Что такое портер?
— Это особый стиль пива — даже не сорт, а именно стиль. Всё дело в том, что в портере большое количество подсортов, их трудно кратко описать, так что нужно идти от самих истоков.
Где портер появился впервые?
— Первое появление портера — это Лондон начала XVIII века.
В чем особенность, эксклюзивность портера?
— Это один из древнейших сортов пива, который дошёл до нашего времени. Все остальные сорта появились гораздо позднее. Вкус, аромат, цвет — все было присуще именно этому напитку. Хотя, конечно, мы не можем говорить с уверенностью, каким оно было в те самые времена.
Правда ли, что стаут — это тот же портер, только крепче?
— Это стереотип. Если вы возьмете любой энциклопедический или толковый словарь, то обязательно увидите, что стаут — это «крепкий портер». Но в любом магазине вы обнаружите, что портер гораздо крепче, чем стаут.
То есть ответ на этот вопрос — «и да, и нет». Когда появился портер (триста лет тому назад), то он был, очевидно, слабее, чем стаут, о чём свидетельствуют источники. Кроме того, портер был не таким темным. Но со временем портер стал действительно крепким, а стаут — нет, так что, по большому счету, портер и стаут — два близнеца-брата с определенными различиями. Портер гораздо более тяжелый, плотный, гораздо более выразительный. Стаут же мягче, изящнее, скажем так.
Когда портер появился в России?
— Если посмотреть переписку Екатерины Алексеевны и Петра I, то можно с уверенностью сказать, что уже тогда в России пили британское пиво. Елизавета Петровна любила, скажем так, пробританские сорта, и, возможно, тогда уже в России появился портер. Уже начиная с XIX века он был повсеместно распространен. К примеру, из статистического журнала Сэмюэля Морвуда (1848 год) мы узнаём, что вино и иные крепкие виды напитков предлагаются к продаже в большом изобилии на общественных ярмарках в разных частях Российской империи, а лондонский портер имеется в наличии почти в каждой деревне. То есть, распространено пиво было достаточно серьёзно, прежде всего, благодаря англомании высшего света: пить пиво было модно. И потому в литературе XIX века вы везде увидите упоминание портера, появился даже вид пивных под названием «Портерные». Сначала возникли портерные лавочки, где продавали этот напиток, а потом появились пивные особого класса, несколько престижнее, чем традиционные заведения.
Как обстоят дела с производством портера сегодня, в том числе, в России?
— Во всем мире дела обстоят не так уж хорошо, и это связано с увяданием производства портера, которое началось ещё в Первую мировую войну. Именно тогда повысили акцизы на пиво и ввели, в частности, в Великобритании, экономию на топливо. Готовить темный солод пивоварам стало невыгодно, и портер заменили светлые сорта. В России же Первая мировая война ознаменовалась сухим законом, а потом запретом на производство крепкого пива. А ведь портер был уже к этому времени крепким, как мы знаем.
Возобновление производства портера в России началось только в 30-х годах, в Советском Союзе. Потом опять война. Ну и в конце 40-х годов портер возродился. Однако был напитком, как бы мы сказали сегодня, эксклюзивным: его можно было встретить только в особых местах Ленинграда, к примеру, в поезде «Красная стрела» в Эрмитаже, в Мариинском театре или в гостинице «Астория». И конечно, портер стали производить в Прибалтике. А затем — в 1996-м году — появился сорт «Балтика № 6 Портер».
Правда ли, что «Балтика № 6» побеждала в престижных международных конкурсах, обходя и Англию, и Бельгию?
— Да, конечно. По большому счету, «Шестерка» — это самый титулованный сорт российского пива. У него больше наград в профессиональных конкурсах, чем у какого-либо другого пива. Одним из последних таких конкурсов был «World Beer Awards». Он проводится организацией под названием CAMRA (Campaign for Real Ale), это такие «пивопуритане». Организовались они в 1971-м году, руководитель — пивной активист Роджер Протц. Престижнее награды мы, пожалуй, не получали.
Дело в том, что CAMRA — это организация, цель которой — возрождение, поддержание традиционных методов пивоварения, возвращение к истокам. Они весьма скептически относятся к большим пивоварням. Награда от CAMRA — высшая степень признания, престижней ничего в принципе не было. «Шестерка» заняла первое место в этом конкурсе в категории «Балтийский портер», а потом в категории «Портеры и стауты», и вошла в пятерку лучших сортов планеты по этой версии.
Таких престижных конкурсов не очень-то много в мире — это «World Beer Awards», «Word Beer Cup», «European beer star». И везде «Шестерка» получала какие-то награды.
Как именно судьи международных конкурсов оценивают качество пива?
— Все конкурсы — разные. Но в любом случае пиво сравнивается в различных категориях. Лучшее пиво в каждой подкатегории или классе потом сравнивается с победителями других подкатегорий. И выявляется, соответственно, лучший из лучших. А дегустации проходят, конечно же, вслепую: судьи не видят бутылку, не видят этикетку, которая может по-своему влиять на восприятие. В некоторых конкурсах, когда совершенно не оценивается цвет, напиток приносят в бокалах, допустим, из синего стекла. Чтобы цвет не влиял на впечатление.
Обычно дегустаторы выставляют баллы за вкус, аромат, полноту вкуса, послевкусие. Разумеется, также обращается внимание на сбалансированность, наличие характера, сложность вкуса, качество… Хотя это достаточно аморфные понятия.
Есть и принципиальное отличие дегустации пива от, скажем, вина. Вино, как вы знаете, во время дегустации не пьют, а выплёвывают в специальное ведерко. С пивом же все по-другому — здесь послевкусие тоже имеет свою оценку.
С какими закусками лучше употреблять портер?
— И снова стереотип… Вот вы любите вино?
— Да. Красное.
— С какими закусками вы любите вино?.. Согласитесь, вино не ассоциируется с закусками.
— Нет, почему? У меня, допустим, ассоциируется. Красное вино я люблю с форелью, честно. Это очень вкусно.
— Нет, это не закуска, это основное блюдо. То есть вы не закусываете вино форелью, вы запиваете форель вином.
— Нет: вот выпил вино, и маленький кусочек форели.
— В моем представлении закусывать надо крепкие напитки. Такие крепкие, простые, народные… Закусывать, скажем, коньяк тоже не имеет смысла, или виски сложное какое-то. То же самое касается и пива.
Если мы говорим о культуре пития, то в моём понимании пивом надо запивать некие основные блюда. И если говорить о портере, то, конечно, это стейк. Если птица, то, возможно, это утка. Из простых закусок подойдут всевозможные сыры, а кроме того — десерты шоколадные, ванильные. Мясо в шоколад, как говорится.
Остаётся только сходить в магазин за бутылочкой портера и насладиться его вкусом, вспоминая полученные новые знания и рекомендации, за которые мы и благодарим
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.