Известны сейчас различные виды этого металла: желтое, красное, белое, голубое и даже черное золото (не путать со штампом журналистов об угле). Все зависит от добавок в золотой сплав. На бытовом уровне различают еще турецкое и цыганское золото. Об этих подделках отдельный разговор. Но каждая дама разбирается во всех этих видах, пробах и каратах «бранзолеток».
И только некоторые из них знают, что же такое «сусальное золото». Впрочем, им это и не нужно, ведь данный вид используется только в декоративно-прикладном искусстве и оформлении куполов церквей.
Сам термин «сусальное золото» происходит от слова «сусаль» — лицо, лицевая поверхность. В России сусальное золото изготавливалось как одиночными мастерами-сусальщиками, так и на небольших фабриках. Наиболее крупным центром производства сусального золота, серебра и двойника (с одной стороны — золото, с другой — серебро) издавна было Пошехонье в Ярославской губернии.
Как делают настоящее сусальное золото? Берут кусок золота и расплющивают на наковальне молотком, затем эту ленту нарезают на пластинки, которые после многочасовой ручной ковки с помощью молотов разного веса расплющивают в тонкую пленку в несколько десятков раз тоньше человеческого волоса.
Чтобы золотая пластина не приставала к молотку и не рвалась на части, ее кладут между двумя слоями так называемой «снасти» — раньше на Руси она изготавливалась из плевы, содранной с говяжьей печени, или из кишок. Сейчас вместо нее используют пластмассы, а вместо молотобойцев — станки с компьютерным управлением.
Толщина золотых листков зависит не только от умения мастера, но и от условий будущего применения. В продажу они поступают одного размера — 9,5 на 9,5 см, но разной толщины — в зависимости от так называемого лигатурного веса сусального золота. Для изготовления 1500 листов сусального золота требуется около 100 г сплава. Тонкое золото (1−2 г) применяется для внутренних работ — золочения рам, киотов и прочего. Золото с лигатурным весом 3−5 г используется для золочения куполов, внешнего декора, скульптуры. Например, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.
Но не все то золото, что блестит. Из-за дороговизны этого металла и сложной технологии сейчас все чаще применяют имитацию сусального золота, т. н. поталь. Это плёнки из металлов, сплавов или химических соединений, имитирующих золото. Например, сплавы меди с цинком или серебра с алюминием, которые окрашивают прозрачным жёлтым лаком после закрепления листов из этих металлов на изделии. Наиболее распространено двусернистое олово (сульфид олова), получаемое при пропускании сероводорода через раствор хлорного олова. Это соединение применяется также в составе красок, имитирующих позолоту. Применяется также бронзовое напыление.
Сейчас еще применяется новая технология изготовления золоченой фольги: медной, покрытой никелем 3 мкм и износостойким сплавом золото-кобальт (до 5%) толщиной 0,25 мкм, и алюминиевой толщиной 9−12 мкм, покрытой сплавом никеля и золотом толщиной 0,2 мкм. Они стоят в 3 раза дешевле, чем настоящее сусальное золото.
Но, впрочем, кто полезет на купол церкви выяснять, настоящее там золото или подделка?
На купол никто, конечно, не полезет. Да это и не нужно. Если сусальное золото - подделка или просто некачественное, то даст о себе знать - проще говоря, позолота "облезет". Такая ситуация как раз была с золочением куполов в Киево-Печерской Лавре - позолоту пришлось попросту переделывать.
Покрытие же из настоящего сусального золота может жить более 50 лет!
0 Ответить
Интересная статья!
0 Ответить
В конце 1920-начале 1930х ведь и полезли. Пудами золото смывали и с глав, и с иконостасов...
Оценка статьи: 5
0 Ответить