Хуторской А.В.:
Эвристическое обучение ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Личный опыт учащегося становится компонентом его образования, а содержание обучения создается в процессе деятельности.
Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью. Однако первое понятие является более широким и имеет ряд отличий:
1. Эвристическая деятельность включает в себя сами творческие процессы по созданию образовательной продукции.
2. Одной из составляющих эвристической деятельности являются познавательные процессы, которые необходимы для сопровождения творчества.
3. В эвристической деятельности организационные, методологические, психологические и иные процессы обеспечивают творческую и познавательную деятельность.
В эвристическом обучении есть одна главная особенность — изучение образовательных стандартов и личное творчество ученика меняются местами. Вначале ученик самостоятельно создает образовательную продукцию, а уже после сопоставляет ее с культурно-историческими достижениями человечества, закрепленными в образовательных стандартах. В этом случае усваиваются и стандарты, и способы самостоятельной творческой деятельности ученика.
Главной задачей в эвристическом обучении является творческая самореализация учащегося. Это осуществляется следующим образом. Ученик получает материал для конструирования, однако ему не дают готовых знаний о нем. Он создает продукт деятельности (гипотезу, сочинение, поделку), а затем с помощью учителя сопоставляет его с историческими аналогами в этой области. В результате ученик переосмысливает свой результат и происходит его личностное преобразование (изменение в чувствах, знаниях, способностях и опыте). Итогом деятельности учащегося может выступать и общекультурное приращение, когда ученик оказывается вовлеченным в культурно-исторические процессы.
Эвристическая образовательная ситуация является ключевым элементом обучения. Эта ситуация активизирует незнание, цель ее — рождение учениками личной идеи, проблемы, гипотезы, схемы, текста
Эвристическое обучение строится на основе открытых заданий. Практически любой элемент изучаемой темы может выражаться в форме открытого задания. Например, сочините пословицу, сформулируйте грамматическое правило, придумайте общество будущего, составьте сборник своих уроков, определите возможные способы использования какого-либо предмета.
Контролю в эвристическом обучении подлежит не степень усвоения готовых знаний, а творческое отклонение от них. Таким образом, проверке и оценке подлежат развитие личностных качеств ученика, его творческие достижения по изучаемым предметам, а также уровень усвоения и опережения образовательных стандартов.
По материалам:
Хуторской
Хуторской
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...