• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Котов Грандмастер

Какой секрет анекдота открыли древние греки?

Часть 2. Штирлиц и Винни-Пух

«С таким сосредоточенным лицом он бы и дня не продержался!» — знаменитый разведчик Ким Филби о Штирлице.

Древние греки, потомки Одиссея, были умными и творческими людьми и сделали множество открытий в самых разнообразных отраслях знаний. В том числе, о чем часто забывают, в области юмора и его самого популярного жанра — анекдотов. Они сумели открыть секрет, который лежит в основе многих анекдотов и комических историй, популярных в наше время.

Фото: кадр из мультфильма «Винни-Пух идет в гости»

Безотносительно того, как назвать этот прием — идеей «поменяться местами», сменой масок (маскарадом), перевоплощением, подменой понятий (или, точнее, образов) или как-то еще, он не только работал в античные времена, но и не потерял своей ценности до сих пор.

Характерный пример — фольклорный образ советского разведчика Штирлица из знаменитого сериала «Семнадцать мгновений весны». Принято считать, что популярность цикла анекдотов, в котором действует этот персонаж, основана на использовании разного рода каламбуров и пресловутой «игры слов», но на самом деле это лишь одна из причин.

  • Штирлиц выстрелил вслепую. Слепая упала навзничь. Взничь не пошевелилась.
  • Штирлиц почуял за собой «хвост». «Мутирую», — подумал Штирлиц.

Кто такой Штирлиц в романе Ю. Семенова и фильме Т. Лиозновой? Вне всяких сомнений, это герой и супермен, при этом, в отличие от Джеймса Бонда (который, впрочем, тоже не был дураком), человек не только физически сильный (чемпион Берлина по теннису!), но и обладающий стальной волей и завидной эрудицией, хорошо знающий жизнь, наделенный развитым логическим мышлением и едва ли не способностью к предвидению, при этом отличный психолог. Штирлиц почти не стреляет (одна пуля досталась агенту Клаусу) и редко применяет физическую силу (оглушить гестаповца Холтоффа пустой бутылкой мог бы и более слабый и менее ловкий человек), однако постоянно собирает информацию, анализирует ее и делает выводы.

Какой секрет анекдота открыли древние греки?
Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

История из жизни:

На вопрос Юлиана Семенова:
— Слава, как тебе удается так прекрасно думать — я вижу, как ты думаешь на экране!
Вячеслав Тихонов ответил:
— Я прокручивал в голове таблицу умножения.

Штирлиц из анекдотов — это человек с незамутненным сознанием ребенка, глупец и простофиля, который не понимает простых вещей, очевидных любому школьнику. И хотя, как и его прообраз, любит размышлять и делать заключения, он начисто лишен зачатков абстрактного мышления, не способен рационально оценить последствия своих поступков и увязать причины со следствиями.

  • Штирлиц шел по коридору. Мимо прошла радистка Кэт, двое гестаповцев несли за ней чемодан с рацией. «В отпуск», — догадался Штирлиц.
  • Штирлиц зашел в кабинет Мюллера. Тот увидел его и сразу упал в обморок. «Нервишки», — подумал Штирлиц, поправляя буденовку.

Анекдоты про Штирлица — это истории про глупость и глупца. Но чтобы усилить комический эффект, их главный персонаж получил имя человека, являющегося, по сути, его прямой противоположностью. Заметим, что обязательным условием такой подмены (или пародирования — это слово тоже имеет греческие корни) является сохранение внешних признаков прототипа и обстоятельств, в которых он живет и действует. В противном случае связь между двумя образами начинает теряться.

Штирлиц из анекдотов носит эсэсовский мундир, общается с врагами — Шелленбергом и Мюллером, и друзьями — радисткой Кэт и пастором Шлагом; ходит по коридорам службы безопасности, получает шифровки из Центра и посещает любимый ресторан «Элефант».

Какой секрет анекдота открыли древние греки?
Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Разумеется, в фабуле могут использоваться и другие приемы, которые усиливают комизм историй — в частности, уже упомянутый феномен «игры слов» (хотя он используется далеко не во всех анекдотах цикла).

  • В дверь кто-то вежливо постучал ногой. «Безруков!» — догадался Штирлиц.

Этот же прием, придуманный древними греками, используется и в анекдотах о популярных персонажах наших любимых мультфильмов — в частности, о медвежонке Винни-Пухе и его друзьях.

  • «Иногда приходится жалеть, что твой друг не был большой свиньей», — вздыхал голодный Винни Пух, обжаривая Пятачка на костре.
  • Пятачок набегался по лесу и лежал без задних ног. Винни в это время варил холодец.

Что называется, милая детская сказка превратилась в «черный юмор» для взрослых.

Напомню, что Ви́нни-Пух — хороший, добрый и смешной плюшевый мишка, персонаж книг писателяАлана Милна, ставший героем советских мультфильмов. Почему же в фольклоре он внезапно превратился в некоего монстра, хищного и злого?

Заметим, что это превращение имело все-таки некую связь (как мы уже упоминали, одно из условий трансформации персонажа) с книжно-экранным образом: не будем забывать, что хотя Винни-Пух и был плюшевой игрушкой, моделью для нее служил настоящий медведь — большой, сильный и хищный зверь.

Какой секрет анекдота открыли древние греки?
Фото: David Rasmus, по лицензии shutterstock.com
  • Идут Пятачок и Винни по лесу:
    — Винни, Винни, а куда мы идем?
    — Свинье морду бить! (существует и другой вариант, своего рода «план Б» намеченного пикника, но мы из деликатности его опустим)
    — А если убежит?
    — Я те убегу!!!
  • Винни-Пух — Пятачку:
    — Пойдем к Кролику, подкрепимся.
    — Винни, мы были у него два дня назад и все съели.
    — Пятачок, мы можем подкрепиться и кроликом!

Винни-Пух превратился в хищного зверя именно по той причине, по которой ученый греческий педант стал наивным дурачком, а образцовый разведчик Штирлиц, интеллект которого мог бы дать фору Шерлоку Холмсу, оказался способен на поступки, которые не под силу любому другому человеку — ну или даже персонажу…

  • Гестапо перекрыла все выходы из дома Штирлица. Но он не растерялся и вышел через вход.
  • Мюллер гнал машину по шоссе со скоростью сто километров в час. А рядом бежал Штирлиц, делая вид, что беззаботно прогуливается.
  • Покинув сеанс связи, Штирлиц попрыгал босыми ногами по панели рации. «Пусть теперь люди Мюллера поищут человека с такими отпечатками пальцев!» — злорадно подумал советский разведчик.
Какой секрет анекдота открыли древние греки?
Фото: кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

И в завершение — цитата из произведения классика, который, вне всяких сомнений, понимал толк в юморе и анекдотах.

Я почти пришел к убеждению, что новую остроту выдумать невозможно. Все смеялись этим древним шуткам, но что поделаешь, древним шуткам смеются всегда и везде; я уже заметил это много столетий спустя. (Марк Твен «Янки при дворе короля Артура»)

Статья опубликована в выпуске 1.04.2024

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Есть и "производные" анекдоты про Штирлица. Например: Штирлиц жарил картошку в мундире, хотя война уже кончилась.

    Оценка статьи: 5

  • С удовольствием прочел о древнегреческих шутках и приеме, который был использован в них и дожил до наших дней. Ваши замечания очень точные и, признаться, я никогда не рассматривал героев популярных анекдотов как участников маскарада.
    Возможно, Вы захотите посвятить материал античным анекдотам про врача (такой персонаж же есть!), расскажите, похожи ли старинные шутки про нашего брата на современный медицинский юмор.

    • Карл-Август Аванти,
      никогда не рассматривал героев популярных анекдотов как участников маскарада.
      Ну, вспомним высказывание Шекспира про жизнь как театр...Где театр- там маскарад)) а фольклор, анекдоты - тоже отражение жизни, пусть и очень своеобразное

      • Александр Котов, я имел в виду Вашу находку: под именем знакомого всем героя скрывается совсем другая персона, нередко обладающая противоположными качествами. Это прекрасно, и это у меня вызвало ассоциацию с маскарадом, где красавица рядится страшной ведьмой, богач - нищим, нищий - королем, мудрец - шутом, а дурачок - мудрецом.
        Хороший обзор современного профессионального юмора врачей есть у Алексея Водовозова. Еще могу порекомендовать книгу Адама Кея "Будет больно" (предупреждаю: черный юмор). А вот из классики могу вспомнить только сборник рассказов Конана Дойля, где речь идет о студентах медиках, про даму это все же не исключительно медицинский юмор.