Прежде всего, воздух и так на 78% состоит из азота. Газ, который вырабатывается используемыми в шиномонтажных мастерских азотогенераторами, содержит 95−97% азота. Разница не так уж и велика. Да и вообще, проверить чистоту закачиваемого азота невозможно, не возить же с собой газоанализатор? Этим и пользуются некоторые ушлые коммерсанты, продавая под видом азота обычный воздух, клиент же все равно не отличит! Но даже если вам закачают из баллонов азот с чистотой 99,99%, то что это может дать?
Миф 1. Стабильное давление в шине. Коэффициент теплового расширения азота гораздо меньше, чем у воздуха, поэтому изменение температуры шины при езде почти не влияет на давление в ней.
Это утверждение противоречит закону Менделеева-Клапейрона, которое устанавливает взаимосвязь между объемом, давлением и температурой идеального газа P*V/T = const. Тут защитники азота хитро потирают руки и заявляют, что азот и кислород — газы не идеальные, поэтому ведут себя «по-другому». Да и вообще находятся в шине под давлением, следовательно, газовые законы к ним неприменимы.
Однако любой физик скажет, что определяемое уравнением Менделеева-Клапейрона поведение азота, кислорода и других подобных газов при тех температурах, в которых эксплуатируется колесо, начинает заметно отличаться от поведения идеального газа лишь при давлениях в десятки атмосфер. То есть, чтобы ощутить какую-либо разницу между воздухом и азотом, придется сначала просто порвать колесо, как тот самый Тузик грелку.
Более того, как реальный газ азот даже хуже воздуха. Коэффициент объемного расширения азота 0.003672 K-1, а воздуха 0.003665 K-1. В колесе среднего размера при обычном рабочем изменении температуры это даст итоговую разницу давлений в четвертом знаке после запятой. Конечно, такое не всяким лабораторным манометром измеришь, не говоря уже о шинном, но сам факт!
Миф 2. Отсутствует утечка газа из шины. Молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, поэтому кислород быстро улетучивается, что приводит к снижению давления. Шину с воздухом приходится часто подкачивать.
Действительно, диаметр молекулы азота 0,32 нм, а кислорода — 0,3 нм. Разница аж в 6%. То есть если покрышка с азотом потеряет 1 атм, то покрышка с воздухом — целых 1,012 атм. Опять-таки — у вас есть чем это измерить?
Да и вообще — давайте доведем логическую цепочку до конца! Если кислород из шины быстро улетучивается, то что же там остается? Правильно, практически чистый азот — и совершенно бесплатно!
Миф 3. Уменьшение коррозии корда и старения резины. Азот, в отличие от кислорода, не окисляет сталь корда и не старит резину.
И снова весьма правдоподобно. Только спросите опытного автолюбителя, а еще лучше — слесаря на автобазе, часто ли им приходится менять покрышки из-за того, что проржавел корд? Вас в лучшем случае просто не поймут. А еще спросите себя — как же покрышка, защищенная «благородным» азотом внутри, чувствует себя снаружи, буквально купаясь в океане вредного для ее здоровья воздуха и катаясь по разной дорожной гадости. А также посмотрите выброшенные на свалку покрышки — сильно ли они постарели изнутри?
Миф 4. Уменьшение массы колеса. Вес азота в покрышке меньше, чем вес воздуха. Поэтому снижается неподрессоренная масса подвески, что увеличивает ресурс амортизаторов.
Здесь поспорить трудно, плотность воздуха 1,29 кг/м3, а плотность азота — 1,25 кг/м3. Теперь давайте считать — обычное колесо имеет объем 0,05 м3, давление в нем 2 кгс/см2. И вот искомая разница — 6 граммов! Действительно, при массе колеса в 13−15 кг это существенно облегчит автомобиль, как бы и не взлететь ненароком!
Миф 5. Покрышка не перегревается. Азот лучше, чем воздух, отводит от покрышки тепло.
А это уже просто неправда. Коэффициент теплопроводности кислорода 0,0269 Вт/(м•К), а азота 0,0261 Вт/(м•К). Разница незначительна, но входящий в состав воздуха кислород лучше, чем азот, передает тепло от покрышки к диску, следовательно — охлаждает лучше. Единственное, в чем азот выигрывает — это в теплоемкости, она у него на 13% выше, чем у кислорода. Но азота в шине всего 150−200 граммов. И все его способности по аккумулированию тепла, получаемого от многокилограммовой покрышки, погоды не делают.
