Олег Антонов
Олег Антонов Аксакал
     50     Распечатать

Азот в шинах – стоит ли качать?

Сегодня многие станции технического обслуживания, да и просто шиномонтажные мастерские все чаще предлагают вместо воздуха накачивать шины автомобилей азотом. При этом утверждается, что азот обладает прямо-таки чудодейственными свойствами. Но давайте попробуем разобраться.

khunaspix, Shutterstock.com

Прежде всего, воздух и так на 78% состоит из азота. Газ, который вырабатывается используемыми в шиномонтажных мастерских азотогенераторами, содержит 95−97% азота. Разница не так уж и велика. Да и вообще, проверить чистоту закачиваемого азота невозможно, не возить же с собой газоанализатор? Этим и пользуются некоторые ушлые коммерсанты, продавая под видом азота обычный воздух, клиент же все равно не отличит! Но даже если вам закачают из баллонов азот с чистотой 99,99%, то что это может дать?

Миф 1. Стабильное давление в шине. Коэффициент теплового расширения азота гораздо меньше, чем у воздуха, поэтому изменение температуры шины при езде почти не влияет на давление в ней.

Это утверждение противоречит закону Менделеева-Клапейрона, которое устанавливает взаимосвязь между объемом, давлением и температурой идеального газа P*V/T = const. Тут защитники азота хитро потирают руки и заявляют, что азот и кислород — газы не идеальные, поэтому ведут себя «по-другому». Да и вообще находятся в шине под давлением, следовательно, газовые законы к ним неприменимы.

Однако любой физик скажет, что определяемое уравнением Менделеева-Клапейрона поведение азота, кислорода и других подобных газов при тех температурах, в которых эксплуатируется колесо, начинает заметно отличаться от поведения идеального газа лишь при давлениях в десятки атмосфер. То есть, чтобы ощутить какую-либо разницу между воздухом и азотом, придется сначала просто порвать колесо, как тот самый Тузик грелку.

Более того, как реальный газ азот даже хуже воздуха. Коэффициент объемного расширения азота 0.003672 K-1, а воздуха 0.003665 K-1. В колесе среднего размера при обычном рабочем изменении температуры это даст итоговую разницу давлений в четвертом знаке после запятой. Конечно, такое не всяким лабораторным манометром измеришь, не говоря уже о шинном, но сам факт!

Миф 2. Отсутствует утечка газа из шины. Молекулы азота больше, чем молекулы кислорода, поэтому кислород быстро улетучивается, что приводит к снижению давления. Шину с воздухом приходится часто подкачивать.

Действительно, диаметр молекулы азота 0,32 нм, а кислорода — 0,3 нм. Разница аж в 6%. То есть если покрышка с азотом потеряет 1 атм, то покрышка с воздухом — целых 1,012 атм. Опять-таки — у вас есть чем это измерить?

Да и вообще — давайте доведем логическую цепочку до конца! Если кислород из шины быстро улетучивается, то что же там остается? Правильно, практически чистый азот — и совершенно бесплатно!

Миф 3. Уменьшение коррозии корда и старения резины. Азот, в отличие от кислорода, не окисляет сталь корда и не старит резину.

И снова весьма правдоподобно. Только спросите опытного автолюбителя, а еще лучше — слесаря на автобазе, часто ли им приходится менять покрышки из-за того, что проржавел корд? Вас в лучшем случае просто не поймут. А еще спросите себя — как же покрышка, защищенная «благородным» азотом внутри, чувствует себя снаружи, буквально купаясь в океане вредного для ее здоровья воздуха и катаясь по разной дорожной гадости. А также посмотрите выброшенные на свалку покрышки — сильно ли они постарели изнутри?

Миф 4. Уменьшение массы колеса. Вес азота в покрышке меньше, чем вес воздуха. Поэтому снижается неподрессоренная масса подвески, что увеличивает ресурс амортизаторов.

Здесь поспорить трудно, плотность воздуха 1,29 кг/м3, а плотность азота — 1,25 кг/м3. Теперь давайте считать — обычное колесо имеет объем 0,05 м3, давление в нем 2 кгс/см2. И вот искомая разница — 6 граммов! Действительно, при массе колеса в 13−15 кг это существенно облегчит автомобиль, как бы и не взлететь ненароком!

Миф 5. Покрышка не перегревается. Азот лучше, чем воздух, отводит от покрышки тепло.

А это уже просто неправда. Коэффициент теплопроводности кислорода 0,0269 Вт/(м•К), а азота 0,0261 Вт/(м•К). Разница незначительна, но входящий в состав воздуха кислород лучше, чем азот, передает тепло от покрышки к диску, следовательно — охлаждает лучше. Единственное, в чем азот выигрывает — это в теплоемкости, она у него на 13% выше, чем у кислорода. Но азота в шине всего 150−200 граммов. И все его способности по аккумулированию тепла, получаемого от многокилограммовой покрышки, погоды не делают.

Миф 6. При пожаре колесо с азотом не взорвется, так как азот не горит.

Тут можно сказать одно — если машина горит и дело дошло до взрыва колес, то намного ли вам будет легче от того, что в огонь не попадет 35−40 граммов кислорода, находящегося в накаченном воздухом колесе?

Миф 7. Даже и не миф, а еще несколько аргументов, которые особенно популярны среди поклонников благородного азота.

Я вот недавно поменял покрышки и по совету продавца накачал их азотом. И вот уже полгода давление в шинах не меняется, а старые покрышки с воздухом приходилось подкачивать раз в неделю!

А в азоте ли дело? Может быть, секрет именно в новых покрышках? Кстати, исправное колесо в пределах своего срока службы держит давление годами, если это не так — ищите повреждение.

Мне вот накачали колеса азотом, и машина однозначно поехала мягче, уменьшились шум и вибрация!

И здесь есть объяснение. В большинстве случаев при заполнении колес азотом их банально не докачивают на 0,2−0,3 атм. И колесо реально едет мягче, но азот тут ни при чем. Просто проверьте давление исправным манометром.

А вот в «Формуле-1» колеса накачивают только азотом, там же не дураки сидят?

Конечно, не дураки. Именно поэтому пункт 12.7.1 технического регламента гонок Формулы-1 устанавливает, что колеса могут быть заполнены только воздухом или азотом. Союз «или» в данном случае означает, что даже для гоночных болидов с их запредельными нагрузками на покрышки те самые не дураки никакой разницы между азотом и воздухом не делают.

Но в конечном итоге решать, естественно, вам. Накачивание колес азотом не принесет никакого вреда автомобилю, но и пользы тоже. А вот кошелек пострадает — стоимость накачки азотом в 10−20 раз выше, чем накачка воздухом. Так что же — вы надуваете колеса или кто-то надувает вас?

50 комментариев (комментировать)
Теги: шина, полезные советы, обслуживание, заблуждения, колеса, автомобили, мифы
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 14.07.2012
Дата первой публикации 12.07.2012

Обсуждение статьи:

  • Олег, а Вы упорный) Решили добить оппонента статьей. По-моему, получилось совсем неплохо.

    Оценка статьи: 5

    • Линда Кайе Линда Кайе Читатель 14 июля 2012 в 07:51

      Евгений Жарков, есть ссылка на начало срача? OO

      Оценка статьи: 5

      • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 14 июля 2012 в 10:16

        Комментарий был удален

        • Линда Кайе Линда Кайе Читатель 14 июля 2012 в 11:51

          Олег Антонов, спасибо ^_^

          Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 14 июля 2012 в 17:33 отредактирован 14 июля 2012 в 17:46

          Олег Антонов, я не вытерпел, чтобы не опустить свои тЭри кАпейк в обсуждение темы. После войны мы делали мячики для игры в лапту(вариант бейсбола, но более щадящий) из гусматика. Это чёрная пористая резина, торойдами из неё заполняли покрышки машин для фронта, они, якобы, не спускали после прострела. Может покрышки и подкачивали, а гусматик был для подстраховки.
          Сейчас много подобных и лучших материалов, но почему-то это направление поддерживать упругость шин не получило развития.
          С оказией. Недавно я порезал на заплатки велокамеру. Внутри она была покрыта липкой зелёной пастой жидкой консистенции, я выдавил её и собрал на всякий случай. Шо Це такЭ?

          Оценка статьи: 5

          • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 15 июля 2012 в 00:20 отредактирован 15 июля 2012 в 00:24

            Комментарий был удален

            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Профессионал 15 июля 2012 в 01:44 отредактирован 15 июля 2012 в 01:50

              Олег Антонов, Спасибо, по штуке посмотрел виео, это Slime - мировой лидер по сохранению камер, слизь именно такого цвета и консистенции, буду посмотреть в продаже.
              Вопросов по заполнению покрышек упругой массой нет, наверное можно найти что-нибудь для военных машин, особенно для колёсных танков, мода на которые начинается.

              Оценка статьи: 5

              • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 15 июля 2012 в 02:30

                Комментарий был удален

                • Олег Антонов, 100 гр. не сделают погоды, считайте это бегом с утяжелениями. Я перенёс в последнее время 3 прокола и перемонтаж с заклейкой не вдохновляет. Поробую загнать собранную пакость в камеру по наводке Вашего видео.

                  Оценка статьи: 5

    • Но как обычно бывает со знатоками сферически-вакуумной физики, автор не заметил слона. Помимо азота, кислорода, углекислого газа и другой малозначительной фигни, при закачке в шины атмосферного воздуха туда попадает вода. В виде пара как минимум, а чаще вообще в виде конденсата из хреново содержащегося компрессора.

      • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 2 ноября 2012 в 20:39

        Комментарий был удален

        • Луи Жозеф Гей Люссак Луи Жозеф Гей Люссак Читатель 6 ноября 2012 в 10:07 отредактирован 6 ноября 2012 в 10:08

          Олег Антонов, конденсат в ресивере обычного компрессора будет по определению - он попадает туда из сжимаемого воздуха, и время от времени сливается при помощи клапана. Как часто - зависит от шиномонтажника. Теперь осталось понять, откуда он, конденсат, возьмется в сжатом азоте полученном с помощью мембранного фильтра.
          Если же вас возмущают случаи откровенного мошенничества в виде "закачки воздуха по другому шлангу", то и пишите в статье об этом. Физика тут при чем?

          • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 6 ноября 2012 в 13:16

            Комментарий был удален

            • Олег Антонов, вы пнем об сову бьете или совой об пень? Куда подают осушенный воздух? Какой осушитель? Самая простая азотная установка выглядит как насадка пистолет, на вход которой подается сжатый воздух из обычного компрессора, на выходе - азот, отделенный от кислорода, паров воды и всего остального.
              Стоит порядка 1000 долларов, мембранного картриджа хватает на 10000 колес.Осушитель воздуха с таким же функционалом, сделаный по той же технологии стоит в 1.5-2 раза дороже.

  • Журнал Consumer Reports в 2007 году опубликовал результаты тестов по сохранению давления в шинах накачанных азотом и воздухом. Результаты показали, что азот действительно уменьшает падение давления в течение долгого времени. Средняя потеря заполненных воздухом шин в течение года равнялась 3,5 psi от первоначально установленного давления в 30 psi. Заполненные же азотом шины потеряли в среднем 2,2 psi.

    • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 2 ноября 2012 в 20:36

      Комментарий был удален

      • Олег Антонов, разница не велика, но она есть, а стоит ли возможнось подкачивать колесо в полтора-два раза реже разницы в стоимости воздуха и азота - дело другое и каждый пусть сам делает сознательный выбор. Не нужно считать себя умнее тех, кто таки качает азот. Подавляющее большинство автолюбителей не контролируют давление в шинах никогда, полагаясь раз в полгода на шиномонтажников, или подкачивая колесо когда оно уже на обод село. Зачем таким азот? Не нужен он им, конечно.

        • Олег Антонов Олег Антонов Аксакал 6 ноября 2012 в 12:52

          Комментарий был удален

          • Олег Антонов, разницу из рельной жизни я приводил - 2.3 против 2.8 при начальном давлении 2.2. Жаркое лето, трасса.

          • Олег Антонов, будет очень интересно, если вы как кандидат технических наук, доцент, и т.д. озвучите эту возможную разницу, и сможете объяснить почему она именно такая а не больше и не меньше. Сравнивать предлагаю воздух, содержащий 30г/м3 влаги (100% влажность при температуре 35С) с сухим азотом в диапазоне температур от 0 до 100С, при начальном давлении в колесе 2.5 атм. А мы сравним ее с точностью своих манометров, которые таки поверялись при выходе с завода, о чем как правило свидетельствует сертификат, прилагаемый производителем к своему изделию.

  • Луи Жозеф Гей Люссак Луи Жозеф Гей Люссак Читатель 6 ноября 2012 в 14:35 отредактирован 6 ноября 2012 в 14:37

    Ну, давайте уподобимся жадным шиномонтажникам и будем бить их их же шулерскими методами, заявив, что "те самые не дураки никакой разницы между азотом и воздухом не делают"

    Цитата с howstuffworks:
    Nitrogen Instead of Air

    Most of the teams remove the air from the tires and replace it with nitrogen. Compressed nitrogen contains less moisture than compressed air. When the tire heats up, moisture in the tire vaporizes and expands, causing the pressure inside the tire to increase. Even small changes in tire pressure can noticeably affect the handling of the car. By using nitrogen instead of air, the teams have more control over how much the pressure will increase when the tires heat up.

  • Вот автор гонит!!
    Скорее всего это в целях получения большой аудитории
    Что там физика говорит например о капли дождя которая мчится со скоростью более чем 500 3 км в час, она должна продырявить голову, а че не дырявит то, че там Менделеев об этом писал или это ему во сне не приснилось. Так значит на Формула 1 Азот для кайфа, а у самолётов в шинах зачем или в Европе заставляют автобусы и грузовики заправлять шины азотом зачем, может по тому что ты нам гонишь чушь. Я и мои друзья более 10 лет используем Азот в шинах, давление стабильное, проверяй в году 1-2 раза просто так, покрышка съедается равномерно и дольше, попадания в ямы или лежащие полицейские реально мягче, если шуруп в покрышке, то спускает довольно дольше. Прочтите об этом на сайте компании АА в Англии, то что проверяет транспорт по всей Европе.

  • Практически про все доводы из статьи слышу про них первый раз. Основной причиной почему закачивают азот понимал так, что это инертный газ. Работаю в авиации у нас азотом полагается накачивать практически все: колеса, амортстойки шасси, гидроаккумуляторы. Еще в статье как то "режет ухо" слова типа " качают кислородом" вроде все так на научном языке, даже какие то физические термины, формула промелькнула, но что бы колеса качали кислородом! это где так? понятно, что подразумевался воздух, в котором есть кислород, просто как то в одном месте грамотно, в другом дилетантски.

Посмотреть все комментарии (50)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: