Боевые заслуги признавались и в мирной жизни. Гербы вывешивали у входа в дом, украшали ими праздничные одежды, гравировали печати. Независимые и гордые рыцари обозначали гербом свою сферу влияния, куда посторонним совать нос было недопустимо.
Как знак независимости и принадлежности к одной общности гербы со временем стали неотъемлемой частью символики не только знатных фамилий, но также городов и государств.
Рыцарские знаки наносили на щиты. Традиция эта настолько прижилась, что из предмета, на котором изображался символ, щит превратился в неотъемлемую часть любого герба. Многообразие форм щита вызвало появление различных равнозначных и полноценных вариантов гербов.
Славяне жили в мире примет и знаков. Князья считали, что родовой знак помогает им в жизни и оберегает от неприятностей. Им клеймили все княжеское имущество, от посуды до оружия и недвижимости. Рюриковичи, от которых ведут свою родословную знаменитые русские фамилии, выбрали в качестве родового клейма двузубец. В то же время единого двузубца Рюриковичей никогда не существовало. Каждый из князей придумывал личные варианты изображения, которые не передавались по наследству.
Княжеской печатью со знаком-гербом заверяли грамоты и письма, даже еще в те времена, когда на Руси не практиковался обычай личной подписи документов. Кроме того, знаки чеканили на монетах.
Во время правления Александра Невского на княжеской печати впервые появился всадник с копьем. По общепринятой трактовке считается, что этот всадник — святой великомученик Георгий Победоносец, храбрый воин, принявший пытки и казненный за веру. Но по другой версии всадник — символ князя, государя, побеждающего зло.
Ни двузубцу Рюриковичей, ни копейщику Невского так и не суждено было стать единым российским гербом. Во всем «виновата» (как всегда) женщина. В 1472 году великий князь Иван III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI. Родовым гербом Палеологов был двуглавый орел.
Через двадцать пять лет после заключения династического брака двуглавый орел появился на гербе Московского государства. К тому времени Византия пала под натиском империи османов. Заключив в 1492 году военный союз со Священной Римской империей против польского короля, Иван III обрел право именовать Москву, как наследницу Византии, третьим Римом и использовать в государственной символике знаки поверженной империи.
До этого времени многие московские князья использовали в качестве государственного символа знак вооруженного всадника. В отличие от предшественников, Иван III сумел переосмыслить его значение. Не отказываясь от всадника как династического знака, князь утвердил отдельный герб государства, понимая, что князья и династии приходят и уходят, но государство Российское остается.
Двуглавый орел под двумя коронами, как символами независимости и легитимности власти, стал символом единения русских земель.
“Откуда появилась величественная птица 89
на российском гербе
читать дальше →
0 Ответить
Уважаемый Даут Юргин, очень интересная точка зрения на проблему. И, у меня профессионального историка-русиста, нет принципиальных возражений. С большим уважением отношусь к Льву Николаевичу Гумилёву, моему земляку, петербуржцу.
Если можете, коллега, напишите статью по тему двуглавого орла обсудим.
С уважением !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей Норкин, чтож, коллега, очень качественно написано, ничего важного не пропущено.Высший класс!!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Алексей Норкин, есть мнение, что на нашем гербе не орел, а мифическая птица феникс, которая возрождается из пепла...
0 Ответить
Елена Антонова, вот из пепла (не из Чернобыля ли?) бедолага и мутировала на обе бошки. Кста у птички Фени - одна определенная башка, причем содранная из мифов о саламандре у древних. В биологии двуголовки известны: сиамцы наоборот. Древних это всегда интересовало. Почему что-то неординарое на скале не намалевать? Тут может быть тысяча мифологических теорий. Отсюда Ром и Ремул...прочая и прочая. Славянская дремучесть высказалась в двухголовости, американская - в поворачивании одной головы налево или направо в зависимости мирного или воинственного состояния нашего орлана. Не подходит нам трехглавый дракон - не по-азатски мыслим. Нам баланс давай: либо черно, либо белым-бело - европейский категоризм. Думаю, что символика двойственности присуща всем немечтательным народам - и вамим и нашим. Давай паритету, блин! А вот мечтательнй азиат мыслит трехголово, несмотря на инь и янь. Религия христианства нам несла трехголовую идею, но сегодня продажный Патриарх попросился к присоске у нефтяной трубы в письме к двухголовым для предоставления льгот про-российским предприятиям на Украине. Двухголовость опять получается - у трубы есть только две дырки. А где же дух святой?
0 Ответить
Лаура Ли, попрошу нашу птиччку не обижать! Во-1, нефть и Чернобыль тут вообще непричем. Во-2, славянская "дремучесть" как раз говорит о триединстве. Навь-Явь-Правь. И еще в-3, "вашим" народам - это каким?
0 Ответить
Елена Антонова, обидишь вашу птичку, ага...Я если не ошибаюсь в русском имени египетского бога Пта (так вроде?) в виде псысы,то вся эта птичья символика как раз и идет из политеизма. Что не свойственно идеи троединства начал европейско-христианской ментальности. Надо было бы трехглавого орла делать, так симпатичней даже. А чего?
0 Ответить
Лаура Ли, Да, одна голова - хорошо, две - лучше, а три - не красиво....
0 Ответить
Алексей Норкин, либо республика и граждане, либо государство (оно принадлежит лично государю, иногда конституционно слегка ограниченному). Но тогда никаких граждан, а подданные лично государю, и присяга лично ему же, и герб лично его же
0 Ответить
Хорошая статья.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Еще только палец на клаву сел, а уже подумала: как бы не обидеть случаем. Обижу. Но это уж теперь скушайте, плиз. Считайте, что любя зверюсь. Дракоша с двумя башками. Вот оно и сбылось, ядри его. Более смешного положения еще ни одна цивилизованная страна не знала: кто царит - Вован? Димон? Какая бошка какой горло перекусывает? На куды молиться? Никто не заметил, а я ушастая - в Сенате нашем де-ебаты были и сенатор от Алабамы назвал президеном Раши экс-презиента Вована вчера. Никто ни ухом не повел - так и съели. Наш Сенат! А чяво? Это в приличном эпосе дракоши трехглавые, а тут, опять как на смех, кастрировали на одну башку. Да мало того: смешные обе башки-то! Оба плюгавы умственно и морально. Такая птичка-мутант получилась нестрашная и глупая. Но пыжится на обе бошки. И злится, что никто эту псысу в суръез не берет. Сорри, гайз, если кого-то за патриотизм цапнула без перчатки. Но так оно смотрится с Запада. Мало кто скажет прямо землякам в рот, а Раша стоит где-то там в рейтинге чили или зимбабве ваще, а с двумя головами - просто срамно. Вот я, как простая русская баба, как Люба Мельник меня окрестила, спрошу у автора и у всех: если б я хотела стрелочку снайтать и побазлать с пальчиками штабы рамсы не попутать и типа добазлаться до ума, к какой башке-то надо гонцов подослать? Вот почему перезагрузка не состоится если обе псысы одной крови. Пусть сначала у себя между бошек разберутся. Потом с выжившим западный мир, может, и будет говорить. А может, и спалит. Сорри, но так это все. И это есть правильно: умирающая стая собак пока не перегрызется и не выйдет ободранный вожак, путя не будет. Не повезло с птицей капитально. Когда страна в разводе нельзя говорить с обеими головами одновремено. Ссечь обе на фиг, а? Чтоб не валандаться. Или для фана одну бошку оставить. Это уж на территориальное усмотрение...
0 Ответить
Лаура Ли, ядовито весьма. Между прочим с этой птичкой столетиями немцы жили и ничего, сейчас, правда, одноглавого прусского взяли.
Птичка не по душе остановимся на королевском тираннозавре, милая зверушка, еще никто после встречи с ним живым не уходил!!!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ребята, сегодня сниму комментарий и извинюсь. Обе башки повели себя по-человечески в польской трагедии. Мой муж пообладел, вроде как собака человеческим языком заговорила: мы оба такого от двух бошек не ожидали. Оказались - тоже люди. Надо же!
0 Ответить
Лаура Ли, Никого Вы не обидели, ни случаем ни намеренно. Эмоции Ваши, на мой взгляд, оттого, что хоть и вдалеке, а всеж еще волнуют наши приключения. Вот и ищите крайнего да виноватого. А орел то при чем? Он уж был, когда еще ни Штатов, ни России, ни даже Византии и Рима не было. Птичку сию еще библейские хетты в бронзовом веке почитали. С обывательской точки зрения - выбрали его символом, ну так что из того? Ни лучше он и не хуже иных львов, хавков, или колосьев с лучами солнца. Да хоть черный квадрат...
0 Ответить