Константин Рыбаков   Мастер

Трагедия «Булгарии». Кто виноват?

С 10 июля 2011 года по всем каналам обсуждается трагедия «Булгарии» с привлечением экспертов; позволю себе тоже высказать некоторые мысли о трагедии, как судовой механик. Две навигации в начале нынешнего тысячелетия я отходил точно на таком же пассажирском двухпалубном теплоходе, родном брате «Булгарии».

Строили эти теплоходы в Германии и Чехословакии по заказу СССР в 50-е годы, класс «Р» (река); мой теплоход «Господин Великий Новгород» 51-го года выпуска, то есть даже постарше немного. Ходили мы в основном по Неве, Ладожскому и Онежскому озёрам, но случались фрахты и на Волгу, до Казани. Корабль достаточно надёжный, но срок 50 лет — немало для любой машины.

Например, применяемые для обогрева кают и нагрева воды паровые котлы на данном проекте морально устарели ещё лет 40 назад, автоматика класса «нет и не было», управление ручное. Чуть зазевался — рванёт; именно так погиб мой теплоход (тогда он ещё назывался «Юрий Гагарин») в середине 90-х; потом он пару лет лежал с дырой в правом борту у причала Питерского пассажирского порта, пока его не выкупил, не восстановил и не переименовал новый хозяин. Кроме восстановления, теплоход был переоборудован под класс «М» (суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой до 3 м и длиной 40 м, условия — приближенные к морским). Но — ближе к делу.

То, что у «Булгарии» не работал один из ходовых двигателей, никак не могло привести к затоплению. Да, эксплуатация в таком случае запрещена, но два двигателя нужны в первую очередь для лучшей манёвренности на реке, и дойти до порта можно было, хоть и с меньшей скоростью. Открытые иллюминаторы — это гораздо серьёзнее; осадка теплохода при полной загрузке 2,3−2,5 метра, от ватерлинии до главной палубы всего около метра, а до иллюминаторов сантиметров 35−40. Причальный брус как раз и идёт вдоль главной палубы, на фото хорошо видно, что иллюминаторы находятся под ним.

Но: по правилам Регистра, эксплуатация данного проекта — напоминаю, это класс «Р»! — разрешена только на реках при волнении до 3 баллов; при планируемой эксплуатации на озёрах и водохранилищах, где волнение бывает и выше, необходимо переоборудование и переосвидетельствование под класс «О», т. е. озеро; а район Куйбышевского водохранилища — это именно класс «О». И значит, иллюминаторы ниже транца (причального бруса) должны быть глухими, не открывающимися. Почему они оказались открыты?

Первое — халатность и непрофессионализм владельца судна; замена иллюминаторов не самое дорогое вложение. Понятно, что экипаж, т. е. наёмные работники, не имеют возможности в России бороться с дураком-хозяином — мигом с работы вылетишь! Я сам из безработных моряков, ситуацию знаю не понаслышке. Выпускники мореходок и речных училищ в бывшей морской державе годами не могут выйти в море или устроиться на речной т/х, либо меняешь профессию — либо соглашаешься на любое корыто.

Второе: трагедия произошла, по словам спасшихся, во время обеда; банальная ситуация — люди оставили иллюминаторы открытыми и ушли в ресторан; экипаж, возможно, и предупреждал о необходимости задраить люмики, но у нас же тотальный пофигизм — мало ли кто чего сказал, жарко ведь, лето!

Третье: штормовое предупреждение, ветер порывами до 18 м/с, а это 7 баллов по 12-балльной шкале Бофорта. Для неисправного судна выход один: переждать у причала, и здесь уже вина ложится, вроде бы, на капитана. Мог он отказаться от выхода из порта? По международному положению, плавсостав, а также лётный состав, железнодорожники и водители не имеют права бастовать во время рейса; сначала сойди с судна (самолёта, тепловоза, автомобиля) — потом выпендривайся. А пока выпендриваешься, на твоё место других посадят. И так утонувший вместе с семьёй капитан Александр Островский «полощется» желчными журналистами жёлтых СМИ, по древней гуманной российской традиции — мёртвые сраму не имут, на них и всех собак вешать…

Родной брат «Булгарии», теплоход «Господин Великий Новгород» Четвёртое: крен. Один из экспертов в программе Малахова заявил, что судно рассчитано на 250 человек и 40 тонн дополнительного груза — враньё, бред полный! 40 тонн — это расходный груз, т. е. ГСМ и продукты для экипажа и пассажиров; 250 человек, включая экипаж — возможно, но при эксплуатации в качестве парома на мелких реках типа Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река и т. п.; в реальности, согласно планировке, загрузка теплохода составляет 156 человек, считая экипаж. И если при штатной загрузке крен (явление вполне обычное для любого судна, между прочим) исправляется перекачкой топлива из одного танка в другой, то при перегрузе почти вдвое никакие перекачки не помогут — центр тяжести сместился вверх.

Сто лишних человек — это лишних десять тонн, бегающих с борта на борт; где они размещались при отсутствии кают? Правильно, на палубах: главной, верхней и шлюпочной; толпа перешла на другой борт, качай в другую сторону. Кстати, отсутствие водонепроницаемых перегородок — тоже враньё: на данном проекте машинное отделение (МО) находится посередине и отделено от кормовой и носовой частей судна глухими перегородками, т. е. две уже налицо! Плюс «глухое» румпельное отделение и провизионка — продуктовый трюм в корме: ещё две; плюс форпик, т. е. глухой носовой отсек — уже минимум пять насчитал, стандартных…

Ну, и пятое, заключительное. Подготовка плавсостава всегда была очень серьёзной, и в профессионализме экипажа «Булгарии» я даже не сомневаюсь. Но зарплата за этот труд идёт по сетке, утверждённой министерством речфлота в незапамятном году; в 2002-м во время навигации (т.е. с мая по сентябрь) у меня выходило 5−6 тысяч рублей в месяц, на берегу — и двух не выходило. Остались в плавсоставе те, кому деваться некуда, и судовладельцы выкручивают руки оставшимся по полной. Депутаты уже подают визгливо голос, что виноват экипаж, мол, из-за денег «зайцев» посадили на борт, людей и судно угробили, надо гайки закручивать, наказания ужесточать…

Вряд ли капитан без хозяина взял лишних пассажиров, это прерогатива владельца в первую голову. Именно владелец теплохода продавал места, выжимая максимальную прибыль, не вкладывая денег в ремонты и переоборудование. Оно проще: дал инспектору Регистра на лапу, вот и всё ежегодное освидетельствование. Так что виноват хозяин и тот, кто бумажку ему выдал. Хотя «стрелочником» объявят… догадайтесь, кого? Владелец откупится, и чиновники, разрешившие эксплуатацию, тоже. Виновными выставят «деда» (старшего механика) за неисправный двигатель и капитана за выход при штормовом предупреждении…

А что же с устаревшими, оставшимися в эксплуатации теплоходами? Корабли-пенсионеры, так же, как и пенсионеры-люди, выжить в России на государственные подачки не в состоянии. Остаётся — либо сразу в гроб, либо работать до гробовой доски. Невелик выбор.

Вот и кончился рейс, и подписан приказ на списание.
Словно старую клячу, буксиры берут под уздцы
мой обшарпанный, мятый и битый седыми штормами
ржавый корпус. По палубам бродят юнцы,
что еще не хлебнули ни шквалов любви, ни сомнения,
ни тревог штормовых, ни обвисшего паруса в штиль…

Все у них впереди: будет стаксель гудеть в напряжении,
выбивать будут штевни из моря соленую пыль;
будут новые дали и мили, и рифы, и мели,
будет вахт круговерть и в загадочной дымке земля;
и салаги подхватят куплет, что допеть старики не успели;
и заложат на стапеле новый корабль. Ну, а я —
я не сломлен еще, хоть подписан приказ на списание,
и вращает винты поршневой беспрерывный кан-кан…

Я уйду. Но прошу: проходя вдоль кладбищенской гавани —
поднимите, матросы, за здравие флота стакан!

