• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Как показан Всемирный потоп в живописи?

Всемирный Потоп во все времена был одним из популярных сюжетов в живописи. Потому что это одна из ключевых точек в истории человечества, прошедшего, говоря наукообразно, «через бутылочное горлышко».

И. К. Айвазовский, «Всемирный потоп», 1864 г. Фото: общественное достояние

И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…

Корнелис Корнелиссен, «До потопа», 1615 г.
Корнелис Корнелиссен, «До потопа», 1615 г.
Фото: общественное достояние

Но давайте начнём с некоторых событий, приведших к такому нехорошему результату.

Вот иллюстрация на шестую главу Книги Бытия:

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.

Вначале XIX век, с его классицизмом, картинностью, выразительными позами:

Ю. Ш. фон Карольсфельд, «Сыны Божии и дочери человеческие», 1852 г.
Ю. Ш. фон Карольсфельд, «Сыны Божии и дочери человеческие», 1852 г.
Фото: общественное достояние

А это, для сравнения, средневековая фреска на тот же, довольно редкий, сюжет.

Фреска «Сыны Божии и дочери человеческие», 14 век, Сербия
Фреска «Сыны Божии и дочери человеческие», 14 век, Сербия
Фото: общественное достояние

Лично вам что больше нравится?

А после был Потоп. Нет, вначале:

И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

А вот после… впрочем, тоже не сразу. Ведь требовалось еще Ковчег построить, а это заняло около ста лет.

И Ной, согласно полученным от Господа инструкциям, приступает к строительству.

Причем на некоторых изображениях, особенно вначале, он работает собственноручно. Нет, это иллюстрация, XIX века, но все же, если следовать тексту буквально, Господь велел Ною построить ковчег, а не нанять подрядчиков.

И вот Ной собственноручно плотничает.

Гюстав Доре, 19 век
Гюстав Доре, 19 век
Фото: общественное достояние

Однако на большинстве изображений Ной руководит бригадой. Обратите внимание, насколько он здесь крупнее всех остальных. Не перепутаешь, кто главный!

Это нормально для изображений святых и вообще иллюстраций на тему священной истории: статус и размер фигуры здесь могут коррелировать.

Рельеф, 11 век.
Рельеф, 11 век
Фото: на условиях добросовестного использования

Или это просто строители? Поскольку не факт, что Ноев Ковчег был кораблём.

Наверное, все читали или слышали, что в районе горы Арарат находили… нет, не ковчег, конечно. Что на аэрофотоснимках вроде бы обнаруживали нечто, формой похожее на большой корабль. Вот только в Писании не сказано, что Ковчег, если доверять библейскому описанию (а если ему не доверять, то как-то странно вообще искать Ковчег) — это корабль.

Длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье].

И его долгое время изображают в виде скорее дома, ящика, короба. Трехъярусного, размерами примерно 135 на 23 метра. Иногда изображавшегося вот такой, круглой формы.

Икона, конец 17 века
Икона, конец 17 века
Фото: общественное достояние

Здесь такой же Ковчег — если я правильно понимаю, это снова «комикс», то есть история Ноя в развитии.

Икона, 16 век
Икона, 16 век
Фото: общественное достояние

И ещё Ной со вполне узнаваемый атрибутом… ну или теперь узнаваемым, когда мы знаем, что Ковчег — это не всегда корабль.

Лоренцо Монако, «Ной», 1408−1410 гг.
Лоренцо Монако, «Ной», 1408−1410 гг.
Фото: общественное достояние

Черты корабля он приобретает постепенно. А теперь большинство из нас чётко ассоциируют Ковчег с большим кораблём. И в рассказах об очередном якобы найденном Ковчеге обычно фигурирует корабль.

Вот на этой миниатюре промежуточный вариант: дом-ковчег установлен на корабле. Кстати, и здесь Ной почти вдвое превосходит размерами своих подчинённых кораблестроителей.

Миниатюра, 15 век
Миниатюра, 15 век
Фото: общественное достояние

Постройка Ковчега заняла… Почему-то в популярных статьях (и в Википедии тоже) упорно фигурируют 120 лет.

Но в шестой главе книги Бытия отмечены 500-летие Ноя, когда (или после чего) у него родились сыновья и его 600-летие, когда на Землю пришёл Потоп.

Но ведь не факт, что строительство Ковчега следует отсчитывать от Ноевого 500-летия или от рождения его сыновей.

