Однако по истечении определенного промежутка времени с наемными работниками происходят неожиданные метаморфозы: дела не идут, «крокодил не ловится, не растет кокос», нет ни инициативы, ни столь ожидаемых результатов.
Хозяин бизнеса бьет тревогу, зовет новомодных экспертов, те, в свою очередь, предлагают провести с его организацией не менее новомодные действия. Одно из этих действий зовется заграничным словом ассесмент (Ассесмент (assessment) — комплексная оценка сотрудника методом наблюдения группы экспертов за тем, как он выполняет задачи, типичные для его текущей (или будущей) должности). При помощи ассесмента эксперты пытаются дать оценку характера взаимодействия топ-менеджеров между собой и с первым лицом.
Даже при беглом взгляде специалистам становится понятно, что нерешительность «топов», овладевших «спихотехникой», заключается в элементарном тотальном контроле со стороны владельца бизнеса. Боясь, что они расслабятся и наделают «косяков», он считает необходимым контролировать каждый шаг, принимать решения самому, не давая в итоге никому и слова сказать, не то что принять ключевое решение. В результате менеджеры предпочитают отсиживаться, отмалчиваться, перекладывать ответственность друг на друга, думая лишь о том, как избежать ошибок и сохранить свое рабочее место.
На самом деле сложившаяся ситуация не является исключительной и свойственна многим компаниям. Подтверждая характер сложившихся взаимоотношений в рабочем коллективе, еще в далеком 1964 году американский психолог Мартин Селигман создал так называемую теорию выученной беспомощности.
Ученый экспериментальным путем установил, что выученная беспомощность возникает в результате многократного повторения ситуаций, когда мы не имеем возможности контролировать происходящее и не в силах что-либо изменить.
Селигман, проводя опыты на собаках, попытался объяснить, почему многие люди, когда сталкиваются с трудностями, предпочитают вместо борьбы — бездействие.
Итак, ученый, поделив испытуемых на две группы, подвергал их несильным, но чувствительным ударам тока. При этом в первой группе собаки могли прекратить болевые ощущения, отключив блок питания путем нажатия носом соответствующей кнопки на панели, а вторые были лишены такой возможности в связи с тем, что кнопка на их панели не работала.
То есть собаки, находившиеся в первой группе, получили возможность контролировать ситуацию, а вторые никак не могли повлиять на ситуацию, с каждой попыткой убеждаясь в тщетности предпринимаемых ими действий.
Поэтому, когда на следующем этапе опыта Селигман поместил всех собак в открытую коробку, первые тут же выпрыгивали из нее, а вторые, заранее смирившись, ложились и, поскуливая, переносили удары все большей силы. То есть последние привыкли к тому, что их усилия ни к чему не приводят и все, что им остается, — это терпеть.
Таким образом, Мартин Селигман сделал вывод, что выученную беспомощность вызывают не сами по себе плохие события, а отсутствие возможности влияния на происходящее. То есть живое существо становится беспомощным, если все его активные действия на повторяющиеся неконтролируемые и неуправляемые ситуации не дают результата.
Эту закономерность в дальнейшем подтвердили эксперименты, участие в которых принимали люди. Они также были поделены на группы. Каждой группе подавался громкий резкий звук. При этом одни могли при помощи определенной комбинации кнопок отключить его, вторые — как ни пытались найти нужную комбинацию, ничего поделать не могли, так как кнопки у них были отключены.
На втором этапе испытуемым предлагалось засунуть руку в коробку. При касании дна раздавался тот же неприятный звук, если коснуться стенки — звук прекращался. Несложно догадаться, что первые быстро находили нужную «кнопку», тогда как вторые даже не пытались прекратить неприятные ощущения, предпочтя перетерпеть и дождаться окончания эксперимента, утвердившись в своей беспомощности.
Исходя из данной теории и приведенного примера, можно сделать вывод, что даже самый активный, энергичный и предприимчивый человек, применяя раз за разом ни к чему не приводящие усилия, разуверивается в своих силах и становится инертным, предпочитая плыть по течению.
Основное зло выученной беспомощности — принятие человеком того факта, что от его усилий ничего не зависит. Разрастаясь и проявляясь в других ситуациях, выученная беспомощность заставляет человека ранее казавшиеся легкими задачи воспринимать как неподъемный груз, и человек уже не пытается найти решение вполне разрешимых для себя задач.
О том, как вылечить выученную беспомощность, читайте в следующей статье.
Как топ могу сказать-не приемлю тотального контроля вобще.Или свободные руки и доверие или я пошла в другое место Хотя бывают топы номинальные -назначенцы,тогда им проще отсидеться,спокойно без идей ,бывают также топы обозначенцы.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
А в семье? Где жена пилит мужа беспрерывно. А он лежит на диване, понимая, что от него ничего не зависит.
Полезная статья))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эльмира Салимова, муж сам себе жену выбрал а вот детям родители достаются такие какие есть без вариантов
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Остап Геля, я не в противовес Вашему коменту это сказала))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Эльмира Салимова, я тоже не в оппозицию сказал. скорее дополнил и уточнил
Оценка статьи: 5
0 Ответить
я подобное называю "обрезание крыльев". сейчас это достаточно распространено в процессе воспитания детей.
Оценка статьи: 5
1 Ответить