Опубликовано 18.07.2011
Дата первой публикации 17.07.2011

ШколаЖизни.ру рекомендует

Комментарии (40):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алексей  Владимирович Алексей Владимирович Читатель 5 января 2012 в 20:08

    Марианна Власова,Константин Рыбаков,спасибо за ответ!!!О безопасности могу поспорить, с 1997 года работаю на Г.В.Н. а последние пять лет старшим механиком.И когда такое пишут даже не приятно. Я сомневаюсь что у булгарии ограничение по волне 3,5 метра и нет угла заката. А корпуса у них разные. Марианна в этом году у нас док приезжайте и посмотрите на состояние теплохода.

     
    • Алексей Владимирович,что касается непосредственно теплохода "Господин Великий Новгород" - в его хорошем техническом состоянии я не сомневаюсь, спасибо Варухину (для читателя: Варухин Н.Г. директор Новгородского КЮМ,владельца "ГВН", именно он вернул т/х с того света и поддерживает его состояние согласно классу "М"). Он фанат флота в лучшем понимании этого слова, в ремонт/реконструкцию теплохода регулярно вкладывались немалые деньги. Статья же о том, кто виноват в трагедии "Булгарии", перечитайте снова п.п. 1-5 статьи.

       
  • Алексей  Владимирович Алексей Владимирович Читатель 4 января 2012 в 09:17

    Константин Рыбаков.Хочу вас поправить теплоход Господин Великий Новгород не родной брат Булгарии,вы скорее всего не владеете информацией о подобных судах.Это два разных судна, советую ознакомится с реестром РРР, а потом писать такое.Статьи ваши читает народ не сведущий в данных делах и поэтому верит вам на слово.Не вводите народ в заблуждение.Не admirl а young sailor/

     
    • Алексей Владимирович, спасибо за поправку: пусть будет не родной, а двоюродный, если Вы настаиваете. Корпуса у "Булгарии" и "Господина В.Новгорода" абсолютно одинаковы, поднимите чертежи в архивах и сравните длину/ширину/водоизмещение/осадку по поясу ПВЛ и прочие характеристики; водонепроницаемые переборки идут по тем же шпангоутам, фекалка по ПрБ.... Разница между судами только в машинах: "ГВН" является теплоходом, а "Булгария" - дизель-электроход.

       
    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 4 января 2012 в 12:22

      Алексей Владимирович, комментируйте корректно и указывайте конкретные неточности в статье. Или напишите свою статью "Чем суда проекта 646 отличаются от судов проекта 785". Может, в процессе написания и поймете, что для судов, построенных в 50-х годах, эта разница на безопасность не влияет...

       
  • Константин Рыбаков, авторитетное мнение профессионала!
    Все взвешенно, очень понятно, объективно.
    Спасибо!

    Оценка статьи: 5

     
  • ...........
    (без комментариев).

    Оценка статьи: 5

     
  • Константин Рыбаков, спасибо за статью. Все доходчиво и с аргументами. И без истерики - "все пропало, все пропало."

    Оценка статьи: 5

     
  • утонувший вместе с семьёй капитан Александр Островский «полощется» желчными журналистами жёлтых СМИ, по древней гуманной российской традиции – мёртвые сраму не имут, на них и всех собак вешать...

    Мир праху капитана..

    однако именно он есть главный виновник трагедии.

    Выпускники мореходок и речных училищ в бывшей морской державе годами не могут выйти в море или устроиться на речной т/х, либо меняешь профессию – либо соглашаешься на любое корыто.

    Но если это корыто непригодно для перевозки пассажиров - то механик или штурван еще могут спокойно нести свою службу, невзирая. Капитан - нет. Он - главный на борту.

    экипаж, возможно, и предупреждал о необходимости задраить люмики, но у нас же тотальный пофигизм – мало ли кто чего сказал, жарко ведь, лето!

    То, что экипаж только предупреждал но не контролировал - вина капитана.

    Для неисправного судна выход один: переждать у причала, и здесь уже вина ложится, вроде бы, на капитана. Мог он отказаться от выхода из порта? По международному положению, плавсостав, а также лётный состав, железнодорожники и водители не имеют права бастовать во время рейса; сначала сойди с судна (самолёта, тепловоза, автомобиля) – потом выпендривайся. А пока выпендриваешься, на твоё место других посадят

    Если считал что выход из порта опасен - ОБЯЗАН отказаться.
    Даже ценой потери работы.

    если при штатной загрузке крен (явление вполне обычное для любого судна, между прочим) исправляется перекачкой топлива из одного танка в другой, то при перегрузе почти вдвое никакие перекачки не помогут – центр тяжести сместился вверх.

    Так кто же виноват в том что судно с таким перегрузом вышло в рейс? да, алчные хозяева настаивают и ждут сверхприбылей. Но ответственность лежит на нем - на капитане.

    Вряд ли капитан без хозяина взял лишних пассажиров, это прерогатива владельца в первую голову. Именно владелец теплохода продавал места, выжимая максимальную прибыль, не вкладывая денег в ремонты и переоборудование. Оно проще: дал инспектору Регистра на лапу, вот и всё ежегодное освидетельствование.

    Ну и? что, капитан не знал как получено освидетельствование? обязан знать. Возможно, он был уверен что судно в идеальном порядке, а инспектор регистра просто вымогал на лапу? Нет, реальное состояние своего плавсредства капитан тоже обязан знать.

    А что же с устаревшими, оставшимися в эксплуатации теплоходами? Корабли-пенсионеры, так же, как и пенсионеры-люди, выжить в России на государственные подачки не в состоянии.

    С кораблями проще. Если исправно (продажных инспекторов конечно надо обязательно всех - утопить) - велкам, возите грузы и пассажиров.

    Если нет - в переплавку.

    Остаётся – либо сразу в гроб, либо работать до гробовой доски.

    Да. Но не допускать, что твоя работа ставит под угрозу жизни многих людей.
    --------------------------

    Мне жаль, что суровая жизнь ломает даже капитанов.. мир праху, его и его семьи.

     
    • Сергей В. Воробьев, не стоит вот так с размаху судить капитана. Вы, как я понял, геодезист; если нет работы "в поле", можно пойти на стройку, на дорожное строительство, в Кадастровую палату - без хлеба не останетесь. Я механик, тоже во многих сферах можно силы приложить. Достаточно просто поменять работу бухгалтерам, юристам, продавцам... Но не штурману. Штурмана на флоте именуются "дворник с дипломом", потому что не нужны они ни в сельском хозяйстве, ни в промышленности, ни в торговле - специфическая профессия. Так что "Даже ценой потери работы" - означает надолго положить зубы на полку, и не только свои, но и всей семьи... Не приходилось испытать? И не дай Бог никому. Я после развала рыболовного флота в 1993 восемь месяцев без копейки сидел, в ассенизаторы был готов идти, да не брали.
      Да, капитан обязан знать на своём судне всё, и знал наверняка; но ещё он обязан выполнить любой приказ руководства, согласно Уставу флота, и лишь потом имеет право этот приказ обжаловать.
      "...экипаж только предупреждал но не контролировал - вина капитана..." - а как Вы предлагаете контролировать? Врываться в каюты, где кто-то в душе моется, кто-то сексом занимается и пр.? Или вплавь вдоль борта, в иллюминаторы заглядывая? Детский лепет! Легко судить, не представляя специфики работы; у нас в России все поголовно сами себе врачи, преподаватели и президенты.
      И ещё: спаслись, по сути, те, кто находился в момент катастрофы выше главной палубы; выше всех находится каюта капитана, рядом с радиорубкой; радист спасся, капитан - нет. Значит, делал всё возможное для спасения теплохода и людей, не покидая корабль до последнего.
      А теперь проведём аналогию: страна - это тоже корабль; во главе стоит капитан-президент; штурмана-политики без карт и компАса прокладывают курс кто в лес, кто по дрова; главный электромеханик выжал из динамо-машин всё до полного блэк-аута и был переведён в нано-технологи (либо, чтоб воровал в 9 раз меньше, либо, чтоб было в 9 раз менее заметно); ответственный за ГСМ (на корабле это третий механик) сливает горючку за рубеж, а своему кораблю продаёт втридорога сильно разбодяженный продукт, и двигателя (промышленность)идут вразнос; главный по водоснабжению, фекалке и прочим трубам (четвёртый механик - "король воды, говна и пара" - он же ЖКХ) рапортует о готовности систем к автономному плаванию (и капитан делает вид, что верит), а сам продаёт пассажирам включенные в стоимость билета услуги; старпом закупает просроченные продукты в красивой упаковке, игнорируя отечественные картофлю, репу и редьку с хреном без фантиков; судовой врач выдумывает новые модные болезни для богатых пассажиров и лечит их виагрой, а для экипажа на все случаи - зелёнка на лоб; оборванные матросы, не имея, что продать, курят на юте одну папироску на троих, мечтая ошвартоваться в конце-концов если не в Портсмуте или Портленде, то хотя бы поближе к портвейну. А финдиректор круизной компании "РФ", подсчитывая выручку и переводя её на личные счета куда-нибудь подальше, кряхтит и жалуется: "на новый корабль не заработали, на капремонт денег нет, повышения зарплаты не ждите - проект нерентабельный"....
      А теперь Ваши слова: "Так кто же виноват в том что судно с таким перегрузом вышло в рейс? да, алчные хозяева настаивают и ждут сверхприбылей. Но ответственность лежит на нем - на капитане".
      Так кого судить надо за "Булгарию"?

       
      • Вы, как я понял, геодезист

        Нет, по призванию я слесарь-сантехник.

        Но мне случалось руководить небольшими коллективами в условиях командировки, в т.ч. в необжитой местности.

        Если план не выполнен или выдана на гора халтура (такого не было) - виноват я.

        Если мой боец нажрался в местном кабаке и ему разбили рыло - виноват я.

        Если из моей машины украли приборы - виноват тоже я.

        И за все должен ответить.

        если нет работы "в поле", можно пойти на стройку

        Если есть семья, можно даже воровать пойти чтобы ее прокормить.
        Но не выходить в рейс с кучей пассажиров руководя технически неисправным корытом и недисциплинированным экипажем, неспособным выполнять свои обязанности.

        капитан обязан знать на своём судне всё, и знал наверняка; но ещё он обязан выполнить любой приказ руководства, согласно Уставу флота, и лишь потом имеет право этот приказ обжаловать.

        Капитан обязан нарушить все Уставы и Законы, если будет уверен что выполнение приказа грозит людскими жертвами.

        А потом можно и застрелиться - если осудят.

        А теперь проведём аналогию: страна - это тоже корабль; во главе стоит капитан-президент; штурмана-политики без карт и компАса прокладывают курс кто в лес, кто по дрова; главный электромеханик выжал из динамо-машин всё до полного блэк-аута и был переведён в нано-технологи (либо, чтоб воровал в 9 раз меньше, либо, чтоб было в 9 раз менее заметно); ответственный за ГСМ (на корабле это третий механик) сливает горючку за рубеж, а своему кораблю продаёт втридорога сильно разбодяженный продукт, и двигателя (промышленность)идут вразнос; главный по водоснабжению, фекалке и прочим трубам (четвёртый механик - "король воды, говна и пара" - он же ЖКХ) рапортует о готовности систем к автономном

        Намек понятен.

        Если вы хотите узнать мое мнение - извольте, вот оно.

        Я чрезвычайно удивлен, что ни один из наших обосравшихся во всем президентов и министров не только не застрелился, но даже не подал в отставку.

        Так кого судить надо за "Булгарию"?

        Список должен быть длинный, именовать персоналии не стану поскольку в морском деле не специалист.

        Ясно одно - № 1 в этом списке - капитан. Но его уже нет.. пусть земля ему станет пухом. Вполне возможно что человек он был хороший и как специалист неплох, но - слабохарактерный.

        Ответить по Закону должны конечно все - и кто жилил деньги на ремонт, и кто продал билеты сверх всякой меры, гниду инспектора Регистра принявшего взятку и владельца давшего ее надо публично кастрировать, чтобы гниль не размножалась, но

        ЛЮДЕЙ УТОПИЛ КАПИТАН.

        Тот, кто царь и Бог на корабле, и высшая инстанция.

        зы
        а судить надо тех, кто жив/здоров, и готов невозмутимо сгубить еще не одну капитанскую душу, про утопленников даже и говорить не стоит - утонут, ну и утонут.. главное чтоб счетик в забугорном банке подрос.

         
        • Ответить по Закону должны конечно все - и кто жилил деньги на ремонт, и кто продал билеты сверх всякой меры, гниду инспектора Регистра принявшего взятку и владельца давшего ее надо публично кастрировать, чтобы гниль не размножалась, но ЛЮДЕЙ УТОПИЛ

          Сергей В. Воробьев, Вы как-то снисходительны к главным виновным: "ответить по Закону должны конечно все" - видимо, потому, что всех всё равно не накажут; при этом главным виновником заявляете капитана. Капитан взял в рейс семью - значит, был уверен в надёжности теплохода. При аварии он не покинул капитанский мостик, пожертвовав семьёй и собой - по сути, застрелился, и для меня он уже этим оправдан. Ни владелец, ни министр транспорта, ни прочие подельники на подобный шаг не решились, посему именно они и переваливают ВСЮ ответственность на капитана. А громче всех об ответственности кричат, как известно, те, кто не желает брать её на себя.

           
        • Оч сильно !

          Сергей В. Воробьев, за кого ж голосовать ? А ведь опять "там, наверху" будут знакомые лица. "Пусть будет пока так" - говорил наш бригадир на участке сборки валков прокатного стана, когда ему предлагали закидонные рацухи.

          Оценка статьи: 5

           
        • Сергей В. Воробьев, ситуевина напоминает русскую рулетку - пару сотен раз в подобных ситуациях все проходило нормально и, вроде бы, нет реальных причин думать, что именно сейчас именно с тобой такое произойдет. А правильно рассуждать - оно, конечно, правильно.

          Оценка статьи: 5

           
  • Константин Рыбаков, очень приятно читать статьи, авторы которых "в теме", плюс умеют излагать понятным языком. Спасибо.

    Оценка статьи: 5

     
  • Серое Инкогнито Серое Инкогнито Читатель 18 июля 2011 в 16:40 отредактирован 18 июля 2011 в 17:17

    http://komionline.ru/news/28172

    "В Сыктывкаре КамАЗ врезался в автобус с детьми "

    Слава Богу без жертв.

    "При предварительном изучении материалов по ДТП установлены, что были внесены серьезные технические изменения в тормозную систему КамАЗа "

    http://komionline.ru/news/28198

    12 июля в 8:00 на территории склада пиломатериалов в поселке Краснозатонском во время работы стрелу лесопогрузчика башенного крана, на которой работал крановщик ООО «Новый дом», занесло в сторону. Затем кран начал заваливаться, и в месте крепления кабины крановщика произошел слом. Высота падения составила 12 метров. Крановщику поставили диагноз «черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, кататравма, пневмоторакс».
    Упавший в поселке Краснозатонском кран был в нерабочем состоянии и не мог эксплуатироваться

     
  • Константин Рыбаков, виноваты наш общероссийский пофигизм и почти массовая любовь к деньгам. За них очень многие готовы мать родную продать, не то что 100 человек утопить.

    Оценка статьи: 5

     
  • Взвешенная, объективная статья, без истеричных надрывов.

    Оценка статьи: 5

     
    • Серое Инкогнито Серое Инкогнито Читатель 18 июля 2011 в 11:23 отредактирован 18 июля 2011 в 16:31

      Птица тройка с Хромыми Лошадями!!!...

      А то что на одной из ТЭЦ в моём Городе (2200 км от Москвы в Глубокой Жопе России) стоят турбины Брянского Паровозостроительного Завода 1952 года выпуска-это ещё относительно НОВЫЕ...Но другой ТЭЦ в том же Городе стоит Генератор Метро-Виккерс конца 20 годов выпуска и ленд-лизовские паровые котлы...И ведь работают...Латанные-перелатанные...

      ...Я жду массовых инфраструктурных аварий и катастроф...На транспорте, в энергетике...В общем в инфраструктура начинает сыпаца...И даже не в деньгах дело...В людях...Потерянны профессиональные школы...У нас в Службе Релейной защиты и автоматики остались одни пенсионеры...Молодёжь не хочет после институтов возращатца в Глубокую Жопу России...В Столицы стремитца...А гайки крутиь щас непрестижно и малоденежно

       
      • Скиньтесь на веночек

        Серое Инкогнито, Е. Гайдару и Ко. "Всё будет хорошо, всё будет хорошо, ты это знаешь !". По недавним словам В.Путина что-то такое хорошее в последнее время в России удвоилось. Главное, создан класс "Зффективных собственников", остальное приложится, если не завтра, так со временем.

        Оценка статьи: 5

         
  • Константин Рыбаков, классная статья! Как бывший речной штурман, подписываюсь под каждым вашим словом. Сама думала что-либо подобное написать. Остановило то, что я не знаю суда этого проекта.На "Украине" была только один раз в гостях, когда стояли рядышком.

    Оценка статьи: 5

     
    • Светлана Карасева, спасибо, коллега! Кстати, "Булгария", до того, как перешла в руки Волжского пароходства, ходила в пароходстве Камском под именем "Украина". Переименовали видимо потому, что у волжан уже был теплоход "Украина" того же проекта.

       
  • "Деловито и сухо",

    со знанием дела разобрано последнее плаванье "Булгарии."
    "минстраль" вот закупили-таки. А на новые теплоходы не хватает ни денег, ни соображений. Вы только представьте - более ста человек утонули по общей халатности и головотяпству. Просто беда.

    Оценка статьи: 5

     
    • Сергей Дмитриев, денег хватает, если голову приложить. Во время Великой Отечественной немцы каждый (!!!)день спускали со стапеля новую подводную лодку, можете себе представить?! Вот это организация, отсюда и низкая себестоимость. А у нас в Питере, на Северной верфи, корабль строят 10 лет; уже многие узлы, не работавшие ни часу, пора менять из-за того, что узел устарел, а корпус вообще на капремонт просится.

       
      • На советской стороне

        Константин Рыбаков, тоже было проявлено немало организаторских подвигов. На эвакуированных заводах быстро начиналось производство. Меня впечатляет, что в начале войны было начато строительство ЧМЗ (!)(металлургического завода с полным циклом, с электропечами), который всё-таки успел выплавить "сталь Победы".

        Оценка статьи: 5

         
        • Сергей Дмитриев, наши организаторские победы всегда происходили во время многочисленных войн, а в мирное время тяп-ляп, не спеша...

           
          • Не скажите !

            Константин Рыбаков, именно и в мирные времена были буквально взлёты организаторских способностей. Только мирными времена можно назвать только условно: для России весь 20-й век практически одна сплошная и непрерывная война, она перехлес(т)нулась и в 21 век и только по каким-то натянутым соображением нынешнее время считается мирным.

            Оценка статьи: 5

             
            • Только мирными времена можно назвать только условно

              Сергей Дмитриев, вот-вот! После Великой Отечественной - Вьетнам и Корея, Ангола и Афганистан, Приднестровье и Чечня...