Миф 6. При пожаре колесо с азотом не взорвется, так как азот не горит.
Тут можно сказать одно — если машина горит и дело дошло до взрыва колес, то намного ли вам будет легче от того, что в огонь не попадет 35−40 граммов кислорода, находящегося в накаченном воздухом колесе?
Миф 7. Даже и не миф, а еще несколько аргументов, которые особенно популярны среди поклонников благородного азота.
Я вот недавно поменял покрышки и по совету продавца накачал их азотом. И вот уже полгода давление в шинах не меняется, а старые покрышки с воздухом приходилось подкачивать раз в неделю!
А в азоте ли дело? Может быть, секрет именно в новых покрышках? Кстати, исправное колесо в пределах своего срока службы держит давление годами, если это не так — ищите повреждение.
Мне вот накачали колеса азотом, и машина однозначно поехала мягче, уменьшились шум и вибрация!
И здесь есть объяснение. В большинстве случаев при заполнении колес азотом их банально не докачивают на 0,2−0,3 атм. И колесо реально едет мягче, но азот тут ни при чем. Просто проверьте давление исправным манометром.
А вот в «Формуле-1» колеса накачивают только азотом, там же не дураки сидят?
Конечно, не дураки. Именно поэтому пункт 12.7.1 технического регламента гонок Формулы-1 устанавливает, что колеса могут быть заполнены только воздухом или азотом. Союз «или» в данном случае означает, что даже для гоночных болидов с их запредельными нагрузками на покрышки те самые не дураки никакой разницы между азотом и воздухом не делают.
Но в конечном итоге решать, естественно, вам. Накачивание колес азотом не принесет никакого вреда автомобилю, но и пользы тоже. А вот кошелек от лишнего обслуживания автомобиля пострадает — стоимость накачки азотом в 10−20 раз выше, чем накачка воздухом. Так что же — вы надуваете колеса или кто-то надувает вас?
Практически про все доводы из статьи слышу про них первый раз. Основной причиной почему закачивают азот понимал так, что это инертный газ. Работаю в авиации у нас азотом полагается накачивать практически все: колеса, амортстойки шасси, гидроаккумуляторы. Еще в статье как то "режет ухо" слова типа " качают кислородом" вроде все так на научном языке, даже какие то физические термины, формула промелькнула, но что бы колеса качали кислородом! это где так? понятно, что подразумевался воздух, в котором есть кислород, просто как то в одном месте грамотно, в другом дилетантски.
0 Ответить
Вот автор гонит!!
Скорее всего это в целях получения большой аудитории
Что там физика говорит например о капли дождя которая мчится со скоростью более чем 500 3 км в час, она должна продырявить голову, а че не дырявит то, че там Менделеев об этом писал или это ему во сне не приснилось. Так значит на Формула 1 Азот для кайфа, а у самолётов в шинах зачем или в Европе заставляют автобусы и грузовики заправлять шины азотом зачем, может по тому что ты нам гонишь чушь. Я и мои друзья более 10 лет используем Азот в шинах, давление стабильное, проверяй в году 1-2 раза просто так, покрышка съедается равномерно и дольше, попадания в ямы или лежащие полицейские реально мягче, если шуруп в покрышке, то спускает довольно дольше. Прочтите об этом на сайте компании АА в Англии, то что проверяет транспорт по всей Европе.
0 Ответить
Ну, давайте уподобимся жадным шиномонтажникам и будем бить их их же шулерскими методами, заявив, что "те самые не дураки никакой разницы между азотом и воздухом не делают"
Цитата с howstuffworks:
Nitrogen Instead of Air
Most of the teams remove the air from the tires and replace it with nitrogen. Compressed nitrogen contains less moisture than compressed air. When the tire heats up, moisture in the tire vaporizes and expands, causing the pressure inside the tire to increase. Even small changes in tire pressure can noticeably affect the handling of the car. By using nitrogen instead of air, the teams have more control over how much the pressure will increase when the tires heat up.
