 21:32   # Ответить 0 +1

    Владимир Рогоза, спасибо, очень интересная статья и хороший, лёгкий слог. Мда... за 400 лет на Руси ничегошеньки в плане демократии не изменилось - всё те же методы, всё те же мотивы, всё тот же фарс...

    А вот интересно, каким бы царём стал Дмитрий Пожарский? Как бы сложилась наша история, если бы продлилась династия Рюриковичей?

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Рогоза Владимир Рогоза Грандмастер 24 марта 2009 в 22:16   # Ответить 0 +1

      К сожалению, у истории нет сослагательного наклонения. Думаю, порядок в стране Пожарский мог бы навести побыстрее, чем Романовы. Но впереди ждала бы очередная смена династии, ведь род Пожарских угас.

      Оценка статьи: 5

  • Юрий Москаленко Юрий Москаленко Грандмастер 26 марта 2009 в 09:56   # Ответить 0 +1

    Владимир Рогоза, у меня тоже как-то была статья о Михаиле Романове...

    Оценка статьи: 5

  • Сергей В. Воробьев Сергей В. Воробьев Комментатор 26 марта 2009 в 10:47   # Ответить 0 +1

    Законность самого голосования никогда сомнению не подвергалась. Ну а то, что оно проводилось при мощном использовании административного ресурса и давлении на избирателей, так это вечная «традиция» в России. Любопытно, что В.О. Ключевский позднее очень точно заметил по поводу выборов: «Хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».

    ))

    Современная электоратология ушла далеко вперед, и уже не нужно напрягать административный ресурс, кого-то давить и тратить бабло.

    Ныне модно устраивать из выборов балаган, из коего любому школьнику понятно - выбирать практически нечего, и надо жевать что дают.

    Оценка статьи: 5

  • Николай Кузнецов Николай Кузнецов Читатель 30 марта 2009 в 09:06   # Ответить 0 +1

    Владимир Рогоза, Романовы не русские! Романовы выходцы от туда куда Пётр плотничать ездил. К родственникам.

    • Владимир Рогоза Владимир Рогоза Грандмастер 30 марта 2009 в 12:21   # Ответить 0 +1

      К началу 17 века Романовы уже давно были русским боярским родом. Первым известным (документально засвидетельствованным) предком Романовых был Андрей Иванович Кобыла — боярин московского князя Ивана Калиты. Согласно родовому преданию, предки Романовых выехали на Русь «из Прусс» в начале XIV века. По другой версии Романовы — выходцы из Новгорода, т.е. исконно русский род.
      Кстати, большинство российских боярских родов указывали своими предками выходцев из-за границы, считалось, что это дает роду больше значимости и солидности.

      Оценка статьи: 5

  • Николай Кузнецов Николай Кузнецов Читатель 31 марта 2009 в 09:42   # Ответить 0 +1

    Владимир Рогоза, сколько волка ни корми...

  • Ыкын Ылынов Ыкын Ылынов Читатель 29 июля 2010 в 15:56   # Ответить 0 +1

    Короче Романовы потдельно захватили престол, потдельно правили и в конце 300 летия получили результат, это как у вора , как веревочка не вейся, а конец все рано будет.Вот поэтому все Романовы 300 лет подтасовывали историю. Да здравствуют !! Рюриковичи.

  • Ыкын Ылынов Ыкын Ылынов Читатель 29 июля 2010 в 16:03   # Ответить 0 +1

    Дмитрий Пожарский,потомок Рюриковичей , должен был быть царем Руси, тогда история пошла бы по-нормальному пути

Посмотреть все комментарии (19)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: