А тут достаю рубаху, любуюсь и вспоминаю. Потом приходит в голову найти купленный когда-то на «Майском дереве» в Выборге поясок. Облачаюсь! Как всё красиво и к лицу… Но заходит муж и спрашивает (потом отнекивался, что в шутку сказал), зачем я натащила на себя этот мешок. Всё, приехали. После некоторого обдумывания решила покрасить рубашку «для большей красивости». И начала искать методы, соответствующие тому времени.
Ввела около десятка бесполезных запросов на Яндексе. Нашла забавный опыт из курса физики с хлором по отбеливанию ткани, но там стоит пометка, что опыт необходимо проводить только «под тягой», т.к. хлор ядовит. Я и не собиралась, конечно, но жаль. Решила перелистать книгу Марии Семёновой «Быт и верования древних славян». А там нашлась целая глава «Беление и крашение».
И начинается она так: «Постановщики исторических фильмов о жизни древних славян нередко наряжают своих персонажей сплошь в одежды из сурового (то есть сохраняющего естественный цвет растительных волокон) полотна, полагая, видимо, что создают таким образом „колорит эпохи“. Если бы, однако, кинематографисты проконсультировались у авторитетных учёных, те объяснили бы, что суровые холсты редко употреблялись нашими предками на одежду: прежде их по крайней мере белили».
Процесс отбелки можно поделить на несколько этапов. Для начала готовый холст или нити складывали в котёл или горшок, заливали горячим щёлоком (раствором древесной золы в воде) и оставляли в тёплом месте на целую ночь. Потом отстиранный от золы холст влажным раскатывали по траве на солнечном месте и смачивали водой в течение дня, чтобы лучше «выгорал». Третий этап отбеливания включал опять-таки стирку, а затем холсты били специальными деревянными вальками или мяли ногами.
«Зорили» и отбивали холсты порой по несколько раз, добиваясь белого цвета. И наконец холст «золили»: мокрым складывали в бочку, щедро пересыпая золой, заливали горячей водой и кипятили. О подобной технологии рассказано в памятниках XVI века. Но домотканые одежды наших предков вовсе не были однообразно бело-серыми. И следует ли забывать о мнении языковедов, что древнерусский язык был гораздо богаче цветовыми обозначениями, чем современный?
Древние мастерицы располагали поистине всей гаммой красок: учёные легко составили список из более чем полусотни растений, способных дать им эти краски, — не говоря уже о различных минеральных и животных красящих веществах и о том, например, что сама по себе шерсть бывает разного цвета.
Вот какие растения использовались нашими пращурами для получения различных цветов.
Красный: лебеда, сабельник, гречишник, корень лапчатки, зверобой, обожжённая охра.
Жёлтый: купальница, сурепица, бессмертник, дрок, василёк, щавель, череда, ирис, кора дикой яблони, листья берёзы, вереск, орешник, шелуха лука…
Оранжевый: чистотел.
Зелёный: плаун, крапива, трилистник, пижма, шишки осины, цветы и лист дикой яблони.
Синий: кора дуба и ясеня, цветы василька и колокольчика, вайда, ягоды черники.
Малиновый и фиолетовый: ягоды ежевики.
Коричневый: кора ивы, ольхи и крушины.
Чёрный: таволга, толокнянка, подбел.
А ведь краски можно комбинировать, добиваясь самых различных оттенков! Растворы красок готовили на хлебном квасе, на щёлоке, на «дубовом уваре», добавляли ржавое железо, которое укрепляло и усиливало краску. Я уже подобрала себе подходящий способ окраски. Надеюсь, что этот список пригодится не только мне!
С интересом прочла. Спасибо .
0 Ответить
с удовольствием прочитала. А помните- на всех итальянских картинах эпохи барокко красавицы с пепельными волосами? Вот они так же щелоком и солнцем выбеливались.
0 Ответить
Здорово! Не знала...
0 Ответить
тоже не знала, потом нарвалась на картину, там девушка мажет волосы над тазиком . Картину не купила, а вот узнала. Тото я все думала, как это они ухитрялись - итальянки то все темноволосые.
0 Ответить
интересная статья! 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно! 5!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Моя вам пять, но из перечисленных растений половину не знаю. Интересно а сейчас они существуют?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо.
Думаю, в городах - вряд ли существуют...
0 Ответить
Очень интересно 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!
0 Ответить
Юлия, а за статью, конечно же большое спасибо и естественно пять. Мне было интересно прочесть. Я помню у меня мама работала на заводе (очень давно) красила вещи (наверное хим.красками). так вот, я была в диком восхищении, когда мой белый вязаный сарафан стал вдруг ярким и желтым. Что приравнивалось к обновке. Это сейчас в одежде избыток, а раньше было все немного иначе...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо!
А насчёт избытка в одежде Вы правильно говорите. У меня мама в конце 80-х сама шила одежду и продавала. Бешеный спрос был! Люди тогда так устали от однотипной и безликой одежды, особенно в нашей глубинке...
0 Ответить
не под тягой, а под (или с) вытяжкой
Еще в 19 в. в употреблении живописцев, среди прочего, были и так называемые "соковые" краски - из растений. Читала в дневнике одного местного 16-летнего человека, который увлекался всем - сочинял музыку, составлял математический журнал, играл на скрипке - и рисовал "соковыми " красками. Ну, и с девушками на вечеринках, конечно, танцевал - в дневнике списки приводятся...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Люба, с каждым днем вы поражаете меня все больше и больше! Я наверное скоро Вам буду стихи писать! Это же надо, сколько всего у Вас в голове помещается?! Вот честно слово восхищена! Всюду четко, метко, по сути, о главном.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Прочитала в почте эту реплику и призадумалась: что ж это за слово золотое я там изронила?..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне тоже Люба нравится=)))
0 Ответить
Тогда надо "под тягой" в кавычки ставить. Уж больно мне понравилось, как там в опыте всё было описано, в том числе и это самое "под тягой".
А это юноша составлял математические списки девушек или обычные?=)
0 Ответить
Это выглядело следующим образом:
Ляньсье
1е с Ивановой
2е с гувернанткой
3 с невестой
4 с Ивановой
5 с Щербаковой
6 с ней же.
Польки, вальсы, польки, мазурки и галоп танцовал с Щербаковой, с Невестой, Ивановой, с московской, гувернанткой. Домой приехал в 6 1/4.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
0 Ответить
16-летний ребенок, такой умный и милый...
Потом он стал одним из основателей Ростовского музея древностей, одним из организаторов восстановления Ростовского кремля... Чудесный человек!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
16-летний милый ребёнок?... к сожалению, это быстро проходит.
0 Ответить
Ну, я ж говорю 0 из него хороший человек вырос. Любили его все, вот хорошим и вырос.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
логично;)
0 Ответить
Вряд ли мне пригодится, но интересно. 5.
0 Ответить
Спасибо!
0 Ответить