Славянская мифология зародилась в давние времена — в 1−2 тысячелетиях до нашей эры. В своём развитии она прошла три этапа: поклонение духам, обожествление природы, выделение богов-идолов. На формирование мировоззрения славян наложили свой отпечаток верования друидов и степных племён.
Изучение развития религии славян затруднительно из-за отсутствия ранних письменных источников. Уникальность славянского мировоззрения в том, что люди верили в существование духов, которые живут повсюду и вмешиваются в их жизнь. Эти духи были как добрыми, умными, сильными, так и злыми, коварными, хитрыми.
Боги, как считали славяне, управляли природными явлениями — грозами, огнём, ветрами. Их боялись, старались задобрить жертвоприношениями и молитвами. Позднее славяне стали поклоняться идолам — каменным и деревянным изображениям богов. Также славяне поклонялись священным камням-валунам.
Особое отношение у древних славян было к деревьям, их наделяли сверхъестественными силами. У многих славянских племён главным деревом считался дуб, его величали Перуновым деревом. Он часто упоминался в заговорах: «На море на океане, на острове Буяне стоит дуб могуч…» Считалось, что деревья, в которые ударяла молния, приобретали целительные силы.
У некоторых племён главным деревом была берёза: «На море на океане, на острове Буяне стоит берёза белая, вниз ветвями, вверх корнями…»
Древние народы верили, что в деревьях живут духи, оберегающие их — древесницы. Древесницы — женские духи, представлялись в образе стройных и нежных девушек с прекрасными лицами и зелёными волосами. Они редко являлись людям, но незримо присутствовали в каждом дереве.
Считалось, что древесницы смертны, они умирали вместе с деревьями. Взрослые древесницы могли перемещаться из одного дерева в другое и являлись хранительницами древней мудрости. Шелест листьев — их разговоры. Если обидеть дерево, об этом узнает весь лес.
Чтобы не навредить лесным красавицам, деревья в древности старались не рубить. Если нужно было срубить живое дерево на строительство жилища, спрашивали разрешения у богов. Жрецы указывали, какое дерево можно срубить и в какое время. Человек приносил требы лесу, сажал молодое деревце и только после этого срубал дерево. Люди верили, что в таком случае древесница не погибнет, а переселится в молодое деревце.
Люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, были под особым покровительством древесниц. Все народы верили, что каждому человеку покровительствует определённое дерево. До сих пор сохранился обычай сажать дерево при рождении ребёнка. Если человек подружится с ним, у него появится покровитель.
Раньше люди умели понимать язык деревьев — они чувствовали их, знали, к какому дереву следует обращаться в определённой жизненной ситуации. Берёза покровительствовала юным девушкам, к ней приходили за советом невесты, обманутые девушки. Рябина считалась магическим деревом, защищающим от колдовства и неудач, её использовали от сглаза и порчи маленьких детей.
Деревьями любви и свадеб считались калина и боярышник, знаком мужества — шиповник, ива воплощала долголетие. Осина была самый действенным средством против колдунов, ведьм, упырей. Люди верили, что в елях живут и могут разговаривать с ними духи предков, ель также считалась деревом жизни и долголетия.
Можно верить или не верить в духов деревьев — древесниц, но неоспоримо то, что деревья — наше огромное богатство. И верно то, что прежде чем срубить дерево, следует посадить взамен молодое деревце.
Интересно. Подскажите, пожалуйста, Ваш источник информации
2 Ответить
Серанна Гронт, к сожалению, определённого источника назвать не могу - столько всего перечила, прежде чем решилась написать эту статью.
Можно посмотреть в Интернете сайты про славянскую мифологию - там столько интересного, бездонный кладезь.
С уважением,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила,хорошо написали, прочитала с удовольствием.Очень жаль, что письменных источников славянской мифологии так мало,древние славяни были мудрее нас, жили в гармонии с природой, почитали и берегли ее,и нам есть чему у них поучиться.Нужно знать и помнить, что все воркуг живое-деревья, трава, жучки и паучки,птицы и зверье. Знать, чувствовать, беречь .
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наталья Дюжинская, Я с вами солидарна!
Очень рада, что статья понравилась.
С теплом,
Оценка статьи: 5
1 Ответить
!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Василий Россихин,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Понятно, конечно, что статья большей частью основана не на исторческих документах, но вполне, вполне...
Иной раз хочется и помечтать...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Глеб Сердешн, это моя слабость - помечтать. Сказочница я - пишу сказки.
С улыбкой,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, сказки, видимо, на славянско-языческую тематику? У меня тоже есть одна в идее... Если выложите свои в блоге, общаю непременно почитать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Глеб Сердешн, буду рада, заходите, они у меня разные, все на сайте Проза.ру, я там под именем Людмила Белан 2
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, ок, непременно загляну.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень интересно. Жаль, что славянская мифология не дошла до нас такой объемной, как например древнегреческая. Тем ценнее любая информация о наших предках. Во что верили, как жили - все хотелось бы знать. В любой сказке есть доля правды.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Михайловская, чем больше углубляюсь в мифологию, тем больше вопросов. Много противоречий. Надумала написать про Белбога и Чернобога, а информация очень разная - надо как-то дипломатически подступаться.
Но интересно!!!
С уважением и теплом,
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Людмила Белан, Ваша правда - интересно необыкновенно.Про Белбога очень мало читала. Буду ждать статью. Успехов!
Оценка статьи: 5
0 Ответить