Но есть в Книге Бытия такая привязка:

…жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять [565] лет.

В скобках — то, что в Синодальный перевод взято из Септуагинты. Но Ламех, отец Ноя, не дожил до Потопа. И не факт, что дожил до начала постройки Ковчега.

И если допустить, что о предстоящей катастрофе Ной узнал после смерти отца, то постройка Ковчега заняла не больше 35 лет. А может, и не больше 5-ти. Так получается…

Икона, 18 век. Обратите внимание, Ковчег здесь тоже в виде дома, установленного на корабле. Подозреваю, что они давно понимали: судно в форме дома или ларца неважно плавает. Но в Библии-то Ковчег описан вполне ясно. Вот и конструировали, стараясь привести традицию в соответствии с реальностью.
Икона, 18 век. Обратите внимание, Ковчег здесь тоже в виде дома, установленного на корабле. Подозреваю, что они давно понимали: судно в форме дома или ларца неважно плавает. Но в Библии-то Ковчег описан вполне ясно. Вот и конструировали, стараясь привести традицию в соответствии с реальностью.
Фото: общественное достояние

Как известно, Ной загрузил в свое судно «каждой твари по паре».

Точнее, в нашем синодальном переводе сказано: «от всякой плоти по паре».

Миниатюра, 15−16 век
Миниатюра, 15−16 век
Фото: общественное достояние

Вот погрузка пары единорогов… Таких картинок с животными из бестиариев довольно много. И обратите внимание на размеры людей и животных, вот хотя бы замечательных слоников в левом нижнем углу…

В Писании есть и немного иная версия:

всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;

также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,] чтобы сохранить племя для всей земли (Бытие, 87:2−7:3)

Почему «чистых» больше? А Бог его знает! Может, чтобы в новом мире «чистых» животных было больше. Но и «нечистые» — Божьи создания, «нечистые» они для употребления в пищу. И для жертвоприношений — это, наверное, гораздо важнее. И возможно, «чистых» животных Ною понадобилось больше для жертвоприношения, осуществленного им сразу после того, как они сошли на землю.

Микеланджело, «Жертвоприношение Ноя»
Микеланджело, «Жертвоприношение Ноя»
Фото: общественное достояние

Но это было позже, когда все уже закончилось.

Интересно, а авторы, заказчики и зрители многочисленных изображений задумывались над тем, знали ли работники, помогавшие Ною в постройке Ковчега, что их самих на него не возьмут?

В сей самый день вошел в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.

Иоахим Эйтевал, «Всемирный потоп», 1590−1592 гг.
Иоахим Эйтевал, «Всемирный потоп», 1590−1592 гг.
Фото: общественное достояние

То есть бригада лесорубов и плотников в число этих восьмерых явно не вошла. Конечно, они сами могли и не верить в предстоящий Потоп. Или даже не знать о нем. Это Ноя Господь предупредил. А сказал ли тот об этом кому-то, кроме своих близких, в Писании вроде бы не уточняется.

Ханс Бальдунг Грин, «Всемирный потоп», 1516 г.
Ханс Бальдунг Грин, «Всемирный потоп», 1516 г.
Фото: общественное достояние

А есть еще предание — неписаное. Про соседа Ноева, по имени Орох.

Был он завистлив и подозрителен. Увидел Орох однажды, что Ной с сыновьями начал строить огромную лодку, и подумал: с чего бы это? Ной, говорят, праведник, Господь любит его. Не иначе, что-то должно случиться. И стал Орох строить такую же лодку. Долго строил, но закончил в срок. И все смеялись над ним и над Ноем. А потом начались дожди. И реки вышли из берегов, и ручьи превратились в потоки. И стала заливать вода жилища. Тогда поняли люди, что Бог прогневался на них, но не было у них сил душевных принять этот гнев как подобает. И бросились они к ковчегам… Но затворил Ной ворота ковчега, и напрасно стучали в них люди. Женщины поднимали детей над волнами и питали надежду, что хоть безвинных младенцев примет праведник Ной. Но был Ной послушен воле Господа. А Орох не вынес плача и мольб — и отворил ворота. Взошли люди на ковчег Ороха, но слишком много их было, и не смог он затворить ворота, не смог выбрать того, перед кем их затворить…

— Значит, мы потомки того праведника… Интересно, спал он спокойно в оставшуюся жизнь?
— Он спал спокойно.
— Тогда, наверное, все, что было потом — это искупление его праведности…

Ну да ладно. Бог нам всем судья. И праотцу Ною тоже.

