Евгений Александрович Гвоздев, преодолев навязчивый облик сироты и изгоя (его отец пропал в сталинских застенках, мать и сестра погибли при бомбежке в Белоруссии, где он родился 11 марта 1934), первым из россиян отправился в одиночное кругосветное плавание после того, как в течение 13 лет бороздил Каспийское море на яхте, переделанной из списанного спасательного вельбота. Своим подвигом он принес славу этому морю-озеру, где в советское время не было даже яхт-клуба.
Испытатель становится кругосветным мореходом
Знакомство с фирмой «СовМаркет» (руководитель — Юрий Канцев), строившей в городе Форт-Шевченко (теперь — Актау) яхты микро-класса, привело к тому, что он стал испытателем 5,5-метрового швертбота «Лена» в Черном море на маршруте до Стамбула и обратно. После пяти месяцев волокиты с получением загранпаспорта и ста долларов «на зарубежные расходы» Евгений Гвоздев стартовал в Новороссийске 15 декабря 1992 г.
Кругосветное плавание — это личный план самого капитана. Гвоздев в роли испытателя выданные деньги отработал, но задание по своему разумению продлил, полагая, что за Босфором хозяин яхты сможет ему помогать, поскольку опасное океанское плавание только прославит его малоизвестную фирму. Из Стамбула он не повернул назад, а вышел в Средиземное море.
А впереди ожидало разное. Евгений уже знал о многих попытках такого рода на самых маленьких яхтах. Рекордсменом в этом деле был австралиец Серж Теста, обогнувший Землю в 1983−87 гг. на 3,6-метровой парусной лодке «Австралийская штучка». Это его вдохновляло. Вот только стражи рубежей в Албании отобрали у Евгения все деньги, и до острова Гран-Канария он тащился впроголодь, потеряв в весе 20 кг.
Морской бродяга на собственной яхте — это не попрошайка в метро. Он — владелец лодки, у него благородная цель, а это вызывает уже не сострадание, а уважение и неизменную помощь. Моряки с российских судов в Лас-Пальмасе и фирма «Совиспан» помогли пополнить запасы еды. Атлантику он пересек в августе-сентябре до острова Барбадос за 45 дней, а к концу 1993 года пересек Карибское море и через Панамский канал вышел в Тихий океан.
Весь 1994 год он плыл на запад, достиг Австралии и опаснейшим Торресовым проливом вышел в Индийский океан. Весь 1995 год посвящен плаванию в Индийском океане. В водах Сомали 5 августа 1995 г. его ограбили и чуть не убили местные пираты. Через две недели он прибыл в Джибути совсем налегке. В Российском посольстве честно признались, что заботиться о своих гражданах за границей у них нет возможности. Консервами и фруктами его снабдили моряки с французского фрегата.
Красное море — это соленое пекло — с трудом одолел за 86 дней. Наконец, Средиземное море, и 17 февраля 1996 года в лабиринте греческих островов яхта «Лена» замыкает кольцо кругосветного маршрута. 27 июля 1996 года Евгений Гвоздев прибыл на «Лене» к месту старта, в яхт-клуб «Бриз» казахстанского города Актау. Отгремели фанфары, отзвучали помпезные речи…
Вторая кругосветка на яхте «Саид»
Трехлетнюю паузу он посвятил своему «утюжку» — маленькой шлюпке, висевшей на балконе второго этажа его квартиры в Махачкале. Он старательно выклеивал стеклоткань, шил паруса, подгонял бегучий такелаж. Получилась мини-яхта длиной 3,7 метра и весом 350 кг. Главным достоинством новодела стал 120 кг свинцовый киль, придавший этому «тазику» хорошую остойчивость.
Спонсором кругосветки стал Саид Амиров — мэр Махачкалы. Яхточку назвали в его честь и после пробного рейса по Каспию «Саид» на грузовике привезли в Новороссийск.
Отсюда, как и 7 лет назад, но уже 65-летним ветераном, Гвоздев стартовал 2 июля 1999 г. для нового — на долгие годы — кругосветного скитания. С Канарских островов он пересек Атлантику и 30 марта 2000 г. Евгений ошвартовал свою яхту в Рио-де-Жанейро в «крутом» яхт-клубе. Здесь его проигнорировали не только чванливые владельцы клуба, но и российский консул и собкор агентства «РИА Новости». Зато в начале сентября Евгений в Буэнос-Айресе был в центре внимания местной прессы и сайтов в Интернете.
Новое тысячелетие Евгений встретил перед входом в Магелланов пролив и первым из россиян прошел его на мини-яхте. В Пунта-Аренас — столице самой южной чилийской провинции — его тепло принял мэр города и объявил, что его яхта — самое маленькое судно в истории Магелланова пролива. Сказать, что его носили на руках? Это ничего не сказать…
Вдоль берегов Чили он прошел до порта Арика, откуда начал пересечение Тихого океана. Далее — легендарный остров Таити и затем порты Брисбен и Дарвин в Австралии. В Индийском океане он посетил Кокосовые острова, Шри-Ланку, индийский порт Коччи. Далее знакомым путем через Красное, Средиземное и Черное моря он завершил вторую кругосветку через 50 месяцев после старта — 10 июля 2003 г. в Сочи.
В августе 2003 г. в Махачкале его горячо встречали земляки, а мэр вручил Гвоздеву ключи от новой квартиры. А в неполные 75 лет он снова ринулся в океаны. Наверное, он перестал бояться моря, поскольку третья кругосветка в самом начале закончилась трагедией.
Средиземное море — прерванный круг Евгения Гвоздева
В третий вояж вокруг Земли он отправился на новой 5,5-метровой яхте «Гетан-2» с килем и современным оснащением. Евгений стартовал 19 сентября 2008 г. в порту Новороссийск. Яхта «Гетан-2» названа в честь семьи яхтсмена (Гвоздев Евгений, жена Татьяна, сын Александр, дочь Наталья).
Его прекрасная устойчивая яхта в шторм перевернулась с поломкой мачты у берегов Италии в конце ноября. Связь с ним была прервана 1 декабря. А 2 декабря близ Неаполя итальянские карабинеры обнаружили тело Гвоздева на президентском пляже, спустя несколько дней неподалеку была найдена яхта «Гетан-2». Вероятно, от ударов во время переворота Евгений получил смертельные травмы головы. 27 декабря он был похоронен на городском кладбище Махачкалы…
Память об отважном и неистовом в своем подвижничестве мореходе сохранится в сердцах множества людей и моряков в особенности. Он дорог всем мечтающим о море как символ мужества и несгибаемой воли…
В память о Евгение Гвоздеве в московском яхт-клубе «Адмирал» выставлена для обозрения его первая кругосветная лодка — швертбот «Лена», а в Махачкале мини-яхта «Саид» — в школе № 39. И еще. Недавно вышла из печати книга «Земля круглая. Доказал Евгений Гвоздев». Ее автор — Олег Санаев, бывший редактор еженедельника «Новое дело», знавший все о кругосветной эпопее своего земляка.
Ничего он не доказывал, а просто претворял в жизнь свою мечту и можно только позавидовать профессионализму и упорству Евгения Александровича. Не успел я встретится с ним и услышать из его уст рассказ о плавании. Это хотел устроить мой тесть Виктор Андреевич Горбатов - он учился с ним в далёкие 50 в мореходке. Но прежде сам погиб, а затем и Гвоздев не вернулся из похода. Уважение ему и память. Жаль, маловато информации в книге Олега Санаева. Хотелось бы намного больше. Ну а ужам - ужиное. Сам не летаешь - не суди летающих.
0 Ответить
При всём риспекте, я не понимаю такой одержимости. Зачем доказывать доказанное, предаваться таким лишениям и неудобствам? В принципе, нового ничего не открывается.
Можете считать меня Ужом, но я бы предпочёл тратиться на что-нибудь действительно новое и с наиманьшим риском для жизни.Когда братья Райт начали свои полёты, они упорно не брали на борт механика по двигателям. И один раз эти опасения подтвердились - были первые жертвы "полётов в небо".
Я бы поискал лучшего применения такой одержимости.
0 Ответить