Каменская — не сверхчеловек не гений сыска, не всезнайка. Настя обыкновенная, можно сказать, типическая молодая женщина, переживающая сомнения, фобии и разочарования, присущие всем российским женщинам «среднего класса». Однако, сталкиваясь со злом, нередко угрожающим ей самой, она находит силы ему сопротивляться, преодолевать страх, доводить свое дело до конца. Эта сила во многом определяется нравственной позицией Каменской, что и формирует этику героини, как в ее личной, так и в профессиональной сфере.
В романе «Седьмая жертва» Настя Каменская со своей коллегой выступают на ТВ в программе «Женщины необычной профессии». Они обе «убеждены, что не существует женских и мужских профессий, а есть природные наклонности, способности и особенности характера, позволяющие успешно заниматься одними видами деятельности и мешающие добиваться успеха в других профессиях. Причем природа эти… способности раздает людям без учета их половой принадлежности».
Каменская приучает широкий круг читателей к мысли, что женщина-оперативник такое же нормальное и органичное явление, как и сыщик мужчина. Обаяние личности героини усиливает эффект воздействия на трансформацию ходячих стереотипов. Этому способствует и многократность, «многосерийность» явлений Каменской читателю-зрителю, что удлиняет временное воздействие, позволяя вовлекать в дискурс все большее количество людей. Потому и можно утверждать, что романы Марининой провоцируют немаловажный поворот в массовом сознании, который помогает процессу адаптации изменившихся ролей в обществе.
Манера поведения и способ жизни Анастасии Каменской (игнорирование предписываемых женщине бытовых и общественных поведенческих стереотипов) представляются своеобразным вызовом контролю над женщиной, насаждаемому обществом. Подчеркнутое небрежение модной одеждой, кулинарией, ритуальными формами женского поведения совершенно очевидно не является признаком дурного воспитания, плохого образования или общего бескультурья Насти. Она не желает вникать в секреты приготовления пищи, обдумывать свой костюм и аксессуары, кокетничать с окружающими мужчинами не потому, что не умеет этого делать или вследствие большой занятости, а потому, что живет, думает иначе. Все это говорит о принципиальном непринятии патриархального конструкта, навязываемого обществом женщине.
Однако нельзя сказать, что, отвергая традиционный женский гендерный штамп, Каменская копирует противоположный — мужской. Александра Маринина пытается синтезировать некую новую, современную стратегию репрезентации женского. Эта либеральная модель должна выходить из сферы тоталитарного контроля и осуществлять свое право на самостоятельность, уникальность, независимость и самоценность. Сама писательница в одном из интервью так сформулировала свое понимание феминизма: «Я не знаю, что такое феминистка. Если это та, которая считает, что не хуже мужчины, то я, безусловно, феминистка. А если та, которая считает себя лучше мужчины, то я против, это шовинизм».
Каменская ни в каких сферах своей деятельности — будь это отношения с близкими людьми или коллегами — не приемлет вторичности и зависимости. С некоторой долей условности эту черту можно определить как «разумный эгоизм». Каменская альтруистична ровно настолько, насколько не ущемляется суверенитет ее «Я».
Новая женственность, названная «феминизмом», действительно не вызывает читательского раздражения. И именно потому, что Маринина литературными средствами сумела представить читателям культурологический конструкт, который отвечает современному уровню развития общества. Читатель не замечает, а часто и не верит во внешнюю некрасивость героини потому, что, во-первых, Каменская воплощает иную «красивость» — свободы мысли, слова, поступка, а во-вторых, мы начинаем сомневаться в правильности жизненной стратегии, по которой только красивая женщина имеет право на мужское внимание и на хорошего мужа.
Брак для героини не представляется некой вожделенной целью, главным средством реализации своей личности — ведь долгое время ее удовлетворяют свободные отношения с Алексеем, который как раз и настаивает на юридическом закреплении их союза. Таким образом, для Каменской представляется символически ничтожным то, что в традиционалистском социуме для женщины связывается с понятиями «счастье», «удача», «успех». Брак для нее из некой сакральной вершины, из превосходной степени переходит в «горизонтальный» ряд понятий, составляющих категорию самореализации. Муж, безусловно, близкий и любимый человек, но не господин. Это — друг, собеседник, партнер.
Важно, что новая концепция брака закрепляется Марининой в положительных, вызывающих доверие и симпатию литературных образах. Это позволяет массовому сознанию преодолевать противоречия в становлении брака на партнерской модели.
Мы видим, что данная женская модель — результат развития общества, его гражданского запроса. А какой будет героиня следующих эпох — покажет время.
У нас начальник штаба РОВД - Наташа Каменская...
0 Ответить
Учиться у Насти Каменской даже профессии сыска не стоит. А тем более посвящать ей "серьезные исследования". Чтиво для поездов и пляжей. Но меня как раз и настораживает появление подобных "серьезных исследований" да возведение подобного типажа в фетиш.
И дело не столько в том, что я не верю в благополучное, самодостаточное существование подобных насть каменских (их то я видела предостаточно, правда, не благополучных и не самодостаточных), а вот наличие хотя бы подобия Чистякова вызывает ооочень большие сомнения.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Один из немногих душевных сериалов на нашем ТВ.
1 Ответить
Один из многих дешевых сериалов на нашем ТВ.
Так точнее.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
эти ваши насти, равно как и прочие герои и героини всяких мыльных сериалов - уже ДОСТАЛИ!!! кол!
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Да... Я тоже посмотрела только, так называемый, "первый сезон".
0 Ответить
Посмотрел несколько серий, и больше нет никакого желания смотреть дальше. Тем более чему можно научиться у этого сериала, примитив полный... извините, это мое личное мнение...
0 Ответить
типическая молодая женщина, - какая-какая?
переживать фобии - смутно представляю, что это такое....
Мало логики... много перескакиваний в тексте... пожелания, чтобы хоть что-то было выделено в тексте - самые важные моменты, отделяющие одну часть текста от другой...
Много фраз вроде ""насаждаемый обществом, навязываемый обществом...".
"непринятии патриархального конструкта" - может, неприЯтии?
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Дык это не к нам - к Е.Г.Трофимовой, там серьезное исследование, это мы так, кусочек приняли к сведению...
0 Ответить
Если честно, то у нее ничему не учусь , но смотреть любим всей семьей. - Да и книги легко читаются.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
это вам так кажется.
если с интересом смотрите на женщину, которая непривлекательна и неженственна,то попали под влияние умелой прозы и кинематографии.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
интерес бывает разный!
сомневаюсь, что на неженственную женщину ( мужичку, в простонародье) можно смотреть с положительным интересом
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Простонародные женщины
отличаются хорошим здоровьем, рожают много детей,
трудолюбивы, скромны и неприхотливы - не смотрите
с пренебрежением на простонародных женщин.
Именно из них частенько случаются аномалии - и появляется еще одна рафинированная красотка.
Если в людской популяции двуногих прямоходящих исчезныт простонародные женщины -
мы вымрем.
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Сергей, Вам бы лишь бы что написать? хотя бы читайте то, на что отвечаете. В моем комментарии ни слова не сказано о "простонародных женщинах" ! и вообще, по-моему, это выражение не несет никакого лексического значения - только бред!
Оценка статьи: 2
0 Ответить
Сергей, Вам бы лишь бы что написать?
Катя, Вам лишь бы чего-нибудь начитаться?
хотя бы читайте то, на что отвечаете
Глупости.
Мне нет никакого дела до того, что написано
там на что я отвечаю.
это выражение не несет никакого лексического значения - только бред!
Очень не советую Вам
увлекаться чтением моих бредятин - рискуете
сбрендить тоже.
Не читайте там, где я пишу, Катя.
Оценка статьи: 1
0 Ответить