0 Ответить
Что касается гонок, то несмотря на то, что воздух разрешен, качают там именно азот. Так что здесь вы тоже передергиваете.
0 Ответить
Журнал Consumer Reports в 2007 году опубликовал результаты тестов по сохранению давления в шинах накачанных азотом и воздухом. Результаты показали, что азот действительно уменьшает падение давления в течение долгого времени. Средняя потеря заполненных воздухом шин в течение года равнялась 3,5 psi от первоначально установленного давления в 30 psi. Заполненные же азотом шины потеряли в среднем 2,2 psi.
0 Ответить
В том же Consumer Reports в материале Nitrogen in tires - Q&A был задан вопрос:
Q: Seems to me that since the difference is so small and nitrogen is difficult to get and more costly that it is not worth the effort and the cost.
И господин senior tire engineer and program leader Gene Petersen (а также по совместительству автор первоначального материала Tires - Nitrogen air loss study) отвечает:
A: That's a logical conclusion.
0 Ответить
Олег Антонов, разница не велика, но она есть, а стоит ли возможнось подкачивать колесо в полтора-два раза реже разницы в стоимости воздуха и азота - дело другое и каждый пусть сам делает сознательный выбор. Не нужно считать себя умнее тех, кто таки качает азот. Подавляющее большинство автолюбителей не контролируют давление в шинах никогда, полагаясь раз в полгода на шиномонтажников, или подкачивая колесо когда оно уже на обод село. Зачем таким азот? Не нужен он им, конечно.
0 Ответить
Луи Жозеф Гей Люссак, думаю, что ваш шинный манометр, который ни разу в жизни не поверялся, равно как и манометры на 99% шиномонтажек, врут гораздо больше, чем возможная разница давлений между азотом и воздухом.
0 Ответить
Олег Антонов, будет очень интересно, если вы как кандидат технических наук, доцент, и т.д. озвучите эту возможную разницу, и сможете объяснить почему она именно такая а не больше и не меньше. Сравнивать предлагаю воздух, содержащий 30г/м3 влаги (100% влажность при температуре 35С) с сухим азотом в диапазоне температур от 0 до 100С, при начальном давлении в колесе 2.5 атм. А мы сравним ее с точностью своих манометров, которые таки поверялись при выходе с завода, о чем как правило свидетельствует сертификат, прилагаемый производителем к своему изделию.
0 Ответить
Олег Антонов, разницу из рельной жизни я приводил - 2.3 против 2.8 при начальном давлении 2.2. Жаркое лето, трасса.
0 Ответить
Луи Жозеф Гей Люссак, и вы же сами писали - Если бы воздух был осушен, разницы бы не было.
0 Ответить
Есть лазейка для любителей азота! Если у вас спустило колесо в дождливую погоду и есть выбор что качать, то закачайте азот, если за бортом +40 и последние осадки были месяц назад смело качайте воздух. Вот и вся дилемма.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Антонов, покажите мне монтажку использующую компрессор с осушителем воздуха, я хочу посмотреть на это чудо
0 Ответить
Помнится, когда я ставил свои опыты, немало нервов попортили мне расхождения множества полученных мною коэффициентов расширения. И тогда я обратил внимание на присутствие в измерительных приборах воды, которая при нагревании превращается в пар и неопределенным, неподдающимся учету образом увеличивает объем заключенных в сосуде газов. Поэтому в дальнейшем самое тщательное внимание я обратил на совершенное высушивание сосудов, предназначенных для опыта, и на освобождение исследуемых газов от всякой влажности.
Из практических наблюдений: разница давлений в колесах накачанных азотом и воздухом изначально до 2.2 атм. при поездке летом по трассе составила 2.3 против 2.8.
Если бы воздух был осушен, разницы бы не было. Осушитель воздуха стоит столько же, сколько азотная установка целиком.
0 Ответить
Луи Жозеф Гей Люссак, то есть дело не в азоте. Спасибо за подтверждение доводов статьи.
0 Ответить
Олег Антонов, всегда пожалуйста. Я рад, что хоть кто-то взял на себя смелость разоблачить обманщиков. Пусть даже сделал он это с помощью обмана (передергивания)
Что касается азота, то дело все таки в нем. Накачать шины азотом - самый дешевый способ избавится от водяных паров. Осушенный сжатый воздух стоит дороже чем азот с таким же содержанием влаги.
0 Ответить
Луи Жозеф Гей Люссак, значит, все дружно варим из обрезка трубы емкость и набиваем ее силикагелем (или предварительно пропеченным медным купоросом). И встраиваем на шланге между обычным насосом и шиной.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юрий Лях, поздравляю, вы только что изобрели адсорбционный осушитель воздуха. Желающие могут поинтересоваться ценами на такие устройства и сравнить их с ценой мембранной азотной установки.
0 Ответить
Луи Жозеф Гей Люссак, спасибо за поздравления - цветы в машину. Мне когда-то был нужен азот для сварочного полуавтомата - смотрел я на эти установки. Короче - дешевле привезти уже забитый баллон и пользовать его.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Или так . Осушенный сжатый воздух в баллонах втрое дороже сжатого азота.
0 Ответить
Для Сергей Дмитриев
Жидкость найденная в вашей велосипедной шине зеленого цвета - это герметик,который запечатывает прокол шины.
Например на Кипре,где на дорожках и тропах попадается
много мелких,но достаточно твердых шипообразных колючек
в любой купленной у продавцов велосипедов шине вы найдете
эту жидкость клейкой массы ядовито-зеленого цвета.
0 Ответить
Владимир Куц, когда меня мучили проколы, подручными средствами закачивал эти выжимки в камеру, но без резульТ.У меня заткнулся насос, никак не продувается, "никогда такого не было". Шланг с рачажком, не разбирается и не проткнуть.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересно читать грамотно написаную тему.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хорошо проработанная статья. Понравилось.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Отлично сказано. Главное передано, что в воздухе находится 78 % азота, 21 % кислорода, а остальное - неважная ерунда. Н знаю, где и как, но у нас еще "впаривают" азот вместо воздуха. Весной менял колеса, так и было.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Чернев, мне почему-то вспомнился Фитиль про то как Волги продавали. Эксклюзив же.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Азот - из серии воздуха с запахом.
читать дальше →
А разбор азота более, или менее правдоподобен.
А еще можно кислородом закачивать и соответствующую голубую маркировку. В случае необходимости, в пробках, в условиях загазованности - вышел и подышал кислородиком а на следующем шиномонтаже подкачался.
Нужно будет мужичкам подсказать.
0 Ответить
Игорь Викторович, в этой Вашей презабавной хистори наиболее симпатичной выглядит Кисо, в отличие от мужчин ее окружающих. Мужчины, о которых Вы повествуете, к сожалению, таковыми не являются. Все они, и дебилоиды-шиномонтажники, и презентабельный типомуж со своими пацанами - уроды.
зы
дада, подскажите своим мужичкам, и мой камент заодно почетать дайте.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Толково!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег, а Вы упорный) Решили добить оппонента статьей. По-моему, получилось совсем неплохо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Но как обычно бывает со знатоками сферически-вакуумной физики, автор не заметил слона. Помимо азота, кислорода, углекислого газа и другой малозначительной фигни, при закачке в шины атмосферного воздуха туда попадает вода. В виде пара как минимум, а чаще вообще в виде конденсата из хреново содержащегося компрессора.
0 Ответить
Луи Жозеф Гей Люссак, если вы как минимум уверены, что вам накачают азот, а не воздух из того же компрессора по другому шлангу, то уж азотная установка содержится в идеальном порядке. Вот воздушный компрессор - хреново, а азотная установка - идеально.
0 Ответить
Олег Антонов, конденсат в ресивере обычного компрессора будет по определению - он попадает туда из сжимаемого воздуха, и время от времени сливается при помощи клапана. Как часто - зависит от шиномонтажника. Теперь осталось понять, откуда он, конденсат, возьмется в сжатом азоте полученном с помощью мембранного фильтра.
Если же вас возмущают случаи откровенного мошенничества в виде "закачки воздуха по другому шлангу", то и пишите в статье об этом. Физика тут при чем?
0 Ответить
Луи Жозеф Гей Люссак, Теперь осталось понять, откуда он, конденсат, возьмется в сжатом азоте полученном с помощью мембранного фильтра.
Оттуда же - из исходного воздуха. Посмотрите принцип действия мембраны - не азот отделяется через мембрану, а наоборот - через мембрану выходят "лишние" газы. Поэтому подают осушенный воздух, а работает ли осушитель - зависит от шиномонтажника.
0 Ответить
Олег Антонов, вы пнем об сову бьете или совой об пень? Куда подают осушенный воздух? Какой осушитель? Самая простая азотная установка выглядит как насадка пистолет, на вход которой подается сжатый воздух из обычного компрессора, на выходе - азот, отделенный от кислорода, паров воды и всего остального.
Стоит порядка 1000 долларов, мембранного картриджа хватает на 10000 колес.Осушитель воздуха с таким же функционалом, сделаный по той же технологии стоит в 1.5-2 раза дороже.
0 Ответить
Луи Жозеф Гей Люссак, ну если верить в сказки, то, наверное, у этой насадки еще один шланг на выходе - оттуда жидкое золото струей льется.
0 Ответить
Олег Антонов, это не сказки, это заявленные производителем характеристики. За несоответствие которым производителя вполне можно нагнуть.
0 Ответить
Евгений Жарков, есть ссылка на начало срача? OO
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Евгений Жарков, пока шел срач много информации насобирал, жалко выбрасывать было. Линда Кайе, начало тут
0 Ответить
Олег Антонов, я не вытерпел, чтобы не опустить свои тЭри кАпейк в обсуждение темы. После войны мы делали мячики для игры в лапту(вариант бейсбола, но более щадящий) из гусматика. Это чёрная пористая резина, торойдами из неё заполняли покрышки машин для фронта, они, якобы, не спускали после прострела. Может покрышки и подкачивали, а гусматик был для подстраховки.
Сейчас много подобных и лучших материалов, но почему-то это направление поддерживать упругость шин не получило развития.
С оказией. Недавно я порезал на заплатки велокамеру. Внутри она была покрыта липкой зелёной пастой жидкой консистенции, я выдавил её и собрал на всякий случай. Шо Це такЭ?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, заполнять чем-нибудь, наверное, тяжеловато получается, для гражданских машин не окупается.
В школе один товарищ запихал в колесо велосипеда жгут резиновый, на вид нормально, но ездить было весьма тяжеловато
Шо Це такЭ? Не знаю. Я видел велокамеры для дорожных велосипедов, горных, однотрубки для шоссейников - везде было пусто.
Наверное, это вот эта штука
0 Ответить
Олег Антонов, Спасибо, по штуке посмотрел виео, это Slime - мировой лидер по сохранению камер, слизь именно такого цвета и консистенции, буду посмотреть в продаже.
Вопросов по заполнению покрышек упругой массой нет, наверное можно найти что-нибудь для военных машин, особенно для колёсных танков, мода на которые начинается.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Дмитриев, что-то мне стремно даже 100 граммов чего-нибудь в велоколесо заливать, все-таки не мотор, а собственные ноги крутят.
0 Ответить
Олег Антонов, 100 гр. не сделают погоды, считайте это бегом с утяжелениями. Я перенёс в последнее время 3 прокола и перемонтаж с заклейкой не вдохновляет. Поробую загнать собранную пакость в камеру по наводке Вашего видео.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Антонов, спасибо ^_^
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я слышала грохот, и вот уже тысячи сракеров по всей стране ищут себе новые розовые очки.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Линда Кайе, а кто такие эти "сракеры"?
0 Ответить
Алекс Зю, поясняющая цитата с Луркоморья:
> Стритрейсеры (англ. street racer) — дословно, уличные гонщики. Разделяются на две группы: тру-стритрейсеры и «стритсракеры» или просто «сракеры» или «гонсчеги» (английский аналог — leadfoot или boy racer).
Экстремальное прочтение сокращения "s. racer".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
По моим наблюдениям это давно уж не модная тема, такой бизнес как-то плавно затух...
0 Ответить
Накачивание колес азотом не принесет никакого вреда автомобилю
Нет ничего плохого в том что у вас есть лишние деньги и вы заплатили за азот в шинах.
Но если с этим делом в вашем кошеле не очень хорошо, лучше будет поратить эту сумму на замену масла, или колодок, или еще на что-нибудь нужное и полезное.
Оценка статьи: 5
0 Ответить