• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Захаров Подготовка материала: Профессионал

С чего начать писать? Коротко о главном.

Хочу коротко рассказать о том, с чего начать писать статьи.

Итак, вы уже решили, что написание текстов (будь то статьи, повести, романы, стихи или рекламные пресс-релизы) — это ваше призвание. Желание писать есть, владение русским языком — безусловно, на высоте, и дело осталось за малым — начать. И написать что-то гениальное, конечно. Например, актуальную и востребованную статью, за которую многие интернет-издания готовы будут выплатить вам кругленькую сумму.

Прежде всего, нужно определиться с целью. Цель — это то, что вы, собственно, хотите сказать своей статьей. Например, вы хотите рассказать о чемпионате мира по футболу, познакомить читателей с интересными людьми или поставить проблему.

Определились с целью? Пора собирать материал. С подготовки материала начинается любая статья — это основа вашего будущего текста. Все необходимые материалы для статьи должны быть собраны заранее, до того, как вы сядете за непосредственное написание текста. Купите тетрадь или блокнот, в котором будете вести необходимые записи. Приобретите диктофон — часто подготовка материала связана с общением с другими людьми. Цифровая фотокамера также поможет в сборе необходимых материалов, а удачные фотографии помогут вам оформить будущую статью.

Материалом для статьи могут быть ваши непосредственные наблюдения и заметки о каких-либо событиях, результаты опросов, интервью, мнения различных людей, фото-видеозаписи событий, архивные данные, информация из СМИ и телевизионных выступлений, сеть Интернет, и т. д. По сути, весь окружающий мир наполнен информацией, которая может быть использована в качестве материалов для ваших публикаций.

Следующий шаг. Вам необходимо определить круг будущих читателей — их примерный возраст, сферу их интересов, а иногда и многие другие определяющие признаки: пол, социальное и семейное положение, религиозную принадлежность, и т. п. От того, на кого рассчитана статья, зависит многое: стиль изложения материала, возможность использования специальных терминов, объем текста, использование литературных приемов и т. д.

После этого определяется стиль статьи. Одну и ту же информацию можно донести читателю посредством разных стилей — так называемых жанров, например, с помощью простого описания, репортажа или интервью.

Под жанрами журналистики подразумеваются типы публикаций, объединенные сходными признаками. Эти признаки называют жанрообразующими факторами. В современной журналистике выделяются в качестве основных, как правило, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, цель отображения, метод отображения.

Перечислим самые популярные публицистические жанры.

Информационный — статья, содержащая информацию о каком-либо событии (то есть описание данного события).

Аналитический — статья содержит анализ события или ситуации.

Хроника — статья, содержащая хронологическое изложение событий.

Репортаж — описание событий, происходящих непосредственно.

Портретный очерк — содержит описание человека (группы людей), а также его (их) увлечений, работы, интересов, взглядов на жизнь.

Интервью — жанр, содержащий беседу с человеком или группой людей.

Фельетон — жанр, основанный на приемах сатиры и юмора.

В реальной практике редко встречаются статьи, написанные в чистом жанре. Как правило, жанр статьи является смешанным.

При написании статьи не обязательно следовать жестко заданному жанру, но отказываться от жанров тоже не следует, иначе может сложиться ситуация, когда все ваши статьи будут похожи по стилю друг на друга.

Итак, вопрос: с чего начать писать?

Ответ:
 — первое: нужно определиться с целью статьи.
 — второе: собрать материал.
 — третье: установить круг читателей.
 — четвертое: выбрать жанр будущей статьи.

Ответ понятен? Теперь можете садиться за написание вашего текста.

Статья опубликована в выпуске 29.01.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (16):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо, Александр! Мне Ваша статья понравилась. 5.

    Оценка статьи: 5

  • На всякий случай скопировал.

    Слишком уж "сухо" и академично!

  • Мне все понравилось, не хватило какой-то изюминки, лично от вас. Это как рецепт от хорошей хозяйки, какой-то сюрприз присутствует...Удачи Вам и Вашим статьям!

    Оценка статьи: 4

  • А мне статья понравилась. Во всяком случае, нашла в ней много полезного для себя. Спасибо автору и 5.
    P.S. У каждого, ведь, своя правда: у кого-то - риторика в вузе, а у кого-то - реальные выплаты за опубликованные статьи.

  • Мда....
    "Желание писать есть, владение русским языком – безусловно, на высоте". Молодой человек, вы сами себе противоречите. Или исходите из принципа, что хороший ученик превзойдет своего учителя? В одном предложении умудрились понаставить знаков препинания, не совпадающих с правилами русского языка. То есть Вам, судя по всему, нужно начинать с самого начала и до гениальных текстов далеко
    Да, и добавить к комментарию natta нечего, он верен. Есть теория и теория гласит... А что показывает практика, так то дело второе: у каждого она своя. И Ваш текст действительно статья, но мой - уже рецензия. Пусть он трижды называется комментарием.
    Удачи на журналистском поприще, которое, к слову, не заканчивается интернетом.

    Оценка статьи: 3

  • Теперь все ясно, спасибо. Осталось научиться отличать одно от другого и не влюбляться в собственные тексты на этапе, когда они ясны и симпатичны только автору, не принимая критику.
    Учиться, учиться и учиться, но на то мы и в "Школе".

    Оценка статьи: 5

  • Указанный вами порядок не правильный. Сначала определяться надо с аудиторией. Это первое и главное. Выясняем, что этой аудитории нужно. И только потом находим тему, которая будет интересна всем. Это, конечно. если мы собираемся писать то, что предназначено для продажи. Если желаете писать, как раньше говорили, "в стол" - тут конечно, правила сам для себя выбирает.
    И, как нам на риторике объясняли, то, что в статье перечислено - это не публицистические жанры. Это - жанры журналистских материалов.
    Неправильно все материалы называть статьями.
    Они делятся на две группы - информационные и публицистические
    К первым относятся хроника, информация, расширенная информация, корреспонденция, репортаж, интервью. Ко вторым - статья, обзор, рецензия, отчет, фельетон, очерк.

    • Кстати, вот что интересно. Сейчас случайно попала вот на этот учебник по журналистике. Там схема писания статьи такая предписана:

      1. Статья начинается с того, что вы определяете ее цель — что вы, собственно, собираетесь сказать этой статьей. Например, вы хотите описать какое-нибудь мероприятие, познакомить читателя с интересным человеком или поставить проблему...

      2. Далее следует определить круг читателей — их примерный возраст, сферу их интересов. Оттого, на кого рассчитана статья, зависит, будут ли использоваться специальные термины, каков будет объем вашей статьи...

      3. После этого определяется стиль (жанр) статьи. Одну и ту же информацию можно донести посредством простого описания, репортажа или интервью.

      Вам, Александр, этот учебник наверняка знаком, поскольку в вашей статье повторены оттуда целые фразы (кстати, то, что у меня в пункте 1, у вас выглядит так: "Например, вы хотите рассказать о чемпионате мира по футболу, познакомить читателей с интересными людьми или поставить проблему").

      И в учебнике, и у вас написано:

      "Хроника — заметка содержащая хронологическое изложение событий" (у вас - без тире).
      "Репортаж — описание событий, происходящих непосредственно" (у вас также без тире).
      "Интервью — жанр газетного искусства содержащий беседу с человеком или группой людей" - в учебнике, у вас: "Интервью жанр, содержащий беседу с человеком или группой людей".
      Тире там все-таки нужно, во-первых, а во-вторых - фраза "жанр... содержащий" выглядит, на мой взгляд, весьма неудачно, - и в учебнике, и у вас.

      Схема, предписанная учебником и обозначенная Наташей, по-моему, единственно правильная: важно на начальных этапах определяться с этой самой аудиторией, с кругом читателей.

      Учебник все же содержит изложение проверенной методики, и перекраивать ее под себя ли, под какие еще нужды - не стоит.

    • "Сначала определяться надо с аудиторией" - а это, извините, полный бред!

      С какой аудиторией определяться, если нет ни цели, ни замысла, ни темы статьи?!!

      Оценка статьи: 5

      • Солидарен с Вами, Александр. Все по делу. Что касается риторики, то учитывать аудиторию говорящему или пишущему, конечно, надо, но это дело вторичное. Лучшие ораторы или писатели могут быть одинаково интересны практически любой аудитории: все дело в стиле и в самом человеке. Говорите коротко, просто, понятно, эмоционально, интересно. И пишите так, как говорите. И тогда проблема аудитории просто исчезнет. Говорю это не потому, что прочитал много книг на тему риторики, а потому что сам почти 10 лет преподавал ораторское искусство. За статью 5 баллов!

        Оценка статьи: 5

    • Я не знаю, правильный мой порядок или нет - но такой порядок работает. И применяется на практике, а не в теории. Это первое и главное

      Во-вторых, это именно публицистичекие жанры. Они используются не только в журналистике. Не понимаю, при чем тут риторика?

      "Неправильно все материалы называть статьями" - я не называл все материалы статьями. И, кстати, кто тут решает - что правильно, а что нет? Мне, например, удобно называть все свои тексты статьями. Если кому-то это не нравится - это его проблемы, а не мои

      В своей статье я лишь коротко и очень примерно обозначил проблему. Она не претендует на что-то большее. А спорить о жанрах - бесполезно. Хотя можно попробовать: вот Вы, например, пишете - "статья, обзор, рецензия, отчет, фельетон, очерк". Т.е. обзор, рецензия, фельетон, очерк не могут быть представлены в виде статьи? Не смешите меня Не верьте преподавателям по риторике, прислушивайтесь к здравому смыслу.

      Оценка статьи: 5