Наталья Купа   Профессионал      7     Распечатать

Домашнее задание. Как помочь ребенку учиться?

«Папа у Васи силен в математике…» — помните эту забавную частушку из известного детского кинофильма? А продолжение ее?

…Учится папа за Васю весь год.
Где это видано?! Где это слыхано?!
Папа решает, а Вася сдает!

Смешно, не так ли? Но, как известно, в каждой шутке есть доля истины. Как правило, все начинается с вполне понятного желания родителей помочь своим чадам-первоклашкам. Однако постепенно, незаметно для самих себя, взрослые начинают делать уроки за ребенка, вместо того чтобы помогать ему.

Вообще, во всем, что касается учебы детей, родители склонны впадать в две крайности. Одна из них — чрезмерная опека, при которой несчастный ученик даже буковку не смеет написать без разрешения взрослых, а вторая — полное отсутствие не только помощи, но даже и контроля над успеваемостью ребенка. Мол, меня тоже никто не проверял, и ничего — выучился!

Как сохранить «правильный баланс», сопровождая ребенка на пути получения знаний, подскажут советы психологов.

1. Начало занятий в школе — переломный момент в жизни ребенка, который до сих пор большей частью только играл и никому ничего не был должен. А теперь он должен учиться! Эта все чаще звучащая фраза может вселить в неокрепшую психику ребенка настоящий ужас (страх, панику, оцепенение, неуверенность в своих силах и пр.). Дорогие родители, в этот трудный период будьте добры и снисходительны к вашим детям, и тогда ваши отношения обретут новую силу и новый расцвет. Конечно же, помогайте им, насколько вам позволит время, только хорошенько определите для себя, в чем конкретно будет заключаться ваша помощь.

2. Остерегайтесь ориентироваться на отметки. Некоторые родители так тяжело воспринимают отметки своих детей, словно они поставлены вовсе не детям, а им самим. По мнению психологов, это происходит потому, что родители бессознательно воспринимают оценку ребенка как оценку своей родительской успешности. Но не стоит забывать, что у разных детей разные способности, разный природный темперамент и темп овладения знаниями. Поэтому главным критерием для вас должна быть обратная связь с ребенком, вроде «понял — не понял».

Вам нужно обеспечить ребенку атмосферу безопасного познания, независимо от того, какую отметку он принесет завтра из школы. При каждой возможности старайтесь подчеркнуть, что ваши чувства к сыну, дочке не зависят от успеваемости и что вы не разлюбите его, ее, даже если завтра в дневнике появится двойка. Уверенность в вашей любви способна сотворить гораздо больше, нежели шантажирующие формулировки, к которым прибегают отдельные родители: «Не будешь хорошо учиться, я тебя разлюблю» или «Если бы ты любил маму, папу, ты бы так не учился». Наоборот, подобные высказывания имеют прямо противоположный эффект. В сознании ребенка школа превращается в то место, из-за которого его могут разлюбить, что порождает страх и перед школой, и перед учителями, и вообще перед любым процессом познания.

3. Никогда не позволяйте себе никаких оскорбительных или обидных высказываний! Старайтесь также оставлять при себе любые оценочные суждения, типа: «неправильно», «я не понимаю, что тебе тут непонятно», «не спеши», «будь внимателен», «разве так можно?», «сколько раз тебе повторять», «подумай ещё раз». Если ребенок совершает ошибку, дальше думать должен взрослый. Например, о том, как упростить задачу и придумать новую, решив которую, ребенок смог бы обнаружить свою ошибку, удивиться ей и исправить её.

4. Помогайте ребенку в темпе, естественном и комфортном для него. Здесь неуместно торопить и подгонять. Ребенок, конечно, может под давлением взрослого начать быстрее писать, но вряд ли он от этого научится быстрее думать.

5. Во время выполнения домашней работы наблюдайте за ребенком, и при первых признаках утомления организуйте перерыв. Если сын, дочка стали медленнее писать, надолго задумываться над элементарными вопросами или же ерзать на стуле, смотреть по сторонам — значит, пора сделать «переменку». Предложите ребенку размяться (у детей быстро затекают мышцы от сидения в одной позе), посмотреть в окошко (поочередно на дальние и ближние объекты — простейшая гимнастика для глаз) или же сходить на кухню и взять яблочко, попить водички и др. Своевременно сделанный перерыв предотвратит переутомление ребенка и позволит эффективно справиться с уроками.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием понять своего ребенка — получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая сподвигнет ваше чадо на покорение новых вершин и будет постоянно поддерживать в нем огонек любви к познанию.

7 комментариев (комментировать)
Теги: ученики, уроки, школьник, помощь, воспитание, родители, учеба
Рейтинг статьи Ваша оценка
Подробнее

Поделиться

Опубликовано 14.11.2009

Обсуждение статьи:

  • Марина Димитриева Марина Димитриева Дебютант 14 ноября 2009 в 22:45   # Ответить 0 +1

    Наталья, спасибо большое! Ваши советы нам очень пригодятся!

    Оценка статьи: 5

  • Владимир Рогоза Владимир Рогоза Грандмастер 17 ноября 2009 в 13:15   # Ответить 0 +1

    Толковые, взвешенные советы. 5

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 11 апреля 2010 в 20:38   # Ответить 0 +1

    Очень хорошая статья. Вот не люблю, когда по пунктам что-то объясняют, но здесь все здорово, правильно и с пониманием.
    (А "папа у Васи силен в математике" - вообще наш случай.... и наша присказка).

    Оценка статьи: 5

    • Наталья Купа Наталья Купа Профессионал 12 апреля 2010 в 00:40   # Ответить 0 +1

      Галя Константинова, спасибо! А мой сынишка, хоть мальчик и хороший, но до сих пор норовит маме так или иначе некоторые предметы "спихнуть". Кстати, ту самую математику Я ее в школе очень хорошо знала, даже и до сих пор помню. А у сына с ней проблемки. Но я стойко держусь и не позволяю себе просто дать списать. Заставляю сыночка думать, чертить, шаг за шагом продвигаться. Хотя он и бурчит, недовольствует.

      • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 16 апреля 2010 в 21:13   # Ответить 0 +1

        Наталья, а я вот - как получится. . Бывает, и делаю вместо.
        Но один раз учительница поймала на сочинении по испанскому (а мой честно сказал: "да, мама писала").
        Ну посмеялись все.

        Оценка статьи: 5

Посмотреть все комментарии (7)

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: