Сейчас, конечно, прибегут все те же правдолюбцы с мотором и всезнающие юные организмы, дабы разъяснить мне, непонимающей, что это а)было правильно и хорошо, б)все было не так и ничего этого не было и в) сейчас в России все гораздо хужее. Но я пишу то, что было тогда, было в Одессе, было со мной, и как оно было — так уж и было. А у кого от этих моих воспоминаний случается когнитивный диссонанс или еще какой кондратий — я тут ни при чем. Пишите свои.
Надо сказать, что в некоторых местах нашей тогдашней необозримой родины в полях работали даже школьники вместо уроков. Моя подруга попала по распределению преподавать в деревню Измаильского района Одесской области — школьные уроки там начались в ноябре, а до этого все дети были в поле. Но это только в деревнях — городских школьников не посылали. Слыхала я, что так же было и в хлопководческих краях: всех гнали на хлопок.
Студентов в наших краях, за неимением у нас массовых посадок картофеля (жарко ему тут, вишь) посылали на помидоры и на виноград. Это, конечно, веселее картошки, но на винограде страшно много ос, пчел и прочих кусающихся любителей сладчайшего сока. К тому же спать доводилось в коровнике, куда ставили множества двухэтажных железных кроватей, а питаться ежедневно и неизменно перловой кашей. По вечерам наш выпуск загоняли в коровник и гулять не выпускали, потому что в предыдущем году одна студентка погибла от рук деревенского насильника, и кураторы страшно боялись за нас и за себя. Скучно было просто невероятно. Не ехать было нельзя — немедленное отчисление. Некоторые отмазывались — доставали справки о плохом здоровье, но в основном приходилось ездить.
В колхозы также посылали и всех инженеров, научных сотрудников и прочих. Отношение к этому было разное. С одной стороны, жить в бараках без нормальной еды и помывки было страшно противно. А с другой стороны, женатики ездили охотно, дабы отдохнуть от семьи и как следует оторваться и гульнуть на свободе.
Были еще и однодневные выезды, вот в них я чаще всего и попадала — как мать малолетних детей меня надолго из дома услать не могли, но от однодневных выездов отвертеться было труднее. Да мы и не особо отказывались. Как я уже писала в одной из предыдущих заметок, работы в НИИ и на ВЦ было мало, сидеть в душном кабинете было страшно скучно. А тут — бескрайнее поле помидоров, солнце, воздух, здоровый труд.
О труде надо подробнее. Конечно, по идее, целью этого всего пандемониума была массовая помощь колхозам в уборке урожая. Но во-первых, сколько мы ни ездили — на бескрайних украинских полях никогда, вот просто ни разу, не видели работающих колхозников. Где они обитали — оставалось тайной, но я подозреваю, что на своих огородах. А во-вторых, работали мы, горожане, конечно, не очень эффективно, но! все, что нам все же удавалось собрать, оставалось тут же, в поле, где благополучно и сгнивало. Проезжая мимо накануне убранного участка, мы видели и обоняли кучи превосходных, сладких степных помидоров, превращавшихся в гниль. Изредка приезжал самосвал, куда все это валили навалом и увозили на консервный завод — на томат-пасту. А в городе в магазинах, замечу в скобках, хорошие помидоры — у нас, на юге-то! — всегда были редкостью, и приходилось покупать задорого на рынке собственно то, что колхозники как раз и выращивали, пока мы уныло щипали грядки… Абсурдистан.
Не сказать, чтобы инженеры и эменесы там перерабатывались, да и кто бы стал особо рвать себе пуп, видя, что все равно все собранное сгнивает? Поэтому до обеда мы честно собирали урожай (если было во что — бывало, что и ящиков не подвозили), а потом начиналось Действо Обеда. Все вытаскивали припасы и «накрывали поляну», естественно, не без согревающего. Кушали долго, неспешно и вдумчиво. Запивали.
Особо следует остановиться на деликатном вопросе естественных отправлений. Наша степь — совершенно безлесная и абсолютно плоская. Отправлять было негде. Поэтому если где-то в километрах вдали виднелось какое-то деревце при дороге, туда и оттуда тянулась муравьиная тропка эменесов и ИТР. А что творилось за этим деревом — описать вообще даже трудно…
Наевшись и употребив, шефы хорошенько отдыхали, а потом разбредались по полям — набивать себе сумки отборными, громадными пунцовыми помидорами, сладкими и аж сахаристыми на разломе. Это не преследовалось: сколько можешь упереть, столько домой и бери, все равно ж пропадает… Около 4−5 часов вечера приезжал автобус, и, прогибаясь под тяжестью сумок, сеток и баулов, отбывал в город, дабы успеть к концу рабочего дня освободить ИТР из плена…
Не думаю, что эта «шефская помощь» приносила какую-то реальную пользу государству — зарплата ведь нам шла, бензин на поездки тратился, автобусы выпадали из обращения, а результатов был чистый ноль с денежкой. Но эти поездки я вспоминаю совсем без ужаса: солнце, поле, помидоры… Как любили тогда писать, «усталые, но довольные, возвращались они домой. Занималась заря…»
У меня остались наилучшие воспоминания о трудовом лагере - и условия замечательные и денег дали, а вот картошку с нашего первого курса отменили, так мы с группой и не съездили и, надо сказать, не сдружились.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
то же с разными мелкими отклонениями. Как удивительно! Все из разных мест, а опыт тот же...
Я еще истории слышала от людей чуть постарше из моего же института - их на остров Шикотан гоняли, рыбу шкерить, икру потрошить.... Прикиньте - с самого запада на самый восток! А тары тоже небыло!
Картинка у вас просто замечательная !
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Совершенно верно все сказано! Сам точно такую же помощь оказывал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А я так и не понял.
Нас, студентов первокурсников бросили "в колхоз" через пару дней после зачисления. На целый месяц. Жили в бараках. За две недели что я там провел - в поле мы выезжали всего два раза. То дождь, то машин нету, то еще что-то. Мне подобное надоело и я договорился с руководством, что лучше в институте отработаю, уборка, таскание тяжестей.
0 Ответить
Кстати, в вашем жанре выступает на topos.ru один приятный автор: http://topos.ru/article/2930
Про джинсы. Про трусы. Про шарф мохеровый. Про водку.
Опять же кстати - я тут коллегам-мужикам вопрос задала, почем при Андропове водка была? Ответили - 3-62! Вот она, народная память - о святом ничего не помнят, не помнят, за что Юрь Владимыча благословляли!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Автор довольно злобный, не скажу, чтобы это был тот же жанр - он ведь издевается именно над критикой совка, и суть там совсем не в трусах и не в шарфах. А я вовсе не издеваюсь, а просто пишу как оно было, смешно или грустно - как получается. .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну, да, он, по сути, уже группировкой занимается
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ааах, и у нас, и у нас - картошка. Но сначала был лук.
Но я, в первый колхозный день, выйдя раным рано поутру по личной надобности в деревенский нужник. дощатый такой скворешник, с крыльца неудачно сошла, ногу повредила. Так меня от лучка отлучили - определили на кухню. ВОТ там я и постигла коварный нрав пшена, Осознала, какая это грязная крупа - пшено... О том, как дергают лук - знала только по рассказам, на поле даже из любопытства не пошла.
Потом перевезли нас в другой район Ярославской области - картошку убирать. Вот там нас перестали кормить кашами и макаронами - исключительно выдавали картошку, молоко, мясо. И для нас коров резали...
А вот как цикорий убирают - мне не довелось увидеть ни разу. Знаю только, что процесс выращивания этой культуры полностью механизирован - за исключением уборки.
Кстати, та же погрешность в технологии - как видим из комментариев - и по прочим сельхозкультурам наблюдалась. Что наводит на размышления...
Кстати, на те же размышления это наводило и тогда, в давние советские времена. Зачем столько сеять-сажать, если все равно убрать все не удастся? Зачем сеять-сажать тогда, когда райкому КПСС укажет обком КПСС, а не колхозникам подскажет их крестьянский расчет?
Но это, конечно, другие уж размышления.
Благородная Жаба в Манжетах, Ваше Высокородие!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вот еще вспомнила, в школе нас возили на турнепс как-то. Но один мальчишка сбежал (мы его потом искали долго), и нас перестали посылать
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Переехав в Воронеж, в первый год я имела шанс съездить на капусту, но столько было желающих! Не попала, правда и не стремилась.
Муж был студентом в том, 1990 году, и когда пытались послать на картошку, сказал, что сапоги ему еще не прислали из Ташкента - прокатило.
Овощи в Узбекистане не сажают в промышленных масштабах, мы и не знали никогда, как их собирают.
Сразу после поступления в Ташкентский университет нас послали на фрукты - груши, яблоки, виноград... Август, хорошо, тепло, арык по дороге, купались, идучи с поля. Жили в бараках, со своими раскладушками, местные нам очень радовались, сами охраняли нас от других местных. Было легко и весело.
Хлопок, говорите... Расскажу немножко...
читать дальше →
0 Ответить
как потом эти девочки детей только иметь могли - так удар по здоровью....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Помнится заря перестройки - вот все эти рассказы в Огоньке о добыче хлопка... Тогда это стало явным, то, что многие годы до того существовало, но не звучало.
Только неограниченным деторождением и спасалась хлопоководческая нация, из десятка детишек хоть один, да уцелеет, сквозь гепатиты инфекционные и химические прорвется...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
вот так.... бедные девочки....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Все мы - бедные девочки. Дала-дала-дала родина - а что она взяла за это "дала". Вон, опять старики на скамейке болтают. Странный, кстати, подъезд - не бабки на скамейке, а старики. Сидят - сочинск. олимпиадой гордятся. У них внуки-правнуки нормальных уроков физкультуры не видят, в бассейн - только в областной центр если, в местном озере купаться нельзя, вода очень плохая для этого, заилено - а они сидят и радуются, что куча денег в стране пойдет на какое-то шоу!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
да в Сочи и небыло никогда никакой нифраструктуры для аборигенов - все что было только для курортников....
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Жутко интересно, а страшно как! Мож вы это в soviet_life выложите? А???
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У меня ведь тоже не пересекается ЖЖ и ШЖ, закиньте туда сами. Это еще не все страхи, говорили, что смертность заложена 3% - как в армии. Про дефолианты нам вообще не говорили, что они ядовиты, вот мы и вытирали хлопком миски. А могли и сверху посыпать, пролетая на кукурузнике, не глядя, есть кто на поле...
0 Ответить
Кооошмар
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ну я-то закину, а подписать как?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Дык сошлитесь на ШЖ, тут я настоящая.
0 Ответить
Не замайте студентов! У нас с картошки началось "верхнее образование" - прямо после торжественного акта зачисления, на следующий день. На месяц. Практически не пили. Ну, мальчишки пару раз чего-то там, и перед отъездом все собрались на прощальный пир вскладчину.
Еще одно отличие. Мы колхозников лицезрели. Во-первых, потому что картошку вывозили за нами чуть не сразу. Во-вторых, мы жили то ли в поселке, то ли в селе, а кормили нас в тамошней столовке. В-третьих, в разных местах - в поле, на дороге и в селении частенько попадались попадались пьяненькие мужички
Да, самое главное чуть не забыла, +5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
5! 5! 5! Всё почти так было и в Москве. Два отличия: 1) нам давали отгулы! Один к одному! Отработал неделю в колхозе - неделя отгулов. Хочешь - сразу всю неделю гуляй, а хочешь - используй по дню, когда надо (речь, конечно, о работниках НИИ, а не о студентах). 2) В обед не "употребляли". Никогда. А вот вечером - гей, гуляй, славяне! Спать ложились в 3-4 часа утра, в 6-7 подъем, и ничего! Эх, молодость, молодость... Рубаха с петухами...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Не давали нам отгулов... совсем...
А пили ИТР не много, так, скорее чтоб отметиться, что - свобода! Не нажирались. Студенты, те да, всякое бывало. Там ведь еще покрасоваться надо было.
Оценка статьи: 5
0 Ответить