А вот каким увиделся Потоп Сальвадору Дали. Честно сказать, я не люблю Дали, но мимо этого пройти не мог.

Сальвадор Дали, «Великий потоп на земле»
Сальвадор Дали, «Великий потоп на земле»
Фото: общественное достояние

А вот это замечательная миниатюра аж XIII века. Просто-таки авангард, только за 700 лет до авангарда!

Уильям де Брэйлс, иллюстрация к Библии, 13 век
Уильям де Брэйлс, иллюстрация к Библии, 13 век
Фото: общественное достояние

И следующая мозаика, по-моему, совсем жуткая. Вода, изливающаяся с неба на живых и уже не живых…

Мозаика, начало 13 век. Венеция, Собор Сан-Марко
Мозаика, начало 13 век. Венеция, Собор Сан-Марко
Фото: общественное достояние

А вот момент, когда Ной выпустил ворона и тот не вернулся. Это означало, что вода отступила, оставив достаточно пищи для падальщика.

Миниатюра, 15 век
Миниатюра, 15 век
Фото: общественное достояние

А растительноядный голубь вернулся. Ясное дело, суша хотя и освободилась, но вырасти на ней ничего еще не успело. И лишь через неделю, вновь выпущенный, он принес лист (или ветвь) оливы.

Миниатюра, 15 век
Миниатюра, 15 век
Фото: общественное достояние

Так что голубь — ещё один, помимо Ковчега, атрибут Ноя.

Фредерик Шилдс, «Ной», 1910 г.
Фредерик Шилдс, «Ной», 1910 г.
Фото: общественное достояние

Из этой истории происходит и всем известный современный символ: Голубь Мира.

Пабло Пикассо, «Голубь Мира»
Пабло Пикассо, «Голубь Мира»
Фото: добросовестное использование

Ну, а дальше хорошо известная история о том, как Ной вырастил виноград и, переборщив с употреблением горячительного напитка, заснул обнаженным. И стал объектом насмешки увидевшего его в таком виде Хама, одного из своих сыновей.

За что Ной и проклял…

И. С. Ксенофонтов, «Ной проклинает Хама», 1852 г.
И. С. Ксенофонтов, «Ной проклинает Хама», 1852 г.
Фото: общественное достояние

Нет, не Хама, как следует из названия этой картины академика Ивана Ксенофонтова. Потому что в тексте нет проклятия Хама, там Ной проклинает его сына Ханаана.

Есть целый ряд версий, почему Ханаана. Тем более, у Хама были еще сыновья, которым дед не адресовал никаких проклятий.

Так что же, академик исторической живописи допустил неточность? Не совсем.

Эта картина в Интернете действительно фигурирует как «Ной проклинает Хама». Но Иван Ксенофонтов получил Золотую медаль Академии художеств за картину «Ной благословляет сыновей своих Сима и Иафета и отвергает не благословенного им сына Хама». Так что вопросы скорее к нашим современникам, подсократившим название.

Почему Ханаан, а не Хам? Как я уже сказал, версий куча — официальных, исторических и от современных блогеров. Начиная с того, что Хам отца то ли оскопил (детей у Ноя после Потопа, действительно, как бы не отмечено), то ли, извиняюсь, вступил с ним в интимную связь, то ли вступил в оную связь с женой отца.

Но самое простое и без привлечения лишних фантазий объяснение: что Бог благословил Ноя и его сыновей. Так что проклясть Хама, благословленного Господом, Ной не мог.

Миниатюра, «Нюрнбергские хроники», 15 век
Миниатюра, «Нюрнбергские хроники», 15 век
Фото: общественное достояние

И да, у нас разговор не о возможной подоплеке тех или иных библейских событий, а о том, как это виделось художникам разных времен. А они упорно изображали именно то, как Хам, смеясь, зовет братьев взглянуть на пьяного отца.

Другой вопрос, что картины, миниатюры и картинки частенько оказывались слишком буквальными и не слишком, на современный взгляд, пристойными. Так что пришлось постараться и поискать что-нибудь приемлемое. Зато персонажей не перепутать…

Статья опубликована в выпуске 4.04.2024

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: