Марк Блау   Грандмастер

Чем славен «Ситроен»?

Имя французского предпринимателя Андре Ситроена (1878 — 1936) стало известным широкой публике в 1919 году, когда он впервые на европейском континенте начал выпуск дешевых автомобилей для массового пользователя.

«Дешевый» — не означало «отсталый». Наоборот, уже на первом «Ситроене», который бесхитростно назывался «Модель А», были внедрены самые последние изобретения в области автомобилестроения. Например, электрический стартер, левое расположение руля. Более того, впервые европейский покупатель получал готовый автомобиль, который не требовал дополнительной «доводки» в мастерской. Садись — и катись.

«Дешевый» — означало «доступный». Низкая цена обеспечивалась массовой конвейерной сборкой, уже опробованной за океаном, на заводах Форда. Впервые в Европе приобретение автомобиля стало по карману «обычному» человеку, зарабатывающему на жизнь собственным трудом. Лозунг, известный нам по «Золотому теленку», родился именно в 1919 году. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения!

Андре Ситроен был первоклассным инженером. В 1900 году он закончил пожалуй, самое лучшее в тогдашней Европе техническое учебное заведение, Политехническую школу. Но главное, он был первоклассным бизнесменом и организатором производства. Чем, в первую очередь, и прославился.

Андре Ситроен А. Ситроен пришел в автомобильный бизнес как бы «со стороны». Он не был «гаражником» и не смог бы, подобно Л. Рено или Дж. Форду, собственными руками собрать и разобрать свой автомобиль. Завод на набережной Жавель, который в течение десяти лет был одной из главных парижских достопримечательностей (туда обязательно возили королей, президентов и героев-авиаторов) был построен А. Ситроеном во время Первой мировой войны для выпуска снарядов. Война кончилась, и предприниматель А. Ситроен точно угадал, на выпуск какого мирного товара следует переориентировать грандиозное конвейерное производство.

Он организовал не только массовое производство автомобилей. Он стал первым бизнесменом, начавшим развивать систему всестороннего продвижения товарной марки своего продукта и превращения ее в то, что сейчас называется «брендом». И изобретения его в этой сфере были не менее громкими, чем в сфере чисто технической. Весь Париж, вся Франция, весь мир говорили в октябре 1922 года об удивительной рекламе в небесах. Самолет написал в парижской голубизне имя «Citroen». А в июле 1925 года это же имя тысячи электрических лампочек зажигают на Эйфелевой башне.

Может быть, оттого, что А. Ситроен не был «чистым» автомобилистом, он не «пробивал» личным авторитетом собственные технические идеи. Зато вокруг него на набережной Жавель сформировался «мозговой центр», состоявший из первоклассных инженеров и дизайнеров. Благодаря этому компания «Ситроен» много лет после смерти основателя оставалась генератором новых решений, изменивших лицо отрасли. И лицо автомобилей, в которых мы ездим сегодня. Даже если это не автомобили «Ситроен».

Если когда-нибудь будет создан всемирный музей автомобилестроения, в зале славы этого музея наверняка найдется место и для нескольких моделей автомобиля «Ситроен».

Citroën Type A

Модель А Это был первая модель автомобиля, которую начали выпускать в 1919 году на заводе А. Ситроена. Это был также первый европейский автомобиль серийной сборки. На другой стороне океана Г. Форд уже производил свою знаменитую модель «Т». За два года было произведено 24 тысячи этих машин. Первый проданный автомобиль был запечатлен для истории. За его рулем — скототорговец мсье Тестемоль из французской провинции Дордонь.

Citroën Traction Avant

Traction Avant В переводе с французского «Traction Avant» означает «передний привод». Это — лебединая песня А. Ситроена, последняя модель, выпущенная при его жизни, в 1934 году. И еще одно свидетельство технической прозорливости Ситроена. В этой модели было впервые осуществлено несколько важных передовых технических изменений в конструкции и компоновке автомобиля, ставших затем едва ли не обязательными для автомобилей всех компаний. Это, во-первых, привод на передние колеса, позволивший убрать из-под пола салона карданный вал, в результате чего автомобиль стал более просторным. А во-вторых, «Traction Avant» — первый в мире автомобиль с несущим кузовом, без рамы. Технические решения, заложенные в эту машину и ее дизайн, оказались очень «долгоиграющими». Этот автомобиль выпускался с 1934 по 1957 год. Всего было выпущено 760 тысяч машин этой модели.

Citroën DS

DS Для многих образ именно этого автомобиля возникает при слове «Ситроен». Название автомобиля («деес») было созвучно с французским словом «Déesse» («богиня»), что тоже сработало на ее высокую популярность. Автомобиль характеризовался уникальной гидравлической подвеской, что избавляло пассажиров от тряски даже на очень большой скорости. Кроме того, это был первый автомобиль с подвижными фарами. Презентация DS на Парижском автосалоне 1955 года произвела настоящий фурор среди дизайнеров. Это была воистину машина будущего! «Ситроен» снова поднимал планку стандартов для массового автомобиля.

DS получил всемирную известность в 1962 году, после покушения на президента де Голля. Изрешеченный автоматными очередями, с пробитыми шинами, автомобиль не сошёл с дороги и смог увезти президента Франции из-под обстрела. Стоит ли удивляться тому, что французские лидеры до сих пор любят автомобили «Ситроен»?

Советским зрителям, мало знакомым с новинками западного автопрома, тоже удалось поглядеть на этот автомобиль в нашумевшем фильме «Фантомас». Эпизод в конце картины, когда эта машина выпускает крылья и превращается в реактивный самолет, вероятно, был щедро проплачен руководством компании. Но у французских зрителей он протеста не вызывал. От DS и этого можно было ожидать.

Citroen 2CV

2CV Эта неказистая с виду машинка — один из крупнейших успехов бренда «Ситроен». Она стала таким же символом Франции, как красное вино, багет и сыр. 2CV — это «2 лошадиных силы». По-русски французское название звучит еще веселее: «де-шево». Этот дешевый семейный автомобиль начали выпускать 1948 году, а прекратили — трудно поверить! — в 1990-м. Разрабатывался он еще до Второй мировой войны знаменитым дизайнером Фламинио Бертони (Flaminio Bertoni) (1903 — 1964). Тем самым, что «нарисовал» позже знаменитую футуристическую DS. Один папаша, зато какие разные детки!

Предполагалось, что этот автомобиль «пересадит Францию за руль», подобно тому, как это сделали «Форд Т» в США и «Фольксваген Жук» в Германии. Сверхдоступный по цене, простой в обслуживании и ремонте, годный для неблагоустроенных дорог и перевозки небольших грузов, 2CV должен был заменить французскому фермеру лошадь и телегу, горожанину — велосипед и извозчика. Что и произошло. Цена примирила прижимистых французов даже с нарочито простецким дизайном. Любые попытки сделать 2CV «красивше» встречались населением страны в штыки и, следовательно, не прижились.

Опубликовано 24.08.2010
Дата первой публикации 29.07.2010

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Ситроен хорошая машина, у моей жены такая марка

     
  • Статья перепечатана в моем ЖЖ. Хочу похвастаться. Там же и реклама на недавно выпущенную книжку об Андре Ситроене, которую написал я. Правда, я не скромный?

     
  • Браво, Блау !

    Помнится, мы с Вами мельком уже касались авто. Сейчас с риском "сорваться с темы" я бы хотел задать Вам неск. ??. 1. Почему, когда ещё не было АКПП не было попыток сделать БЗХ (блокировка заднего хода)? 2. Почему провалились попытки заменить дифференциал обгонными муфтами на приводных колёсах? 3. Почему в США нет французских авто? (так же как и английских). 4. Почему не выпускаются авто по схеме тандем? (для "бюджетных" поездок по городу).

    Оценка статьи: 5

     
    • Уважаемый Сергей Дмитриев,
      Как всегда в бизнесе ответ один. Невыгодно. Если кто-то найдет возможность воплотить в жизнь блистательное решение и у него получится (то есть он получит от этого прибыль) - честь и хвала его техническим, организаторским и финансовым талантам. Умение воплощать в жизнь самые смелые технические решения как раз и было характерно для Ситроена.

       
      • "Незаконные карлики"

        Марк Блау, такие водились в сельской местности Франции лет 30-40 тому назад. Были ли среди таких авто "от Ситроена"? Можно ли Вам "заказать" статью о прогулочных автомобилях ? Жаль,что Ситроен так недолго пожил, видимо "сгорел" в интенсивной работе? В истории автомобиля ему место рядом с Фордом.

        Оценка статьи: 5

         
        • Сергей Дмитриев, что такое прогулочный автомобиль?

           
          • Это не моя выдумка.

            Марк Блау, я понимаю, как упрощённый, облегченный, открытый, на двоих сар для недальних поездок, для парков, выставок. Не так давно них сообщалось в Зап. Европе. Примером могут служить авто для гольфа, их часто можно видеть по ТВ и в натуре. Они на АБ(Акк. Бат.) и тяжеловаты. Это моё ИМХО, не больше.

            Оценка статьи: 5