Статья дня
Сергей Курий   Грандмастер      36     Распечатать

Как Деда Мороза в СССР запретили, разрешили и внучкой наградили?

Несмотря на то, что вождь мирового пролетариата посещал праздничные елки, а его старшая сестра Анна Ульянова продолжала ставить их для своих племянников даже после ломки «старого мира», в целом зимним праздникам пришлось не сладко. Развернувшаяся в 1920-х годах антирелигиозная кампания не пощадила ни Рождества, ни ангелочков, ни елку, ни Деда Мороза, ни сказок. Все это было признано вредным «старорежимным» обманом народных масс.

«Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов».
(Агитационный слоган 1920-х годов.)

«Ребят обманывают, что подарки им принес Дед Мороз. Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются „милой“ елочкой и „добрым“ Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала».
(«Материалы к антирелигиозной пропаганде в рождественские дни», 1927 г.)

«Под „Рождество Христово“ в обед
Старорежимный елочный дед
С длинной-предлинной такой бородой
Вылитый сказочный „Дед-Мороз“
С елкой под мышкой саночки вез,
Санки с ребенком годочков пяти.
Советского тут ничего не найти!»
(Д. Бедный «Рождественская картина. Бытовая»)

Гонения на Деда Мороза и елку прекратились тогда, когда товарищ Сталин разгромил неуемных «вечных революционеров-оппозиционеров» и начал потихоньку возвращаться к самодержавному консерватизму и воскрешать некоторые из старых традиций. Надо же было как-то подтверждать фразу «великого кормчего» о том, что «жить стало лучше, жить стало веселей».
Конечно, ни о каком официальном праздновании Рождества речи быть не могло. Зато 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла установочная статья секретаря ЦК КПСС П. Постышева, а следом за ней и решение ВЛКСМ.

«В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев… Какие-то, не иначе как „левые“, загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею… Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец… устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах…».
(П. Постышев.)

В обоих документах всем комсомольским организациям настоятельно рекомендовалось провести для детей новогодние (не рождественские!) елки. Восьмиконечную белую звезду Вифлеема заменили на пятиконечную красную, ну, а Деда Мороза, ввиду отсутствия религиозной символики, оставили практически нетронутым. Впервые он «вышел из подполья» в 1937 году, когда в Колонном зале Дома Союзов состоялась первая кремлевская елка. Очевидец этого торжества Надежда Стрелец вспоминала: «Она такая невзрачная была, вся в вате, которую клочками набросали». Как бы в ответ на эту критику в СССР тут же наладили выпуск елочных игрушек, «замороженный» в лихие революционные годы.
Советские новогодние открытки.Анекдот в тему:
«В канун Нового года в Кремле состоялось торжественное вручение государственных подарков гражданам, которые хорошо себя ведут, кушают, что дают, и знают стихи».

Влияние рекламы в СССР с успехом заменяли руководящие указания из центра. Если партия сказала праздновать елку, то на следующий день вся многомиллионная страна отзывалась: «Есть!». В результате высшим официальным лицом на время новогодних праздников становился именно Дед Мороз.

Наш Дед Мороз в отличие от Санта Клауса высок и статен. Он ведет здоровый образ жизни: трубку он не курит, очков не носит и только красный нос наводит на некоторые подозрения. В конце 1930-х годов имидж советского Мороза был окончательно доработан. Как мы уже говорили, на Санта Клауса наш Дед Мороз стал походить только седой бородой, меховым прикидом и мешком с подарками. В остальном он ничуть не напоминал кругленького гномика, наоборот — был рослым, могучим богатырем с раскатистым басом, ведущим здоровый образ жизни. Шуба у Мороза, в отличие от Санты, спускалась до пят и подпоясывалась не ремнем, а кушаком. Цвет шубы сначала был, как и положено зимнему владыке, фиолетовым, но постепенно стал вытесняться более нарядным красным. На голове была шапка с опушкой ровной круглой формы без всяких там кисточек и помпонов. Руки прятались в огромные рукавицы, а на ноги надевались либо красные сапоги, либо валенки. Ездил он не на оленях, а на русской тройке… Да и ездил не один, а с очаровательной спутницей, аналогов которой нет ни в одной стране.

Сначала Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имела, а была отдельным фольклорным персонажем. В народной сказке, записанной А. Афанасьевым, — это девочка, которую бездетные старики слепили себе из снега. Но недолго радовала Снегурочка своих создателей. Сдуру начала прыгать через костер на Ивана Купала и… как говорится, редкая Снегурочка долетит до середины костра.

Следующая история про нашу героиню оказалась ничуть не веселее, зато более запутанной. Ее написал в 1873 г. А. Островский, и критика пьесу «Снегурочка» не поняла и не приняла, пока в 1882 г. ей на помощь не пришла музыка, написанная Н. Римским-Корсаковым. Сам композитор на первых порах вполне разделял взгляды критиков: «…Царство Берендеев показалось мне странным. В зиму 1879−1880 годов я снова прочитал „Снегурочку“ и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет…».

В. Васнецов, "Снегурочка". Пересказать сюжет этой любовно-синоптической мелодрамы вкратце чрезвычайно сложно. Дело происходит в царстве Берендея. Снегурочка — это дочка Мороза и Весны (вот так мезальянс!), что, понятно, не радует Ярило-Солнце. А когда солнце в гневе, по всему царству начинается нехватка тепла. Тогда родители решают спрятать Снегурочку среди обычных людей. Та вроде бы всем хороша, лишь страдает от того, что полюбить никакого парубка не может из-за своей ледяной сути. Далее начинают образовываться всяческие любовные треугольники, кипят страсти… В кипении этих страстей, как в переносном, так и буквальном смысле, Снегурочка гибнет, но успевает познать чувство любви.

В общем, кому интересны подробности — послушайте оперу «Снегурочка». В конце XIX в. она имела оглушительный успех. Вскоре фрагменты из оперы стали проигрываться на новогодних праздниках, а персонаж девушки во всем белом стал постепенно обживаться у елки. Уже в советское время Снегурочка становится не только постоянной спутницей и помощницей Деда Мороза, но и его родственницей, обычно — внучкой. В жены Деду иногда сватают Зиму, но сей персонаж так и не занял прочное место в новогоднем пантеоне.
Вскоре появляется еще один помощник — Снеговик, подаренный Морозу мультипликацией и сказками замечательного художника В. Сутеева. Так, в сказке «Елка» Снеговик отправляется ходоком за елкой для детворы, а в м/ф «Дед Мороз и Серый Волк» идет на повышение, и становится водителем машины с подарками.

Снеговик - еще один помощник Деда Мороза (кадр из м/ф "Дед Мороз и Серый Волк"). Приобрел свои национальные особенности и сценарий новогоднего праздника. Первые развернутые сценарии 1950-х принадлежали перу таких «асов», как Лев Кассиль и Сергей Михалков. В тот же период «воскресили» и забытую Снегурочку.

Дымоходами, в отличие от Санты, наш Дед Мороз, как солидный бывший воевода не пользуется, зато постоянно заставляет себя ждать. На новогодней елке он появляется не сразу, обычно его приход подготавливает Снегурочка. И в середине или к концу праздника, утомившаяся в ожидании ребятня начинала хором скандировать имя нерадивого новогоднего лидера.

Автор статьи энд Дед Мороз.После обряда вызывания обычно следует ритуальный хоровод вокруг елочки и раздача подарков из мешка (всем поровну, по одному в руки).

А что до того, что наш светский Новый год с елкой и Дедом Морозом и религиозное Рождество не пересекаются — оно, может, и к лучшему. Как говорится, Богу — Богово, а Деду Морозу — Дедоморозово… ]

36 комментариев (комментировать)
Теги: дед мороз, снегурочка, рождество, новый год, праздники, история
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 29.12.2007

Обсуждение статьи:

  • Екатерина Елизарова Екатерина Елизарова Мастер 29 декабря 2007 в 08:44   # Ответить 0 +1

    Прекрасная статья! спасибо! с наступающим!

    Оценка статьи: 5

    • Еж Руматович Еж Руматович Профессионал 29 декабря 2007 в 09:48   # Ответить 0 +1

      ну совсем все без памяти, снежнки были спутницами и подружками снегурочки , а не деда мороза!!!!! И выходили они всегда со снегурочкой и как правиоло чего то там танцевали. А вот уж раз выпрыгнули зайчики под елку и то же чего то там пропрыгали - вот тут как раз и дед Мороз скоро появится. Эх, вот помню был новый год - еще в детском саду, - уникальный бул новый год - нетсандартный. Всех детей наряжали не в привычные снежинки- зайци - а в соответсвии с ролями. кого там только не было - три поросенка, маша и медведь, косманавт, петух( тогда было приличное слово), оле-лукое, ипрочее, прочее. Уж не знаю какой там был сценария, что они все уживались - как то забылось, да и не это было в детстве важным - важным было сплясать, рассказать стишок, получить подакор и потом еще 2 месяца обсуждать кто кем был и кому круче РОДИТЕЛИ СШИЛИ костюм.

      • Валентина Пономарева Валентина Пономарева Грандмастер 29 декабря 2007 в 16:48   # Ответить 0 +1

        Мне однажды мама сшила костюм зимы... из целлофана, помещенного между двумя слоями марли

        Оценка статьи: 5

      • Надежда Рубцова Надежда Рубцова Мастер 29 декабря 2007 в 18:09   # Ответить 0 +1

        Может и были снежинки спутницами Снегурочки, но мне приходилось весь вечер таскаться за Дедом Морозом, да еще стихи декламировать по его требованию. Жаль, все фото куда-то попрятались из-за ремонтов, а то бы предъявила.

        Оценка статьи: 5

      • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 29 декабря 2007 в 21:18   # Ответить 0 +1

        А я было петушком на ёлке ))) Это в Замбии было. Роль значительная - зайчик побежал звать Деда Мороза, заблудился в лесу, тут петушок указал ему дорогу. Шикарно прокатило, хотя я завозилось с выходом - хвост отвязался =)

        Оценка статьи: 5

        • Александр Шайдт Александр Шайдт Читатель 31 декабря 2007 в 02:48   # Ответить 0 +1

          Благодарю Сергей за экскурс в 20-30 годы прошлого века. Откровенно в большинстве люди «счастливо» не помнят об этой, центром устроенной акции, лишения Рождественской ёлки. Спрашивал у многих старичков-патриархов, лет 15 назад. Шумиха была в центральных газетах с критикой на верующих в Христово Рождество, что это пережитки буржуазного строя. И носили антирелигиозный, политический и классовый характер. Был прекращен выпуск рождественских новогодних открыток, хотя СССР «блистала демократией» на рубеже 1920-1930 гг. Проводились семинары-диспуты на высоком уровне.
          ...например, «митрополит Введенский однажды во время публичного диспута с наркомом Луначарским даже пошутил, что каждому - по вере его и пусть Анатолий Васильевич происходит от обезьяны, а он, митрополит Введенский – творение Божье. Ответом был лишь хохот аудитории»...
          Законодательного запрета на проведение Рождественной ёлки не было. Хотя идеологические и комсомольские органы , ведавшие отделами культуры запрещали ставить ёлки в центрах городов и посёлков, также в ДК, клубах заводов и учреждениях с 1927 г. В ходе начавшейся антирелигиозной компании (которая была совершено нецелесообразна политически и представляла собой роковую ошибку, нанесшую отношениям Советской власти и церкви больший урон, чем гражданская война), Рождество перестает быть официальным праздником.
          В госучреждениях, детских садах, школах, теперь 7 января не проводятся рождественские елки. Хотя новый год, естественно, продолжает праздноваться в ночь с 31 декабря на 1 января, но без «религиозных атрибутов» - рождественской ели и рождественского Деда Мороза...
          Когда дело зашло так далеко, что писали жалобы Сталину о лишении детей праздника Рождества с ёлкой, тогда подготовили «декрет СНК в 1936 году, разрешающий публичное официальное празднование Нового года (но не Рождества!) и призывающий на новогодних праздниках в госучреждениях, детских учреждениях, на городских площадях наряжать ели. Только ели теперь должны были украшаться не Вифлеемской, восьмиконечной, а красной пятиконечной звездой, и наряжать их требовалось не к Рождеству, а к Новому году. Первая такая елка была открыта 1 января 1937 года в Москве, в Доме Союзов, и одновременно с ней зажглись елки по всему СССР» с Дедом Морозом и Снегурочкой. Рождество в постсов-ое время впервые праздновали в 1992 году. Православное Рождество стало государственным праздником и выходным днем, ныне отмечая своё 15-летие, после 65-летнего небытия.
          С Новым 2008 г. и Рождеством Христовым!
          Обильных благословений.

          Оценка статьи: 4

          • Денис Леонтьев Денис Леонтьев Мастер 31 декабря 2007 в 06:06   # Ответить 0 +1

            Я хотело добавить к теме о новогодних открытках. Дело в том, что эта тема отсутствовала в отечественной филокартии с самой революции. И вернулась новогодняя открытка в наш быт только в суровые военные годы. Сначала, когда наша армия остановила натиск гитлеровских полчищ и вынудила их начать своё позорное отступление, преимущественно для солдат Советской Армии полковыми типографиями был начат выпуск весьма специфических открыток, на которых был изображён фюрер заметно помятого вида, наряженный в шубу рождественского деда и волокущий за плечами торбу, доверху полную человеческих черепов. Под злободневной карикатурой стоял стихотворный текст следующего содержания:
            "От сапёров, пехотинцев,
            От балтийских моряков
            Шлём под Новый год гостинцы -
            горы ваших черепов!"

            Успех подобной печатной продукци в качестве новогоднего поздравления был тем не менее спорным, бойцы предпочитали посылать родным и близким взятую в качестве трофеев идеологически чуждую, но эстетически приятную вражескую полиграфическую продукцию, изображавшую рождественского деда, гномов, ангелов, симпатичных лесных обитателей - ланей, зайцев, белок, снегирей etc. .

            Однако с окончанием войны появились и вполне дружелюбные по стилю новогодние открытки. На первых из них Дед Мороз своей монументальностью напоминал работы выдающегося скульптора Вучетича, но выглядел добрым. Своего рода защитник. Затем с Новым 1953 годом советских граждан поздравили почтовой миниатюрой, являющей взору атомный ледокол "Ленин", бороздящий арктические льды. А с "оттепелью" пришли открытки уже совершенно мирного вида, с Дедом Морозом, не отличавшимся излишком пугающей суровости, с весёлым пляшущии зайцами, белками и прочим лесным народом. Стали выпускаться и пригласительные билеты на крупнейшие столичные ёлки, представлявшие собой книжечку, при раскрытии которой на страницах сама собой вставала зелёная красавица, окружённая хороводом зайцев, белок, а также мирно соседствующих с ними волков, лисиц и медведей, наряженных в зимние головные уборы, рукавицы и шарфы, что долженствовало символизировать примирение всех живых существ на период празднеств. К сожалению, сейчас я не располагаю репродукциями данных произведений, но могу сказать, что имело возможность ознакомиться с ними лично и со всей честностью удостоверяю, что впечатление они производят самое благоприятное и праздничное, что нельзя, увы, сказать о шедевре соцавангарда, изображающем фюрера с останками своих воинов...

            Оценка статьи: 5

            • Надежда Рубцова Надежда Рубцова Мастер 31 декабря 2007 в 06:51   # Ответить 0 +1

              Надо было статьей: коммент получился интересней, чем сегодняшняя статья об открытках.

              Оценка статьи: 5

  • Правильный Вася Правильный Вася Читатель 10 января 2008 в 13:56   # Ответить 0 +1

    с раскатистым басом, ведущим здоровый образ жизни - у баса здоровый образ жизни?
    идет на повышение, и становится - лишняя запятая.

Посмотреть все комментарии (36)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: