Известно, что в VI веке французский король Хильдеберг устроил для своей жены целый розовый сад в Париже. Однако лишь после обнародования в 800 году специального королевского указа описываемые цветы стали выращивать по всей стране. Интересно, что в то время этим делом занимались преимущественно католические монахи. Из монастырей цветы попадали в замки и дворцы знати, а затем и к прочим слоям населения. Потихоньку возрождается греко-римская мода на венки из роз: теперь их носят исключительно женщины. Эти цветы стали настолько популярны, что даже бедняки старались на свадьбу дочери приготовить розовый венок для процесса венчания.
В Англии в ХVI веке распространилась манера носить розу за ухом. Дело в том, что однажды королева Елизавета зачем-то повелела всей королевской труппе актёров в обязательном порядке прикреплять к своим башмакам розы, когда они появлялись в общественных местах. Такая неожиданная деталь туалета быстро нашла своих поклонников, но, как уже упоминалось, вопреки повелению Елизаветы придворные франты стали носить цветок за ухом. Одно время даже на серебряных английских монетах чеканили профиль королевы с большой розой за ухом.
С ХIV по ХVI век при французском королевском судебном совете существовала особая должность придворного поставщика роз. Его штаб-квартирой являлся посёлок Фонтене-о-Роз, славившийся своими цветами. А должность эта возникла из-за оригинального обычая. Французские светские пэры дарили всем членам совета розы, когда обращались с каким-нибудь делом в суд.
Известно также, что в селении Провен, неподалёку от Парижа, избирался король роз! Должность, конечно, была декоративная, но всё-таки… «Царствовал» такой правитель целый год, и он должен был почитаться своими согражданами.
С Провеном связана ещё одна полубыль ХIII столетия. Говорят, что некогда богатый граф Тибо, вернувшись из крестового похода, привёз в свой большой замок восточную махровую розу. Отсюда она, но уже под названием французской, якобы распространилась по европейским садам и цветникам. Со временем эта роза одичала и сейчас известна как «роза галлика».
А вот в городке Салленси в начале июля «венчалась» на годичное «царствование» королева роз — розьера. В старинном зале Большой гильдии в Таллинне до последнего момента можно было полюбоваться картиной с изображением этого торжества. Установлено, что 12 пар празднично наряженных красавиц под звуки музыки чинно сопровождали по улицам города счастливую избранницу. После своеобразной коронации победительница этого средневекового мероприятия награждалась 25 ливрами.
В Россию розы попали только во второй половине ХVII столетия. Их привёз в подарок царю Алексею Михайловичу немецкий посол. А до этого времени в аптекарских и «изящных» (то есть декоративных) садах Кремля выращивали исключительно шиповник. Впрочем, последний, по свидетельствам летописцев, был частым городским украшением ещё со времён Киевской Руси.
Во времена Екатерины II в Царскосельском парке было создано Розовое поле, о котором даже упоминал Пушкин. Говорят, что распространённая в России фамилия Розанов также берёт начало из той эпохи.
В 1781 году русский натуралист Пётр Паллас, описывая растения сада знаменитых промышленников Демидовых, упоминает об 11 видах растущих там диких роз. Однако к тому времени в России разводили и культурные розы.
Как бы то ни было, а цветок, появившийся в нашей стране довольно поздно, приобрёл огромную популярность. Да такую, что кажется, будто он рос у нас всегда…
А при чём здесь лицемерие? Рассказ воспринимается скорее больше об обычной элементарной невоспитанности главных действующих лиц.